Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Филимонова Е.В. Волоскова Н.Н.
Понятие «оценивания» связано с системой гарантии качества, что имеет свою историю и этапы развития. Последние полвека мы наблюдаем «революцию качества». Ее логическое развитие определено следующими этапами: 60-е годы двадцатого столетия - ориентация на качество товаров как главного фактора рыночной конкуренции, 70-е годы - смена приоритета от качества товаров к качеству технологии производства, 80-е годы - переход качества технологий и производства к качеству «систем управления качеством», 90-е годы - ориентация на качество человека, качество образования, качество интеллектуальных ресурсов.

Войны, регулярно сотрясающие Европу, определили все сферы производства, экономики, социальные и политические институты как национальные институты, вне зависимости от форм собственности, а также ограничили связи между странами и определили их определенную замкнутость.

Участие в международном экономическом сотрудничестве подчинено принятым в мире правилам, что требует знания и применения установленных международных и национальных норм и требований, предъявляемых к выпускаемой продукции и основанных на ее стандартизации и сертификации. Учет правовых и организационных требований к стандартизации и сертификации продукции, предъявляемых на национальном, региональном и международном уровнях, является важнейшим фактором обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

В европейских странах за два столетия сложилась система национального контроля и ответственности за образование. Многие из европейских стран имеют свои традиции и большой опыт в создании систем гарантии качества образования (Великобритания, Нидерланды, Франция). Появилось многообразие моделей оценивания, которые различаются по целям, методам и результатам оценки. Другие страны (Германия, Италия, Дания) совсем недавно (в последние 3,5 года) приступили к формированию систем гарантии качества под влиянием Болонского процесса.

Создание системы контроля привело к стандартизации - установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Объектами (предметом) стандартизации стали продукция, процесс, услуги. Стандартизация выполняет следующие функции:

  • экономическую, связанную с производственной деятельностью фирм;
  • социальную, включающую методы достижения интересов и прав потребителей;
  • коммуникативную, охватывающую правила деятельности фирм.

Ведущая роль в международной стандартизации принадлежит двум неправительственным международным организациям - Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Важное значение в международной стандартизации придается двум межправительственным международным организациям - Всемирной торговой организации (ВТО) и Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Региональными организациями в области стандартизации являются: Европейский комитет по стандартизации (СЭН); Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК); Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА); Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ).

Система оценивания качества образования имеет свои международные особенности: совершенствование образовательного процесса (скандинавские страны, Великобритания, Нидерланды); содействие международному признанию образовательных программ (Германия); информирование общественности о достойных учебных заведениях (Эстония), сравнение с другими учреждениями образования и программами (Великобритания, Латвия); установление аккредитационного статуса (Россия, восточно-европейсике страны).

Под влиянием Болонского процесса в странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Дания, Норвегия, Швеция и др.) получила свое оформление система аккредитации. Причинами формирования систем аккредитации явились:

  • расширение автономии и самостоятельности государственных вузов в определении спектра образовательных услуг, изменения статуса в условиях недофинансирования системы образования, небюджетного приема студентов;
  • неоднородность системы образования вследствие появления негосударственных, муниципальных новых организационно-правовых форм;
  • необходимость сохранения единого образовательного пространства (сопоставимости программ и мобильности студентов) и качественного уровня подготовки специалистов.

Процедура аккредитации - это завершающий этап в технологии оценки качества образования. Однако аккредитация и оценивание - это понятия, имеющие различия. Для аккредитации характерно наличие двухэтапной процедуры: один орган (агентство) проводит экспертизу и делает определенные выводы, другой орган (коллегия или совет) принимает окончательное решение. Важным значением в понимании различий в подходах является то, что аккредитация ориентирована на подотчетность вуза (программы) перед общественными и государственными структурами и рассматривается как итоговая интегральная оценка (summative approach), а оценивание ориентировано на процессы развития с использованием текущего постоянного оценивания (formative approach), в интересах академического сообщества.

Аккредитация может быть институциональной - учреждения образования в целом. и специализированной (программной) - отдельных образовательных программ.

Аккредитация бывает первичная и вторичная. Первичная (входная экспертиза) проводится при открытии новых программ и оценивает учебные ресурсы, финансовую обеспеченность, целевые установки. Аккредитация вторичная (последующая экспертиза) проводится на основе оценки эффективности образовательного процесса с определенной периодичностью, как правило, через 5-6 лет. Гарантия качества образования обеспечивается автономными специализированными организациями, легитимно признанными на национальном или региональном уровне.

Системы гарантия качества, сформированные к настоящему времени в Европе (и в мире), отличаются относительным разнообразием и представлено четырьмя моделями. Вместе с тем в отдельных странах сосуществуют система оценивания и параллельно система аккредитации. Под влиянием Болонского процесса и активного взаимодействия и обмена опытом между национальными системами гарантии качества наблюдается трансформация. Однако все национальные системы, созданные к настоящему времени, имеют несколько общих принципиальных черт:

  • инициатором их создания выступило государство;
  • наличие автономных органов гарантии качества;
  • источниками финансирования процедур является Правительство и/или вузы;
  • деятельность агентств рассматривается как услуга Правительству, вузу, обществу;
  • целью создания систем гарантии качества образования являются гарантия подотчетности, прозрачности. сравниваемости образования на национальном и международном уровне.

Специализированные организации, созданные для оценки качества образования получили понятие QAA - Агентства гарантии качества

В связи с политическими и экономическими изменениями в Европе в настоящее время наблюдается тенденция сближения образовательных систем. Вузы, которые подвергались всестороннему контролю со стороны государства («континентальная» модель) получают больше автономии, и, наоборот, в странах с традиционно слабым влиянием органов управления («англо-саксонская» модель) независимость вузов все больше ограничивается. Улучшается система оценивания. Создаются аккредитационные агентства.


Библиографическая ссылка

Филимонова Е.В., Волоскова Н.Н. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 78-79;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=602 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674