Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Ордабаева Ж.Ж. 1
1 Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева
Содержание и структура данной статьи отражает проблему реализации деятельностного подхода к обучению в педагогической науке, также раскрывая практические рекомендации решения данной проблемы в процессе обучения учащихся.
формирование личности
деятельность
деятельностный подход к обучению
творческие уроки
творческие задания
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. – Астана, 2012.
4. Преподавание физики, развивающее ученика: Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под. ред. Э.М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003. – 400 с.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.

В справочном издании по педагогике «процесс развития и становления личности под влиянием воспитания, обучения, социальной среды» [2, c. 376] интерпретируется как формирование личности.

Именно личность выступает движущей силой совершенствования всех областей жизнедеятельности человека. В связи с этим, проблема формирования личности выступает приоритетом политики государств, обеспечивая их конкурентоспособность в мировом сообществе.

Так, инициированный в настоящее время Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы [3] поставил на уровне среднего общего образования ряд целей и задач, выполнение которых будет способствовать формированию главных функциональных качеств личности (инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни).

Цель исследования

Одним из ожидаемых результатов от реализации данного плана [3] в рамках учебно-методического обеспечения является обновление и активное внедрение в педагогическую практику современных технологий и подходов к обучению учащихся, обеспечивающих личностную ориентацию, дифференциацию, практическую направленность, активный развивающий и системно-деятельностный характер образования.

Материалы и методы исследования

Данное положение задает вектор рассуждений и определяет замысел нашей статьи.

В качестве методологической основы деятельностной подачи содержания обучения выступает теория деятельности и основанный на ней деятельностный подход к обучению.

Деятельность выступает предметом изучения в философии, психологии, педагогике, и в каждой из этих наук существуют свои трактовки данного понятия:

– человеческая форма активного отношения к окружающему миру, к другим людям;

– путь практического созидания предмет-
ного мира;

– система взаимодействия человека с миром;

– единица жизни.

Проведя анализ концепции Э.М. Браверман [4] на проблему деятельностного подхода к обучению нами был составлен денотатный граф, отражающий его суть (рисунок).

Дальнейшие рассуждения построим в аспекте рассмотрения теории и практики реализации деятельностного подхода к обучению учащихся (разработка творческих уроков и творческих заданий по учебному предмету «Начальная военная подготовка»).

Целесообразно предварительно дать научно-теоретическую интерпретацию понятия «творчество». Из определений, приведенных в основных справочных изданиях по психологии и педагогике, нам импонируют следующее: это «всякая теоретическая или практическая деятельность, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [1, с. 649].

По мнению А.В. Хуторского, творческий урок «воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учащихся, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов» [5, с. 554].

Автор рекомендует разработку творческого урока строить с поиска ответов на вопросы:

– что именно будет создано учащимися (собственный образовательный продукт) в направлении изучаемой темы?

– как обеспечить данный процесс?

Согласно Э.М. Браверман [4], в структуру классического урока необходимо включать следующие творческие задания:

1. Задания, требующие воспроизведения данных или репродукции

– на узнавание;

– на воспроизведение отдельных фактов, понятий, определений;

– на повторение больших текстовых блоков, таблиц.

2. Задания, требующие простых мыслительных операций

– на перечисление и описание фактов, процессов, способов действий;

– на разбор структуры (анализ);

– на сопоставление и «различение» (сравнение, разделение);

– на распределение (классификация);

– на выявление взаимоотношений между фактами (причина, следствие, функция);

– на абстрагирование, конкретизацию,
обобщение.

3. Задания, требующие сложных мыслительных операций

– на трансферт;

– на интерпретацию, разъяснение смысла или значения;

– на индукцию;

– на дедукцию;

– на доказательство, аргументацию, проверку;

– на оценку (факта, явления, события).

4. Задания, требующие творческого мышления

– на практическое приложение знаний;

– на применение умений;

– на решение проблемы;

– на раскрытие смысла и выводов из личных наблюдений;

– на формулирование выводов из собственных размышлений.

Результаты исследования
и их обсуждение

Перейдем от теории к практике. Изучив нормативные документы, отражающие содержание среднего общего образования по учебному предмету «Начальная военная подготовка» нами была разработана система творческих уроков и творческих заданий, исходя из обоснованной ранее логики. Приведем некоторые из них.

Фрагмент плана творческого урока

Тема: «Разборка и сборка автомата Калашникова АК-74»

Тип урока: урок-соревнование

Цель урока: сформировать умение и навык учащихся правильно и быстро разбирать и собирать автомат Калашникова АК-74

Материалы урока: стол, брезент, автоматы Калашникова АК-74

Фундаментальные образовательные объекты: автомат Калашникова АК-74, разборка автомата, сборка автомата

Главная проблема урока: как можно научить учащихся правильно и быстро разбирать и собирать автомат Калашникова АК-74?

Этапы урока:

1. Учитель актуализирует у учащихся содержание материала по ранее пройденной теме «Автомат и пулемет Калашникова»;

2. Учитель предлагает учащимся распределится на две группы в соответствии с индивидуальными предпочтениями;

3 Учащиеся выбирают капитана команды группы;

4. Каждому капитану команды учитель выдает автомат Калашникова АК-74, далее дает учащимся время на подготовку сдачи нормативов;

5. Каждая группа поочередно демонстрирует мастерство разборки и сборки автомата Калашникова АК-74;

6. Учитель подсчитывает время, выставляет оценки и объявляет группу-победителя, затратившей наименьшее суммарное время на разборку и сборку автомата Калашникова АК-74.

Задание учащимся на рефлексию их деятельности: заполните таблицу.

Формы контроля и оценки результатов: анализ учителем знаний и умения учащихся о порядке разборки и сборки автомата Калашникова АК-74, соблюдение временных интервалов в сдаче нормативов.

Задание на дом: найти литературные источники (книги, статьи и др.) по теме «Автомат Калашникова АК-74» и оформить выставку, дав ей название.

Творческие задания по теме «Характеристика современного боя».

1. Что это «организованное вооруженное столкновение воинов, подразделений и частей воющих сторон; является единственным средством для достижения победы и проводится в целях уничтожения или пленения противника, а также захвата важных районов или их удержания»?

2. Дайте определение понятию «мотострелковые подразделения».

3. Как называется общевойсковой бой, в котором участвуют подразделения и части сухопутных войск, мобильных сил, силы воздушной обороны, а при действиях на приморских направлениях и корабли морской дивизии пограничной службы?

4. Составьте перечень основных характеристик современного боя.

5. Опишите, что может изменить суть современного боя?

6. Скажите, как осуществляется наступление на обороняющегося противника?

7. Объясните смысл наступления.

8. Раскройте значение обороны.

9. К каким выводам вы пришли, размышляя о тактике ведения современного боя.

10. Как создать оптимальные условия, обеспечивающие победу в бою?

Мои действия – «Взгляд назад»

Что делал правильно

 

Что делал неправильно

почему

 

 

Сколько раз наугад двигался вперед и менял свои ошибочные действия (какие) на другие

Что помогло найти правильное
решение

 

Что было легко сделать

почему

 

 

Мои выводы

 

 

Заключение

Таким образом, отметим, что для достижения цели – формирование личности учащегося, способной соответствовать требованиям современного мира, учителю необходимо проводить целенаправленную и системную работу по созданию соответствующей образовательной среды (проведение творческих уроков, насыщение классических уроков творческими заданиями), особое внимание уделяя развитию рефлексивных умений как качественного критерия оценки деятельности учителя, учащихся.


Библиографическая ссылка

Ордабаева Ж.Ж. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 17-19;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6265 (дата обращения: 07.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074