Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Буркитбаева Д.Б. 1 Ингайбекова Т.А. 2 Керимбекова Р.А. 3 Джексенбаева К.О. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова
2 Казахский Национальный педагогический университет им.Абая
3 Институт повышения квалификации педагогических работников по Южно-Казахстанской области (Филиал Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации педагогических кадров «Орлеу»)
В данной статье рассмотрены актуальные проблемы активизации процесса обучения в начальной школе, показаны некоторые психолого-педагогические особенности применения нетрадиционных технологий обучения, изучены и проанализированы психолого-педагогическая и методическая литература, осуществлен ретроспективный анализ становления и развития нетрадиционных форм и методов обучения в контексте современных образовательных и воспитательных парадигм. Актуальность и своевременность данной работы обусловлены тем обстоятельством, что в настоящее время осуществляется перестройка системы среднего образования Республики Казахстан всех уровней. Результаты проведенного исследования могут быть применены при разработке и совершенствовании методических указаний для учителей начальных классов по применению нетрадиционных технологий обучения, а также для чтения спецкурсов и спецсеминаров студентам факультетов педагогики и методики начального обучения.
процесс обучения
начальная школа
нетрадиционные формы и методы
традиционные технологии обучения
нетрадиционные технологии обучения
1. Концепция образования: читательский форум. //Казахстанская правда. – 2011. – 21 февраль.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1978. - С.381.
3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1982. – 96 с.
4. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971.
5. Титова В.В. Дифференцированный подход к учащимся на уроках природоведения. // Начальная школа. – 2005. - №5. – С. 23-25.
6. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. // Начальная школа. – 2009. - №11. – С. 29-31.
7. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 346 с.
8. Баранова С.П., Чиркова Н.И. Развитие логики мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2010. - №12. – С. 22-25.
9. Жадрина М.Ж. Новые возможности совершенствования качества школьного образования. // Творческая педагогика. – 2008. - №2. – С. 2-14.

Введение

В «Концепции содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы» [1] подчеркивается, что основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Следовательно, меняются приоритеты целей начального образования. На передний план ставятся цели, которые заключаются не только в вооружении учащегося определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, но и в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности. Формирование учебной деятельности тесно связано с повышением теоретического уровня содержания образования и использование новых форм и методов в обучении.

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива. Следовательно, успешность современного образования невозможна без применения нетрадиционных технологий обучения.

Целью нашей работы явилось определение наиболее эффективных путей применения нетрадиционных технологий в начальной школе. Что определило задачи нашего исследования:

  1. Проанализировать особенности применения нетрадиционных технологий обучения в начальной школе.
  2. Помочь учителю начальных классов найти наиболее эффективные пути применения нетрадиционных технологий обучения в начальной школе.
  3. Показать наиболее эффективные формы и методы применения нетрадиционных технологий обучения в начальной школе.

Анализ литературы позволил выявить авторов, занимающихся проблемой использования нетрадиционных технологий обучения и их позиций по интересующим нас вопросам. Это – Шмелева Н.А., Ковжасарова М.Р., Тестов В.А., Воронцов А.С., Караев Ж.А., Коленченко А.К. и другие.

Рассмотрев позиции некоторых авторов с целью определения собственной точки зрения, нами было отмечено, что термины «традиционные технологии обучения» и «нетрадиционные технологии обучения» авторами используется в разных значениях.

В словаре русского языка С.И. Ожегова [2] «традиционный» - это «существующий в силу традиции», в то время как «традиция» - это то, что «унаследовано от предшествующих поколений». Следовательно, нетрадиционность – это внесение изменений в то, что было, что «унаследовано от предыдущих поколений», отказ от «издавна привычных» взглядов на вещи, явления, процессы.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: стабильный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности; работа класса по единому годовому плану и программе; урок как основная единица занятий; каждый урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя и т.д.

Зная общую структуру процесса обучения и его методов, учитель продумает, какие методы деятельности, какие конкретные действия и операции он и сами ученики осуществят на данном этапе урока, какие при этом будут использованы средства обучения, чтобы наиболее успешно решить поставленные перед данным этапом обучения задачи. Надо помнить, что действия всегда соотносятся с поставленными задачами, а операции - с имеющимися условиями для обучения. И хотя действия и операции взаимосвязаны, но их специфику необходимо учитывать, конструируя определенный прием и метод обучения [3].

На базе разнообразных методов создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников. Естественно, что при этом должна быть соблюдена мера разнообразия, чтобы обучение не превратилось в калейдоскоп меняющихся видов деятельности, отвлекающих внимание учащихся от сути учебного материала. Все это вновь требует от педагогов не просто применять разнообразные технологий сами по себе, а отбирать в каждом конкретном случае их оптимальное сочетание. Для этого в первую очередь необходимо осознать ситуацию выбора технологии, т.е. осуществить ее продумывание, обоснование, а не стихийное, случайное применение.

Нетрадиционные технологии обучения в какой-то мере реализуют и обеспечивают радикальный поворот к личности ученика со стороны учителя, перестройку психологии их взаимодействия, выдвигая на первый план уважение к учащемуся как субъекту обучения и существенно обогащая содержание и формы общения учителя и ученика, то есть происходит гуманизация, «очеловечивание» методической системы.

Известно, что прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено - давно или только что.

Нетрадиционные технологии дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие занятия оживляют мысль учащихся. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету [4].

Таким образом, система образования располагает широким и многообразным опытом применения нетрадиционных технологий обучения, что соответствует современным тенденциям развития общества.

Педагоги и методисты, работающие в экспериментальных группах, разработали и внедрили в образовательный процесс многие необычные формы работы, позволяющие по-новому организовать учебную деятельность учителей. Это обобщающие лекции, различные тренинги, вводные и моделирующие занятия, занятия по наблюдению за учебным процессом и диагностике развития младших школьников, специальные занятия по обучению логике детей, практические занятия по решению задач и выполнению упражнений, которые даются детям на уроках в школе, выполнению рисунков, видеозанятия, нетрадиционные формы контроля.

Ведь эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность. Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении – это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п [5].

Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускоренный процесс считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции.

Таким образом, содержание образования должно быть предметом активных действий самого ученика.

Создание условий для более активной позиции учащихся в процессе обучения, увеличение доли самостоятельного познания дает возможность учителю использовать более разнообразные формы организации обучения: семинары, диспуты, микроисследования, чаще применять групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы [6].

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании их в различных сферах деятельности;
  • развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Нетрадиционные технологии обучения ориентированы не на усвоение готовых знаний, а на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний.

Анализ традиционных и нетрадиционных технологий обучения показывает, что усвоение основ учебных предметов в век информатизации является одним из важнейших элементов обучения и воспитания учащихся. В настоящее время во многих странах мира уделяется особое внимание качественному и системному интеллектуальному и разностороннему образованию в школах [7].

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Сегодня большинство образовательных учреждений Казахстана в той или иной степени работают в инновационном режиме. Главной особенностью программы развития казахстанской системы образования стало внедрение в педагогический процесс и его структуру многообразных нововведений. Это относится и к новой идеологии образования, в основу которой положен личностно-ориентированный подход к организации обучения и воспитания школьников.

Педагоги выступают за широкое использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Важнейшими условиями реализации таких методов они считают учет уровня развития и интересов учеников, сотрудничество учащихся друг с другом и с учителем, внесение в учебный процесс элементов игры.

Как показывает анализ педагогической практики в начальной школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьников.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение технологий обучения, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям современной школы [8].

Таким образом, усиление интереса к нетрадиционным технологиям обучения в начальной школе связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что нетрадиционные технологии обучения создают условия для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

Нетрадиционные технологии обучения предполагают для достижения результатов сокращение затрат времени. «Время – это универсальный интегральный показатель эффективности любого труда». Нетрадиционные технологии обучения позволяют интенсифицировать урок и в целом учебно-воспитательный процесс.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта [9].

Изучение проблемы применения нетрадиционных технологий обучения, а также обобщение передового опыта учителей начальных школ города Шымкента, показывает, что наши педагоги имеют определенный опыт работы в данном направлении, и позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Современное состояние начального образования требует совершенствования педагогической системы, процесса обучения как ее части во всех его формах и проявлениях. Уровень знаний младших школьников зависит от уровня преподавания и внедрения современных педагогических технологий.
  2. В современных условиях учреждения начального образования не могут осуществлять образовательный процесс только на традиционном уровне. Альтернативой им может быть применение нетрадиционных технологий обучения.
  3. Применение нетрадиционных технологий обучения наряду с традиционными позволяет существенно изменить отношение учащихся к учебному труду с целью активизации познавательных способностей. Они повышают качество обучаемости младших школьников, расширяют возможности для саморазвития личности учащегося и учителя.
  4. Применение нетрадиционных технологий обучения связано с формированием позитивной мотивации учащихся к учению и их интеллектуального- развития.
  5. Рациональное применение нетрадиционных технологий обучения на уроках повышает уровень знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.

Библиографическая ссылка

Буркитбаева Д.Б., Ингайбекова Т.А., Керимбекова Р.А., Джексенбаева К.О. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 21-24;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5783 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674