Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТУДЕНТОВ МАОУ ВПО «КММИВСО»

Беликова О.Ю. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Белялова М.А., Борисов Ю.Ю., Ананич В.А. Менеджмент в педагогике: инновационность и перспективность современных образовательных систем // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №. 4. С. 50-52.
2. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Компетентностный подход к подготовке бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4. С. 53-56.
3. Борисов Ю.Ю., Беркун А.В. Инновационные технологии обучения в системе подготовки бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 56-58.
4. Борисов Ю.Ю. Рейтинговая оценка качества практической подготовки бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4. С. 64-67.
5. Вечедов Д.М., Вечедова А.Д. Компетентный педагог как цель профессиональной подготовки студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. 2012. № 12. С. 3-6.
6. Георге И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленные на формирование профессиональное компетентности // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 49-51.
7. Головкин А.В. Роль общекультурных и профессиональных компетенций при формировании конкурентной работоспособности // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 23-30.
8. Каппушева Х.Х. Разноуровневое обучение в современном образовании // Среднее профессиональное образование. 2010. № 9. С. 22-23.
9. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007. 327 с.
10. Королева О.А. Информационные технологии как средство формирования общих компетенций обучающихся на занятиях по информатике // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 55-57.
11. Митенева С.Ф., Митенев Ю.А. Методика преподавания внеклассных занятий по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование. 2011. № 5. С. 42-43.
12. Неделкова А.А. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку // Среднее профессиональное образование. 2012. № 2. С. 24-25.
13. Скамницкий А.А., Недвецкая М.Н. Использование технологий интерактивного обучения в управлении педагогическим коллективом школы // Среднее профессиональное образование. 2012. № 12. С.16-18.

Актуальность. Эффективное использование инновационных образовательных и информационных технологий в сочетании с классическими методами обучения способствует реализации поставленных преподавателем целей, а также повышает конкурентноспособность выпускников российских вузов на международном рынке образовательных услуг [1,3,7]. Выбор той или иной образовательной технологии определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания. При этом выделяются две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств [2, 3].

Цель исследования. Создание и апробация комплексной инновационной технологии проведения практического занятия со студентами факультета среднего профессионального образования, основанной на компетентностном подходе.

Результаты и их обсуждение. С целью обобщения педагогического опыта по данной проблеме нами была подготовлена инновационная методическая разработка практического занятия раздела профессионального модуля «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Техника выполнения внутримышечной инъекции, разведение антибиотиков. Возможные осложнения и тактика медицинской сестры». Указанная разработка апробирована на открытом практическом занятии у студентов первого курса очной формы обучения факультета среднего профессионального образования специальности «Лечебное дело», на котором эффективно использовались ниже следующие инновационные образовательные технологии.

Технология личностно - ориентированного обучения. Мотивация выбора: обеспечивает поддержку индивидуального развития обучающегося согласно его способностям, физиологическим и исполнительским возможностям; предоставляет ему пространство для воображения и творчества, свободу для принятия самостоятельных решений. В условиях коллективной работы группы личностно-ориентированный подход понимается как один из принципов обучения, предполагающий знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого обучающегося [1,8].

Технология разноуровневого обучения. Мотивация выбора: предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна на разных уровнях, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом по изучаемой дисциплине на подходящем уровне. При этом за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению новым материалом, по его творческому применению [8].

Технология организации и реализации самостоятельной работы. Мотивация выбора: в основе данной технологии лежат действия, которые обучающиеся выполняют без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством; таким образом, обучающийся самостоятельно выбирает способы действий, контролирует их в соответствии с поставленной преподавателем целью. При этом у студентов развивается способность оценивать собственные и планировать на этой основе определенный уровень достижения профессионального мастерства, рассматривая себя как субъект этой деятельности [6].

Технология интерактивного обучения. Мотивация выбора: интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, но не «замещенное» общением [5]. Принцип технологии интерактивного обучения - групповое взаимодействие, сотрудничество студентов и преподавателя, образовательный процесс для которых проходит в режиме продуктивной совместной деятельности. В середине XX в. К.Левин выдвинул следующее предположение: «Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» [5]. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов обучения. В этом и заключается важнейшая особенность интерактивного обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Это способствует побуждению к практической и мыслительной деятельности, результатом которой является овладение знаниями по изучаемой теме. Данный вид образовательных технологий, как правило, наиболее широко используется при проведении практических занятий по разделам профессионального модуля «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Наши наблюдения свидетельствуют, что внедрение новых образовательных технологий значительно расширяет выбор методов и средств обучения, которые могут быть использованы преподавателем в процессе проведения практических занятий.

В качестве средств обучения и контроля на практическом занятии по данной теме представляется целесообразным использовать фронтальный опрос, который проводится в форме беседы с группой. Он помогает вовлечь всех студентов группы в активную умственную работу, активизирует их для дальнейшей работы на занятии. Другая форма контроля - это индивидуальный опрос, который содержит вопросы преимущественно поискового характера, что побуждает студентов к самостоятельной мыслительной деятельности, повышает эффективность занятия в целом. Работа с таблицей, например «Постинъекционные осложнения» - позволяет углубить знания студентов по основным видам постинъекционных осложнений, а также видам инъекций, для которых они характерны. Письменная работа на заполнение структурно - логической схемы «Укажи области проведения внутримышечных инъекций» - способствует обобщению и систематизации знаний студентов по вопросам выполнения внутримышечных инъекций; карточки-задания на тему: «Профилактика постинъекционных осложнений» - позволяют не описывать подробно весь ход работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам, что способствует их запоминанию студентами. На завершающем этапе занятия тест-контроль помогает закрепить полученные знания, повысить интеллектуальную активность студентов [4].

Для повышения качества учебного процесса на практических занятиях мы использовали также элементы информационно-коммуникационной технологии. Данный вид технологий привычен и близок современному подростку, проводящему много времени в социальных сетях интернет, играющего в компьютерные игры, просматривающего фильмы и программы с большим количеством компьютерных спецэффектов [12]. Этот вид технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня подготовки, склонностей, а также позволяет использовать программные и технические средства для работы с информацией, что стимулирует интерес студентов к изучаемой теме, повышает эффективность самостоятельной работы, а также делает изучаемый материал более доступным для понимания студентами с техническим складом ума [11].

В рамках применения информационно-коммуникационной технологии нами разработаны мультимедийные презентации занятий, а также создан мини-фильм «Найди ошибку в действиях медсестры». Фильм снят при участии самих студентов, что, несомненно, имеет большое воспитательное значение и отображает применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. В целях презентации нашего опыта работы полная информация о проведении открытого занятия размещена на сайте МАОУ ВПО «КММИВСО».

Известно, что государственные образовательные стандарты третьего поколения построены на компетентностной основе. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2,7,9]. Развивая уже сложившиеся в науке представления, под компетентностным подходом мы понимаем единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки будущего специалиста на основе выделения общих и профессиональных компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность его подготовки [10].

Заключение. Можно полагать, что использование предлагаемого комплекса инновационных педагогических технологий в процессе практического занятия позволит более эффективно сформировать у студентов профессиональные компетенции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными.


Библиографическая ссылка

Беликова О.Ю. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТУДЕНТОВ МАОУ ВПО «КММИВСО» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 57-60;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6021 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674