Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ДЕМОГРАФИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

Куликова В.В. 1
1 Дальневосточный федеральный университет

Постановка проблемы. В настоящее время от молодого специалиста в области экономики, управления, требуются не только глубокие знания по выбранной специальности, но и широкая демографическая эрудиция, формирующая представления о закономерностях воспроизводства населения, разработки демографических прогнозов и демографической политики и др. Поэтому уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он ни занимался.

Цель дисциплины «Демография» - вооружить будущих выпускников высших учебных заведений теоретическими и практическими знаниями в области демографии, демографических процессов, происходящих в различных социумах; научить понимать демографические проблемы стран, оценивать их остроту; вероятные перспективы и возможные социальные последствия.

Основные задачи дисциплины:

– ознакомить с основными понятиями демографии, показателями и методами анализа демографических процессов;

– сформировать систему знаний о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и др. факторов;

– научить видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и в мире, понимать демографические проблемы;

– развить навыки самостоятельного анализа демографических проблем и эффективного их решения, чтения демографической информации;

– поддержать познавательный интерес к научной публикации в области демографических исследований;

– воспитать и сформировать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение и сохранение здорового образа жизни во избежание демографической катастрофы.

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

– предмет, объекты, задачи, цели и разделы исследования, основные понятия демографии;

– структуру дисциплины, её связь с другими дисциплинами;

– основные демографические процессы, категории, показатели и методы анализа демографических событий;

– источники данных о населении;

– вопросы формирования половозрастной структуры населения, миграционной подвижности и современных процессов урбанизации;

– проблемы прогнозирования развития воспроизводства и численности населения;

– вопросы регулирования воспроизводственных процессов проведения демографической политики.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

– устанавливать причинно-следственные связи между демографическими процессами и проводимой в стране демографической политикой;

– делать расчеты по определению демографических показателей;

– строить демографические прогнозы;

– описывать демографическую ситуацию;

– оценить влияние экономических, социальных, правовых мер на демографическую ситуацию и эффективность проводимой демографической политики;

– анализировать основные демографические тенденции (динамику численности и возрастной состав населения, тенденции миграционных процессов, воспроизводство населения и др.), в России и мире, в отдельных группах населения в различные периоды.

Методический уровень изложения материала, соответствия его современным образовательным технологиям. Методические указания к контрольным работам и практическим занятиям по «Демографии» адресованы для студентов экономического профиля всех специальностей, где учебными планами предусматривается изучение данной дисциплины и предназначены помочь студентам в формировании представления о составных частях и задачах дисциплины. Степень соответствия содержания учебного издания примерной учебной программе, требованиям квалификационной характеристики выпускника согласно ГОС ВПО по данной основной образовательной программе – соответствует.

Пути решения проблемы. Структурно методические указания состоят из двух глав. Первая глава включает разделы: порядок выполнения и требования к оформлению контрольной работы, варианты и вопросы контрольной работы; список экзаменационных вопросов.

Цель контрольной работы – закрепить и углубить знания по наиболее важным и актуальным вопросам учебной дисциплины в области будущей профессиональной деятельности. При их выполнении студент должен научиться:

– подбирать необходимую литературу, статистическую информацию;

– отбирать из источников необходимые сведения в соответствии с названием вопросов;

– последовательно излагать изученный материал.

Методические указания к контрольной работе призваны помочь студенту стремиться не только к описанию демографических понятий, но и к разъяснению теоретических, практических и региональных проблем демографии в современных условиях.

Во второй главе представлены: практические занятия; темы докладов и рефератов; педагогические тестовые материалы; кроссворды в количестве пяти вариантов, содержащие самые разнообразные вопросы по курсу. Каждое практическое занятие представлено в виде коллоквиума и содержит задания. Выполнение установленных заданий обязательно; за каждое из них руководитель ставит соответствующий балл, который затем учитывается в рейтинге студента и на экзамене по всему курсу соответственно. Для выполнения поставленных заданий необходимо обязательно ознакомиться с основными демографическими понятиями.

Задания могут быть следующего характера:

1. Выучить термины. Составить словарь в тетради.

2. Устно ответить на вопросы для повторения (представлен список вопросов).

3. Проверка и устная защита СРС (самостоятельная работа студента).

4. Защита докладов, рефератов или презентации по предложенной тематике.

5. Ответить на тесты по изучаемому разделу.

6. Оформление таблицы по заданию преподавателя (например, сравнительный анализ или сравнительная характеристика изучаемых явлений и процессов).

7. Решение задач.

8. Разработка социологического опроса.

Каждое из занятий посвящено рассмотрению определённой темы, в контексте которой возможно проведение обсуждения обозначенных демографических проблем при наличии заранее подготовленных студентами дискуссионных сообщений, темы которых приводятся.

Задания синтезируют материалы нескольких тем лекционного курса, поэтому их выполнение требует творческой самостоятельности, внимательного отношения к лекциям, систематической работы с учебными пособиями, статистическими справочниками, дополнительной литературой по вопросам теории и практики демографии, информации и данным электронных ресурсов. Подготовка к занятию предполагает самостоятельную работу студентов с научной литературой и данными социальной статистики.

В конце предложены, в качестве заключительного контроля, педагогические тестовые материалы (ПТМ) по всему курсу, которые позволяют определить степень усвоения пройденного материала; и ключи ответов. Вид ПТМ: гетерогенный. В конце второй главы также представлен список рекомендуемой литературы.

Методические указания предназначены для студентов специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». Издание также рассчитано на студентов демографов, психологов, социальных работников, специалистов общественных наук, а также на всех, интересующихся проблемами демографии и демографическими аспектами жизни.


Библиографическая ссылка

Куликова В.В. ДЕМОГРАФИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 77-79;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6304 (дата обращения: 07.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074