Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Нуркасымова С.Н. 1 Кенжалиев Д.И. 1
1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Применение электронного учебника во всех различных областях наук, техники и образования, его важная роль, как для решения задач, уравнений, сдачи тестирования, также учебного материала в качестве книг и пособий, что позволяет с большей достоверностью проанализировать полученные результаты, в том числе дать им содержательную интерпретацию.
электронный учебник
профессионализм
личные качества преподавателя
физика
понятие и ее подход
1. Егоров А.Ф., Капустин Ю.И., Щербаков.В.В., Зинина Ю.А. Некоторые аспекты создания электронного учебника. Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы доклада семинара (7.09.2000), г. Москва. – М.: Изд. МЭСИ, 2000. – С. 73–75.
2. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. – М.: Логос, 2000.
3. http //www.bnews.kz.

В Послании Президента народу Казахстана развитие и внедрение инновационных технологий, повышение компьютерной грамотности способствуют в условиях мировой глобализации существенно расши-ряются информационные возможности. Интернет создает доступ к мировому информационному пространству и иннтелектуальным ресурсам [3].

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации казахстанского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, электронных учебников по всему предмету, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новом социуме.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его богатым иллюстративным материалом и воплотить на экране компьютера.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации. Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий.

Электронный учебник должен быть составлен методически правильно, иметь четкую логическую структуру, содержать базовый объем изучаемого материала. В этой связи отбор материала для электронного учебника должен осуществляться на основе анализа перспективных направлений развития науки и техники.

В отличие от обычного учебника учебный материал электронного учебника содержит ряд визуальных динамических элементов – графиков, картинок и т.п., которые на основе логических или математических моделей дают возможность студентам исследовать различные ситуации, описываемые в учебнике. Так, например, при изучении движения тел студентам предоставляется возможность изменить условия или параметры.

При составлении стандартных задач необходимо также предусмотреть более сложные задачи, в частности:

– задачи, с недостающими данными, при решении студент определяет, какие данные ему необходимы и в каком справочнике он их может найти.

Пример задачи, с недостающими данными. Определить N число молекул, содержащихся в объеме V = 1 мм3 воды, и массу m1 молекулы воды. Считая условно, что молекулы воды имеют вид шариков, соприкасающихся друг с другом, найти диаметр d молекул.

– задачи, с избыточными данными, такие задачи часто ставят студента в трудное положение.

Пример задачи, с избыточными данными. Определить молярную массу М смеси кислорода массой m1 = 25 г и молярная масса кислорода M1 = 32·10–3 кг/моль и азота массой m2 = 75 г и  M2 = 28·10–3 кг/моль.

– задачи с данными, требующими критического анализа: некоторые из предлагаемых данных могут быть ошибочными и прежде, чем их использовать необходимо их проанализировать.

При организации контроля знаний в электронном учебнике важным вопросом является выбор способов формирования ответов. Первый уровень знаний проверяется с использованием выборочных ответов. В этом случае студентам предлагается пять ответов, из которых лишь один правильный.

Например, тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Как изменится центростремительное ускорение тела при увеличении скорости в 2 раза, если радиус окружности останется неизменным?

A. увеличится в 2 раза

B. уменьшится в 2 раза

C. не изменится

D. уменьшится 4 раза

E. увеличится в 4 раза

В результате к электронным учебникам предъявляются следующие требования:

– структурированность,

– удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Применение новых технологий дает возможность качественно по-новому решить проблему. Место применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке студентов.


Библиографическая ссылка

Нуркасымова С.Н., Кенжалиев Д.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 15-16;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6264 (дата обращения: 25.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074