Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ХИМИЯ В ФГОС ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ

Литвинова Т.Н. 1 Н.К. Выскубова 1 Л.В. Ненашева Л.В. 1 Вальтер Н.И. 1 Литвинова М.Г. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Вербицкий А.А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. Высш. образ. в России, 1995, № 2, 137–145.
2. Деревцова С.Н. Формирование обобщённых умений студентов при изучении предметов естественнонаучного цикла в медицинском вузе. Вестник Смоленской мед. академии, 2009, №2,17-18.
3. Кузнецова Н.Е. , Литвинова Т.Н. Фундаментализация и гуманизация как факторы повышения качества естественнонаучного и медицинского высшего образования. Гуманизация образования. Психолого-педагогич. международный журнал. Москва – Сочи, 2002, 37-48.
4. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. Краснодар: Изд-во КГМА, 2001, 265.
5. Литвинова Т.Н., Быков И.М., Литвинова М.Г. / Актуальные проблемы химической подготовки будущих врачей. Профессиональное и личностное развитие обучающихся в медицинских вузах / Мат-лы межрегиональной научно-прак-тической конференции с межд. участием 8-9 декабря 2010. Киров: Кировская гос. мед. академия, 2010. 34-36.
6. Суханов А. Концепции фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах. Высшее образование в России. 1996. № 2, 17-24.
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень «специалист») [cit. 2010. 08. 11]

С 2011 года медицинские вузы России перешили на подготовку медицинс-ких кадров по новым государственным стандартам третьего поколения. Новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям (Лечебное дело, Педиатрия и др.) [7]. В стандарте указано, к каким видам профессиональной деятельности готовится специалист, какие он должен решать профессиональные задачи. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому представлены в виде компетенций. Так, в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Лечебное дело» выделены 8 общекультурных компетенций (ОК) и 32 профессиональные компетенции (ПК). Структура основной образовательной программы (ООП) представлена циклами:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл, трудоемкость которого составляет 27-31 зачетных единиц;

Математический, естественнонаучный цикл, трудоемкость которого в пределах 83-93 зачетных единицы, дополнительно 10 зачетных единиц предусмотрено на освоение вариативной части;

Профессиональный цикл - самый трудоемкий, на его освоение выделяется 175 - 193 зачетные единицы и дополнительно 18 зачетных единиц - на вариативную часть;

Физическая культура с трудоемкостью 2 зачетные единицы;

Учебная и производственная практики, научно- исследовательская работа занимают 36 зачетных единиц

Учебная практика предусматривает 6 зачетных единиц;

Итоговая государственная аттестация включает 5 зачетных единиц.

Анализ новых образовательных стандартов по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (аналогично Педиатрия, Стоматология) позволяет сформулировать следующие изменения в химической подготовке студентов медицинского вуза:

Курсы общей и биоорганической химии объединены в единый курс, на изучение которого отводится всего 3 зачетные единицы(»3,5% учебного времени), что автоматически отменяет итоговый контроль усвоения знаний и умений в виде экзамена;

Количество учебного времени на изучение химии сокращено: до 2011 года в стандарте второго поколения выделялось 126 аудиторных часов на освоение общей химии и 72 часа - биоорганической химии, а после введения ФГОС-3 ВПО - 72 аудиторных часа на объединенный курс химии. Таким образом, учебное время на изучение курса химии сокращено на 45%. Такое сокращение входит в противоречие с:

а) одним из основных направлений развития современного образования, в том числе медицинского, - его фундаментализацией, под которой мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущей роли теоретических знаний и обобщенных интеллектуальных умений, универсальных методов исследования, направленных на формирование у обучаемых системного мышления, мотивации учения, ценностных отношений к фундаментальным теоретическим знаниям и потребности к их постоянному пополнению и творческому фундаментально-целевому применению на практике [3];

б) целевым назначением курса химии - обеспечить исходную химическую грамотность и общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других теоретических и профессиональных дисциплин;

в) сложным содержанием программного материала и периодом изучения химии на первом курсе, совпадающим с адаптацией студентов к вузовской системе обучения. Нельзя не отметить, что навыки самостоятельной работы у первокурсников развиты недостаточно [1,2].

Усиление фундаментализации медицинского образования обуславливает наряду с его профессиональной направленностью включение интегративных дисциплин, в том числе химических, обеспечивающих целостное восприятие их содержания и формирование научного мировоззрения. Нельзя не согласиться с мнением, что «фундаментальное образование, являясь инструментом достижения научной компетентности, ориентировано на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира» [6].

Мы выделили целый ряд факторов, обуславливающих важность фундаментальной химической подготовки для студентов-медиков, например:

Человек представляет собой сложную химическую лабораторию, в которой протекают реакции разного типа, поэтому одной из важнейших задач химического образования медиков является изучение закономерностей протекания химических реакций в живом организме.

Химическая подготовка студентов медицинского вуза играет социальную роль, т.к. такие проблемы как загрязнения окружающей среды, техногенные катастрофы, производство пестицидов, отравляющих веществ, наркотиков, алкоголя являются одновременно медицинскими.

Изучение химии включает постоянное установление причинно-следствен­ных связей, что увеличивает развивающий потенциал этой дисциплины; решение химических задач с медико-био­логической направленностью, изучение сущности химических процессов, протекающих в биосистемах, позволяет развивать логическое мышление как основу клинического, способствует повышению интеллекта студентов.

Перечисленные факторы подтверждают значимость и фундаментальность химии как учебной дисциплины, входящей в учебный план подготовки врачей.

На наш взгляд рациональное сочетание фундаментальной, в том числе химической, общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников медицинского вуза; их подготовленность к профессиональной деятельности в потоке постоянно растущей информации; создание предпосылок и условий для непрерывного профессионального самообразования - залог достижения запланированных результатов подготовки специалиста по окончании вуза.

Для качественной химической подготовки будущих медиков мы разработали и внедрили в учебный процесс вариативный интегративный курс общей химии, создали целостную методическую систему непрерывной и преемственной химической подготовки учащихся профильных медико-биологических классов и студентов медицинского вуза на основе системного, интегративно-модульного, личностно-деятельностного подходов, а также принципов межпредметной интеграции, преемственности и профессиональной направленности, рациональной минимизации [4]. Ведущим подходом педагогического уровня методологии мы выделили интегративно-модульный, в основе которого лежит интеграция целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, развиваемых качеств и свойств личности. Интегративный подход, с одной стороны, обеспечивает целостное единство при изучении сложных объектов и процессов окружающего мира, а с другой - обуславливает появление новообразований в процессе развития личности обучаемого. Это единство фиксируется вначале на уровне усвоения научных фактов, понятий, законов, а затем выражается в форме, результативность которой определяется освоением обобщенных знаний (понятий, законов, общих теорий), пониманием научной картины мира и в итоге - формированием научного мировоззрения и целостным развитием личности.

Интегративно-модульный подход, внедренный нами в учебный процесс, дает существенную экономию времени, которая направлена на усиление учебно-исследовательской деятельности студентов, на усвоение знаний в действии. Интегративно-модульная система обучения общей химии студентов медицинского вуза является динамичной, постоянно развивающейся и совершенствующейся.

Решение указанных выше проблем и разрешение противоречий возможно при эффективной реализации ФГОС ВПО, разработке компетентностного подхода к целевой химической подготовке студентов-медиков для формирования профессиональных компетенций.

Роль курса химии в химико-медицинской подготовке студентов мы определяем как:

1) химия - «мостик», преемственно и последовательно связывающим довузовский и вузовский этапы химического образования (химия ® биохимия ® клиническая биохимия);

2) химия - фундамент для изучения теоретических и клинических дисциплин, понимания химической картины природы;

3) химия - компонент специальных медицинских предметов.

Данный курс призван обеспечить:

  • фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;
  • развитие логики и интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;
  • умение прогнозировать основные химические свойства веществ, возможность протекания химических процессов разного типа;
  • осознание студентами значения химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Специфическими особенностями изучения химических дисциплин в медицинском вузе, по нашему мнению, являются:

  • взаимозависимость между целями медицинского образования и химической подготовки в его структуре;
  • универсальность и фундаментальность данных курсов;
  • единство изучения химических объектов на микро- и макроуровнях с раскрытием разных форм их химической организации как единой системы и проявляемых ею разных функций (химических, биологических, биохимических, физиологических и др.) в зависимости от их природы, среды и условий;
  • зависимость методологического, эвристического, прогностического, мировоззренческого потенциала фундаментальных химических знаний от уровня их системности и структурной организации;
  • зависимость дидактических и профессиональных ценностей от связи химических знаний и умений с реальной действительностью и медицинской практикой, возможностями химии в создании синтетических материалов и их значением в медицине, развитием нанохимии, а также в решении экологических и многих других глобальных проблем человечества.

Мы считаем очень важным аспектом процесса обучения студентов-меди­ков формирование химических знаний и умений студентов как единый, монолитный фундамент, как прочную основу будущей успешной врачебной деятельности [5].

Интегративное содержание и значимость курса химии как фундаментальной учебной дисциплины, позволяет нам выделить следующие компетенции будущего врача, в формирование которых вносит весомый вклад химический компонент образовательной системы:

Общекультурные:

  • способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных дисциплин в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. Общепрофессиональные:

  • способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-хими­чес­кий и математический аппарат;
  • способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
  • способность и готовность проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструменталь­ных исследований;
  • способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций;
  • способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

3. В профилактической деятель-ности:

  • способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию.

4. В научно-исследовательской деятельности:

  • способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
  • способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

Формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций будущего врача невозможно без химической составляющей, т.к. химическая грамотность, умение жить в мире веществ, является частью общей культуры и профессиональной подготовки врача.

Реализацию химической подготовки студентов медицинского вуза по новым стандартам мы начали с модернизации разработанной нами системы интегративно-модульного обучения студентов. Принципиальное значение для модернизации курса химии и методики его изучения приобрели выделенные и научно обоснованные нами исходные методолого-теоретические основы, как ориентиры для определения стратегии и методических преобразований. Системный подход, а также его важнейшие методы системно-структурного и структурно-функ­цио­наль­ного анализа и моделирования мы использовали для структурирования учебного содержания курса химии с целью выделения его инварианта, развертывания содержания в вариативной его части. Мы учли необходимость укрупнения дидактических единиц и минимизации материала, что важно при дефиците учебного времени, а также психологию усвоения учебного материала студентами 1 курса.

Новый курс химии состоит из двух частей - основной (3 зачетные единицы) и вариативной (2 зачетные единицы). Используя интегративно-модульный под­ход, инвариантную (основную) часть мы структурировали в виде четырех модулей: 1) Введение в курс химии. Энергетическая и кинетическая характеристика вещества и химических реакций; 2) Учение о растворах. Реакции, протекающие в растворах: кислотно-основные, гетерогенные, окислительно-восстановитель­ные, лигандообменные.; 3) Основы коллоидной химии. 4) Основы биоорганической химии.

Вариативная часть включает модули: а) основы количественного анализа (способы выражения концентрации вещества в растворе, приготовление растворов заданной концентрации, основы титриметрического анализа), б) бионеорганические и биоорганические вещества, исследованиеих свойств; в) физико-химические методы анализа, их применение в биохимических исследованиях (хроматографические, кондуктометри-ческие, потенциометрические и др.).

Предложенные нами модули объединяют в себе наиболее важные для медицины разделы химии и связанные с ними биохимические, медико-профес­сиональные, экологические, культурологические компоненты содержания. Универсальные законы и теории, а также фундаментальные понятия науки пронизывают весь курс и все выделенные системы знаний. Системы теоретических знаний полифункциональны, выполняют гносеологическую, системообразующую и методологическую функции, но главное их назначение - всесторонне характеризовать, объяснять и прогнозировать химические процессы и явления.

Модернизация содержания и структуры курса химии, совершенствование методики его изучения как предмета, повышающего фундаментальность медицинского образования, необходимого для формирования компетенций врача-профессионала должна основываться на предлагаемых нами методологических ориентирах. Учитывая значимость курса химии для формирования компетенций врача-профессионала, и, в то же время, уменьшение аудиторных часов на ее изучение, мы считаем самостоятельную работу студентов приоритетной. Перспективным направлением, на наш взгляд, является разработка системы самостоятельной работы студентов в процессе изучения химии с активным внедрением информационных технологий. Методически правильно организованная самостоятельная работа студентов - один из возможных путей разрешения указанных нами противоречий.


Библиографическая ссылка

Литвинова Т.Н., Н.К. Выскубова, Л.В. Ненашева Л.В., Вальтер Н.И., Литвинова М.Г. ХИМИЯ В ФГОС ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 175-180;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6064 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674