Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОСЛОВИЦАМИ

Бурлачко Т.С. 1 Градусова Л.В. 1
1 Магнитогорский государственный университет
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4._М._1955.
2. Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. - С.664.
3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина._М._2004.

Дошкольный  возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития. Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.

«Пословица» – это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение[1]. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания содержится в высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу - родной язык, остались бессмертными»[2].

Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

Общественная и педагогическая значимость фольклора, особенно малых его форм, обобщающий в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам, средством общего развития детей. Актуальность проблемы определяется тем, что до последнего времени оставалось недостаточно изучено активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка, возможностей фольклора в решении задач нравственного, этнокультурного воспитания детей и развития речи.

Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.

В данных исследованиях определены задачи, содержание, эффективные методы и приемы, формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками.

Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений[3].

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.

Кроме того, А.П. Илькова систематизировала пословицы в виде следующих групп: тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями; художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме; логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта; инокультурные пословицы, разных языковых культур.

Исследователи делают вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами. Целью исследования было изучение особенностей понимания детьми старшего дошкольного возраста пословиц.

Обследование детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Магнитогорска.

Детям предлагалось объяснить смысл двух пословиц: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и «Как аукнется, так и откликнется».

Анализ ответов детей показал следующее. Содержание пословицы «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» оказалось доступным для детей. Однако

большинство детей давали буквальное толкование пословицы, например: «Чтобы поймать рыбку надо потрудиться», «Надо взять удочку и потрудиться». Для части опрошенных дошкольников оказался доступным обобщенный смысл, заключенный в пословице («Без труда ничего не сделаешь в жизни»). И только 10% детей вообще не смогли объяснить значение пословицы.

Вторая пословица оказалась более сложной для детей. Половина опрошенных детей объяснили ее значение, связав со своим жизненным опытом: «К ребятам надо относиться так, как ты хочешь, чтоб к тебе отнеслись», другая половина дошкольников не справилась с заданием. Основной причиной является непонимание детьми слова «аукнется».

Из этого можно сделать вывод, что большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.

Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что необходимо целенаправленное обучение детей пониманию пословиц, разработка технологии, соответствующей возрастным особенностям детей и позволяющая эффективно использовать возможности пословиц в формировании личности детей, развитии их речи.


Библиографическая ссылка

Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОСЛОВИЦАМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 12-13;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5531 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674