Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМ

Хайржанова А.Х. 1
1 Атырауский государственный университе имени Х. Досмухамедова
1. Блонский П.П. Избранные медагогические и психологические произведения: в 2 т.-М.:Педагогика, 1989 г.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11т./гл.ред.А.М.Еголин – М. – Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1959 г.
3. Харламов И.Ф.Педагогика Минск: Изд-во Белорус.гос. ун-та им.В.И.Ленина, 1989 г.
4. Кузина Н.И. Методика развития объяснительной речи / Содержание и методы умственого воспитания // под ред. Н.Н. Поддъякова – М.: Педагогика, 1990 г.
5. Саранцев Г.И. Методология предметных методик обучения // Педагогика – 2000 г.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание – М., 2005 г.

Дальнейшее развитие человечества невозможно без объяснения природных и социальных явлений и действий. Способы объяснения совершенствуются благодаря росту познавательной практики, расширению, углублению знаний, развитию человеческих традиций.

Объяснение – это социальное явление, появляющееся вместе с появленим человеческого общества, его занятим трудом, познаванием жизни, старанием внедриться в жизнь окружающей среды, инициативой сделать что-нибудь для нее.

Обучение не выделялось в период свого начального развития как отдельная социальная отрасль. В учебной части направленной на одну определенную цель средства объяснения преобразованы. Если посмотреть с одной стороны, учебные материалы, обучающиеся в школе составляют систему моделей, иначе говоря, дидактическое единство соответствующее научным знаниям и естественной зоны.

1. Гнесеологическое направление объяснений: исследование моделей предметов оригинальном состоянии или перенесенное с определенной целью из научной в дидактический вид. В результате, в ходе обучения, обогащаясь и развиваясь познавательными положеннями, разными суждениями, помогает интеллектуальному, эмоциональному развитию школьников.

2. Изменение стукртуры объяснения: абстракцилнное познание в ходе объяснения становиться ведущей ролью.

3. Объяснение приобретает политическо-идеологическое направление. Потому что, он зависит от натуры господствующей в обществе.

Вместе с появленим педагогической теории, в учебном деле, учитываю его значение, объяснение превращается в научную аналитическую зону.

Главное место в разрешении и рассмотрении проблем объяснения в дидактике посвящается точке зрения великого русского педагога ХІХ века Ушинского К.Д..

А, Блонский П.П.основываясь на свою экспериментальную работу, делает заключение о постепенном прохождении объяснения четырех ступеней. Это:

а) ступень знаний, общее понятие, виды понятий о происхождении.

ә) ступень понятия смысла, разделение на виды.

б) понимание через знакомые предметы (опираясь на материалы, которые запомнили)

в) ступень объяснения руководствуясь основой мышления.

П.П. Блонский такие способы объяснений относит к развитию наследственности ребенка. Объяснение он связывает с начинанием и восприятием мира вещью. «Замечать, – пишет П.П. Блонский – значит думать … то есть… воспринимать через логическое мышление».

При объяснении нового материала можно использовать способы индуктивного и дедуктивного способа логического мышления.

Индуктивный метод не прнимая только к конкретному проверяемому предмету, может превратиться из одного предмета в другому, из одной мысли в другую проблему, из маленького понятия в глубокую значимую проблему. Особенность индуктивного мышления – в достатке течения информации дающейся в заключении при объяснении. Поэтому в поцессе индуктивного объяснения появляются уверенные правила, формулировки. Все это приводит к перерассмотрению индуктивных заключний дедуктивным методом.

Особенности объяснения школьного материала учащимся это:

ясность объяснения раскрывает учащимся новшества изучаемых проблем, дает оценку каждодневным явлениям, переходит от зинатересованности к теоритической познавательности, от общего к конкретному. Это требует со стороны учителя искусного мастерства. Внимание ученика переходит на интересующие его стороны, чем на личные и ощир особенности предмета. Поэтому преподаватель используя разные методы, должен раскрыть значение данного понятия. Например, при объяснении понятия «a computer», преподаватель сравнивая его прямое и косвенное значения, сравнивает и его место в пространстве, цвет, изображение на доске, в книге. Это полностью подействует на понимание школьника, построит эффективную структуру понятия. Также, саме необходимые факторы объяснения:

  • объем, вид, структура, содержание, значение изучаемого материала;
  • сложность, воздействие;
  • тема урока, подготовленность учеников;
  • материальное обеспечение урока, время учителя.

еща одна особенность объяснения – в результативности. Результат объяснения наблюдается в следющих видах учебно-познавательной работы: объеме, непрерывности, времени и схожести. В святи с этим, при объяснении объем познания может бать полным или не полным, в ходе глибоким или поверхностным, в схожести точным или ошибочным, во времени медленным или быстрым.

главный метод объяснения – успешность. При объяснении всегда есть вероятность появления косвенных, не рассмотренных результатов. На результативность объяснения влияют различные факторы. При определенной черте освоения работы он составляет единство дела и теории. Метод объяснения надежный. Он открывает путь к исполнению точних дидактических целей. Уверенность – характеристика метода, определения точних дидактических ситуаций. Здесь главное место имеет субъективный фактор. Например: если одному ученику иностранные слова надо объяснять отдельно, то второму в этом нет необходимости. При освоении материала, помимо способности и предподготовки ученика, есть множество других причин. Поэтому преподаватель предусматривает несколко способов объяснения, и должен выбрать самый выгодный.

особенность следующего объяснения – экономия труда и времени уходящего на него. Когда преподаватель планирует необходимое ему время, он учитывает всестороннюю эффективность. Эта особенность создает условия для ученика выучить материал. В педагогической литературе есть разные мнения о структуре методов объяснения. Н.И.Кузина составив структуру методов объяснения, разделила их на четыре:

а) определение круга объяснения.

ә) определение особенностей и качества круга объяснения.

б) показать связь между частями круга объяснений.

в) заключение.

А, И.Ф.Харламов во время преобразования в качестве главного инструмента образования придал важное значение следующим проблемам:

а) план доклада, иначе говоря, определение объема получения зания школьником, тема нового материала.

ә) повышение активности мышления через иллюстрирование, демонстрацию.

б) обобщение данного материала, аргументирование сделанных заключений, составление правил, узаконивание.

Объяснение зависит не только от действий преподавателя, но и от пребладавания объяснения с учеником.

Вместе с тем, объяснение нового материала состоит из двух компонентов.

Первый чувствовать – изображение, второе – говорить правдиво.

Эти компоненты могут меняться в зависимости от способа объяснения. Они могут находиться в зависимости друг от друга, а могут и не находиться. Ученик иногда может не достичь конкретного образного уровня восприятия, не связав его с другими натурами, хоть и понимает в своем сознание некоторые проблемы. В зависимости от способов объяснения (отдельный, коллективный, групповой) выполненные работы открывают путь логическому познанию. Это зависит от активности объясняющего, от единства труда учителя и сделанных действий ученика, уровня стараний ученика самостоятельного познания. В структуру осуществления методов объяснения способы включались по стадиям.

І стадия – определение целей, обязанностей, проблем ученика, исходя из познавательной практики.

ІІ стадия – во время теоретических и практичесикх занятиях учеников объяснить им рассматриваемые материалы разными способами.

ІІІ стадия – самая главная ступень объяснения подытоживание, обощение.

Эти способы не только доказывают правильность объяснения изучаемого материала, но и приводит от косвенного понятия к конкретному. В таком случае, между разными ситуациями учебы и деловой работы преподавателя и ученика формируется деловое единство, научные понятия. Если объяснение простое, то некоторые части структуры объяснения могут и не быть и в таком случае, оно считается законмерным. Вначале, исходя из имющегося опыта, материалов, основываясь на всесторонность некоторых видов обряснений, после этого дав им характеристику, позже анализируя их, определить взаимоотношения компонентов в учебном процессе очень эффективно.

Также способ объяснения можно применять во время проведения экскурсий в музеи, производство, памятники, в лес или в парк, во время проведения кружков, вне класса и на классных работах. Чтобы добиться успехов, нужно сравнив их с другими предметами, определить их общие или спорные стороны.

Еще один главный момент во время обряснений – систематизирование новых знаний, понятий взятых из отельного мыслительного аппарата. Вместе с этим, можно заметить особенности свойственные этому предмету путем исполнения музыкальных, литературных, художественных призведений исскуства. При восприятии предмета учениками, нужно дать достаточно значений для мышления, это подействует на ученика, и направит его не описывать предмет, а объяснит его.

Вторая стадия объяснения – значение нового понятия может объяснить сам преподаватель или ребенок может понять под руководством преподавателя. Это можно осуществить с помощью индуктивного или дедуктиного методов, самостоятельно сделанных творческих работ, по частным, групповым, коллективным делам.

Объяснение – как мост продолжающий принятие научных понятий, эмоциональная практика которого известна. В связи с этим, значение способов применения демонстративных, изобразительных наглядностей весьма огромное. Наглядности – исполняют объяснительную роль, являясь опорой в обще-логической мыслительной системе ребенка. В качестве основого инструмента объекта мышления понимается свойство невоспринимаемого предмета, отношения друг с другом. Из всех сказанных, рассматриваемый метод доклада используется вместе с демонтсративтным методом. Смотря на это, нельзя сказать что действия двух методов одинаковые. На самом деле два метода дополняют, обогащают друг друга. В время обучения у наглядного обучения могут быть разные стратегические направления. Они используются для развития мышления, аквтивности школьников. Их использование формирует различные мысли, зародив важные проблемы, помогает решить проблему. Формирование у школьников понятий в качественном понятном виде упрощает освоение ими новых материалов. Это дает направление найти внутреннюю связь между ранее освоенными и новыми знаниями, или исходя из их опыта, зарождает необходимость восприятия нового материала, стремиться освоить новые знания, и таким образом, сформировав необходимость к учебе, осваивать знания в осознаном виде.


Библиографическая ссылка

Хайржанова А.Х. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 107-110;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5971 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674