Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Дотоль И.В.
Реформирование системы высшего образования выдвигает новые концептуальные направления, инновационные задачи, социальные приоритеты, реализация которых позволяет управлять качеством подготовки в системе высшего образования. В условиях модернизации высшего образования активизируется процесс поиска новых стратегий и педагогических технологий по подготовке новых специалистов, которые должны обладать широкой профессиональной квалификацией, набором компетенций, обеспечивающих как результат высокую мобильность и конкурентоспособность обучающихся.

Проявлением закономерностей развития современной цивилизации становится, с одной стороны, отставание способности человека адаптироваться к темпам изменений в окружающем мире, а с другой - процессы самореализации личности, испытывающей непрерывную потребность в самовоспитании, повышении уровня и качества своего образования. Реализация в высшем образовании традиционной дидактической формулы: знания - умения - навыки принципиально не может обеспечить человека качествами, необходимыми ему для эффективного встраивания в социальное пространство. Обостряет проявление проблемы демографический спад, который приводит к тому, что количество выпускников школ резко снижается и вузы вынуждены сокращать наборы на очное обучение. Это актуализирует проблему функциональной реализации концепции непрерывного образования, где одной из определяющих позиций становится образование взрослых людей, уже имеющих профессиональное образование.

В ситуации остроты такой социальной проблемы как демографический спад, уже сегодня выравнивается количество работающих людей пенсионного возраста с трудоспособным населением допенсионного возраста. Пенсионеры становятся той социальной группой населения, которая оказывает значительное воздействие на социально-экономические, культурные процессы. Тем самым возникает проблема полноценного встраивания этой многочисленной социальной группы в процесс непрерывного образования, удовлетворения неудовлетворенной потребности лиц пенсионного возраста в дообучении, повышении квалификации, приобретении знаний. Но самое главное в этом процессе - повышение социальной адаптации людей и эффективное использование этого потенциала в интересах общества.

Всеми формами дополнительного образования взрослых охвачено примерно около тридцати процентов населения России. Заочное образование в вузах, где в большей степени учится взрослое население, нацелено, в основном, на реализацию задачи - переучить или повысить квалификацию специалиста. Общекультурное развитие, осознание мировоззренческой позиции оказываются вне рамок непосредственного внимания, как в ситуации очного обучения, так и, тем более, в отношении взрослых. Постоянные попытки подогнать заочное образование под общие стандарты очного образования, отсутствие методик обучения взрослых приводят к тому, что каждый вуз, стараясь находиться в общих рамках, реализует свои интересы (зачастую откровенно коммерческой направленности) и практикует свои собственные методики обучения. Традиционное заочное обучение с регулярными сессиями, необходимостью поездок и проживания в крупных городах сейчас для многих является недоступным в силу финансовых причин, невозможностью оставить работу, семью и т.д., поэтому концепция непрерывного образования как нельзя лучше вкладывается в принципы современного заочного образования человека без отрыва от производства.

В этой ситуации важно задать исходную позицию, руководствуясь положением о том, что образование - это воспитание и обучение в интересах человека. Эта позиция соответствует традициям российского образования, которое всегда было связано с задачами воспитания и ориентировано на полную реализацию творческого потенциала личности. Если учитывать, что узкопрофессиональные знания устаревают в течение каждых пяти-семи лет, то качественной основой образовательного пространства должно стать формирование и развитие личностного потенциала, который проявляется в способности человека ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения при помощи сомообразования, самоактуализации, самовоспитания.

Образование взрослых людей должно быть мобильно развернутым. Мобильность проявляется в том, что главной основой организации учебного процесса становиться индивидуализация обучения, ориентированная на конкретные цели каждого обучающегося. Взрослый человек способен сконцентрировать усилия для решения конкретных, необходимых именно ему в данной жизненной и профессиональной ситуации проблем. Инновационным механизмом в достижении этой цели и организации учебного процесса становиться введение дистанционного обучения в основы образовательного процесса, в центре которого находится личность обучающегося. Личностный подход в системе дистанционного обучения позволяет учитывать психофизиологические, когнитивные особенности обучающихся взрослых людей, предоставлять гибкие вариативные способы реализации содержания образования, выстраивать индивидуальный временной режим в системе удаленного доступа, использовать специальные компьютерные средства в работе с информационными базами данных, поддерживать постоянный режим самоконтроля. Важной особенностью такого образовательного пространства является освоение новейших технологий общения и создание условий для преодоления препятствий критического мышления (боязнь неудачи, нестандартных ситуаций, переоценка или недооценка собственных возможностей и т.д.). Таким образом, «выход» на личность, осознающую свои потребности в образовании, ее доминирование в процессе дистанционного обучения позволяют расширить диапазон социальных возможностей людей, ограниченных в получении необходимого образования.

Основная установка дистанционного обучения - возможность воспроизводства и создания самостоятельной творческой личности - обеспечивает ориентацию на адекватную реализацию потенциальных возможностей, как в профессиональном, так и общекультурном плане, а также условия удовлетворения потребностей. Это служит формированию инновационной парадигмы образовательного пространства: знание - понимание - умение. В связи с этим можно говорить о гуманитарной направленности системы дистанционного образования как ориентированного на личность, где приоритетным является реализация собственных целей и мотиваций личности. Воспитание такой личности является необходимым условием для развития инновационной экономики.

Тем самым, дистанционное образование в определенной степени является той возможностью, которая позволяет соединить потребности общества и потребности личности во встречном движении. Главной ценностью современного, информационного общества становиться знание, а капиталовложения в него создают возможности выхода российского образования на новый уровень. Активизация, ведущая роль и выстраивание этого процесса - законодательное оформление образования взрослого населения.


Библиографическая ссылка

Дотоль И.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 97-99;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=613 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674