Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Яковенко Е.А. 1 Левшина Н.И. 1
1 ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
1. Войтина Н.И. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже. Дис….канд.пед.наук. – Магнитогорск. 2001.
2. Найн А.Я Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы./ Монография. - Шадринск: Изд-во ПО ''Исеть'', 1999.- 328с.
3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.-М.: Изд-во Магистр.-1997
4. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995.-№2
5. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Дис….докт.пед.наук.- Челябинск, 1992.- 403с.

В настоящее время, в условиях введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования к педагогическому коллективу ДОУ выдвигаются новые требования по осуществлению мониторинговой деятельности, направленной на индивидуализацию образования, оптимизацию работы с группой воспитанников, определение эффективности собственных образовательных действий (ФГОС ДО от 17.10.2013 г. п.3.2.3). У педагогического коллектива, реализующего программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для осуществления мониторинговой деятельности в инновационном режиме.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что наиболее характерным проявлением мониторинговой деятельности является создание таких условий, при которых наиболее полно реализуется комплекс ведущих функций образовательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей, в которых участники образовательного процесса могут занять активную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект управленческой деятельности.

В качестве условий могут выступать различные субъективные факторы: вид и уровень мотивации к мониторинговой деятельности, отношение личности к реализации данной деятельности, способы осуществления мониторинговой деятельности. Данные внутренние условия реализуются в процессе целенаправленной подготовки членов коллектива к мониторинговой деятельности. В качестве внешних условий выступают различные объективные факторы: виды нормативного, информационного, методического обеспечения.

Эффективность функционирования системы мониторинговой деятельности обеспечивается реализацией следующего комплекса организационно-педагогических условий:

  • реализация базовых функций образовательного процесса обеспечивается системой мониторинговой деятельности на основе актуализации субъектной позиции личности;
  • в рамках образовательного учреждения осуществляется целенаправленная подготовка педагогов и руководителей к качественному осуществлению мониторинговой деятельности;
  • система мониторинговой деятельности реализуется на основе единой информационной базе данных, созданной на содержательной основе блоков мониторинговой деятельности [1].

Мы остановимся на целенаправленной подготовке членов педагогического коллектива образовательного учреждения к качественному осуществлению мониторинговой деятельности.

В педагогике «готовность» рассматривается как интегральное, профессионально-значимое качество личности педагога, представляющее собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, включающих личностные (профессиональные мотивы и интересы) и процессуальные (профессиональные знания и умения) аспекты (К.М.Дурай-Новакова, В.А.Сластенин, Н.М.Яковлева и др.) [5].

Исходя из этого и разделяя взгляды педагогов и психологов на готовность к деятельности как единство мотивационных, познавательных, эмоционально-волевых компонентов, мы определяем понятие «готовность к реализации мониторинговой деятельности» как:

  • динамично развивающиеся качества личности педагога, руководителя, характеризующиеся наличием системы теоретических знаний, необходимых для осуществления мониторинговой деятельности (теоретическая готовность);
  • комплекса умений (практическая готовность);
  • рефлексивной позиции педагога, выраженной в положительной мотивации (потребности), побуждающей его к овладению знаниями, необходимыми для осуществления мониторинговой деятельности, в осознании смысла (интереса) подготовки к мониторинговой деятельности как необходимого условия для дальнейшего профессионально-личностного развития (психологическая готовность) [2]. Рефлексия рассматривается нами в качестве системообразующего компонента готовности педагога к осуществлению мониторинговой деятельности. Рефлексия содержит в себе как критические, так и эвристические начала, выступает как источник нового знания. Установлено, что ведущая познавательная функция рефлексии реализуется как осознание средств решения поставленных задач через определение путей их поиска с помощью дополнительных актов мышления. Главная функция рефлексии – обеспечить устойчивость включения «я» в этот процесс (Н.Г.Алексеев, Ю.Н.Кулюткин, Г.В.Сухобская и др.).

На основе анализа научно-педагогической литературы и изучения управленческой деятельности руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений мы выделили уровни мониторинговой деятельности: репродуктивный, поисковый, инновационный.

Характеристика уровней мониторинговой деятельности педагогов и руководителей представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней мониторинговой деятельности

Уровни мониторинговой деятельности

Показатели направленности мониторинговой деятельности

Характеристика мониторинговой деятельности

Репродук-

тивный

• Потребность в самоутверждении в профессиональной среде

• Потребность в теоретических и технологических знаниях

• Неспособность к теоретическому осмыслению мониторинговой деятельности

Алгоритмический характер осуществления мониторинговой деятельности (на уровне описания, перечисления, форм и приемов; восприятие и усвоение информации по проблеме)

Поисковый

• Потребность в профессиональном и личностном саморазвитии

• Убежденность в необходимости и профессиональной ценности мониторинговой деятельности

• Потребность в систематизации профессиональных знаний, осмысление теоретических и технологических знаний о мониторинговой деятельности с теоретических позиций

• Потребность в конструировании содержания и технологии мониторинговой деятельности

• Потребность в прогнозировании на основе мониторинговой деятельности

Эвристический, самостоятельный характер осуществления мониторинговой деятельности (умеет выделять не только технические приемы, но и технологию, находить причины состояния того или иного факта, определять характер зависимости между причиной и следствиями)

Инновацион-

ный

• Потребность самореализовать себя в процессе разработки новых техник и технологий мониторинговой деятельности

• Потребность в профессиональном продуктивном общении по результатам инноваций в мониторинговой деятельности

• Потребность в методологических знаниях, в целостном осмыслении мониторинговой деятельности

Продуктивно-творческий характер осуществления мониторинговой деятельности

(владеет теоретическими методами осуществления мониторинговой деятельности, проникает в глубь изучаемого явления, творчески использует инновационный опыт мониторинговой деятельности для корректировки собственной профессиональной деятельности)

Критерием развития мониторинговой деятельности педагогов и руководителей является продвижение их от репродуктивного уровня деятельности к поисковому, а от него - к инновационному уровню. В качестве показателей, характеризующие уровни мониторинговой деятельности преподавателей и руководителей, нами выделены следующие: владение теоретическими знаниями; степень сформированности мониторинговых умений; степень сформированности мотивационно-ценностных ориентаций педагогов и руководителей на качественное осуществление мониторинговой деятельности; степень сформированности рефлексивной позиции педагогов и руководителей.

Конструируя процесс подготовки руководителей и педагогов к исследуемой деятельности, мы исходили из того, что формирование опыта любой деятельности, осуществляется поэтапно (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Нами были выделены три этапа подготовки педагогов, руководителей к осуществлению мониторинговой деятельности: ориентирующий, активно-действенный и обобщающий.

Внутренне мотивированное включение педагога, руководителя в мониторинговую деятельность обеспечивается их информированностью об уровне своей подготовленности к данной деятельности, умением отслеживать развитие своих мониторинговых умений и личностных качеств, адекватно и обоснованно оценивать результаты своей мониторинговой деятельности в целом.

На первом этапе подготовки к мониторинговой деятельности лидирующим компонентом выступает познавательная деятельность, на втором этапе – исследовательская деятельность, на третьем – обобщающе-продуктивная.

Таким образом, мы рассмотрели одно из условий успешной реализации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении - обеспечение высокого уровня профессиональной готовности педагогов и руководителей к ней. Необходимость совершенствования эффективности мониторинговой деятельности педагогов и руководителей в дошкольном образовательном учреждении обусловлена реалиями сегодняшнего времени, спецификой управленческой деятельности в образовательном учреждении и закономерностями ее реализации.

Анализ психолого-педагогической литературы и исследование практического состояния проблемы показали, что целый ряд вопросов еще нуждается в освещении, необходим поиск новых, продуктивных путей, обеспечивающих эффективность мониторинговой деятельности в образовательном учреждении, позволяющих сделать этот процесс более целенаправленным и качественным.


Библиографическая ссылка

Яковенко Е.А., Левшина Н.И. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 27-29;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5537 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674