Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕСТО И РОЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ОБУЧАЕМЫХ

Еркибаева Г.Г. 1
1 Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави
Нужно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую подготовку учащимся обычного класса. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных заданий, а более подготовленным - задания повышенной трудности. Технология дифференцированного обучения все чаще привлекает внимание учителей-практиков. Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них какой-нибудь значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидиактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.
учебно-воспитательный процесс
способности
интеллектуальное развитие
дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход
эпизодическое добавление материала.
1. Еркибаева Г.Г. Теория и технология обучения русскому языку. Т. 4. – Алматы, 2012. – 208 с.
2. Гузик Н.П. Учить учиться. – М., 1981.
3. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. – М., 1994.
4. Закатова И.Н. Культурно воспитывающая технология дифференцирванного обучения по интересам детей. – М.: Педагогика, 1990.
5. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
6. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе. – М.: Просвещение, 1991.
7. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. – 1994. – №5.
8. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
9. Караев Ж. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения: автореф. дисс. ... д.п.н. – Алматы, 1994. – 48 с.

Введение

Учитель стремится так организовать учебно-воспитательный процесс на своем рабочем месте, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую подготовку учащимся обычного класса.

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных заданий, а более подготовленным - задания повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения теоретического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к выполнению заданий, этапа контроля за усвоением и др.

Цель исследования: так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников

Материал и методы исследования

Технология дифференцированного обучения все чаще привлекает внимание учителей-практиков. Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них какой-нибудь значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидиактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых [1, 87].

Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

Проблема дифференцированного обучения волновала как учителей, так и ученых. Проанализируем опыт учителей, работающих по технологии дифференцированного обучения.

Внутриклассную дифференциацию Гузик Н.П. (директор школы и учитель химии, Украина, Крым) назвал «Комбинированной системой обучения», выделив три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности, между которыми существует строгая преемственность [2].

В его технологии уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый – уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй – комбинированные семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило от трех до пяти); третий – уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый – уроки межпредметного обобщения (уроки защиты тематических заданий); пятый – уроки-практикумы.

В технологии В. Фирсова (руководитель центра «Образование для всех», г. Москва) предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне [3].

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей Закатовой И.Н. (директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» г. Ярославля, кандидат педагогических наук) дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления свей индивидуальности. «Расти должны все цветы» (Евангелие) – главный принцип технологии Закатовой [4].

Инге Унт (доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии) считает, что в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома; предлагает индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе [5].

А.С. Границкая (профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза) предлагает следующую адаптивную систему обучения: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками; оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса (самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками; использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой) [6].

В.Д. Шадриков (доктор психологии, руководитель массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса) предлагает обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана; гипотеза – развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен; учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика [7].

Якиманская И.С. (профессор, руководитель лаборатории РАО) особое значение придает субъективному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Она считает, что субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к Познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным) [8].

Дифференцированное обучение по Ж. Караеву (доктор педагогических наук) перекликается с технологией Н.Гузика и В. Фирсова, но задания предлагаются в соответствии с уровнем их знаний [9]. Его технология называется «трехмерная методическая система обучения». Здесь «трехмерность» означает наличие многоуровневости относительно каждого из его компонентов (цели, содержание, методов, форм и средств обучения). Педагогическая технология характеризируется тем, что цели обучения характеризуются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно точно опознать и измерить.

Результаты исследования
и их обсуждение

Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация, поэтому при дифференцированном обучении русскому языку очень важно уже на этом этапе осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.

По данной технологии основной формой обучения является групповая и индивидуальная. Индивидуальная форма работы помогает ученику глубже сосредоточиться на отдельных заданиях, дает возможности оценивания и организации саморазвивающего обучения через задания развивающего характера.

При дифференцированном обучении класс делится на три группы (по технологии автора, из собственного многолетнего опыта):

1. группа сильных учеников, которые занимаются на «5»;

2. группа средних учеников, которые занимаются на «4»;

3. группа слабых учеников, которые занимаются на «3»–«2»;

Чтобы не травмировать учеников делением на «сильных» и «слабых», им сообщается, что это деление гибкое и зависит от того, как они будут заниматься: если ученик из сильной группы I (мы будем обозначать группы римскими цифрами) перестанет заниматься, он автоматически будет переведен в более слабую группу (во II или III группы); если же, наоборот, ученик будет заниматься лучше – он переводится в более сильную группу.

Главное при этой технологии – каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, навыков и «компетентностей», необходимых ученику.

Представляем трехуровневые задания, предлагаемые автором при изучении темы «Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными».

Задания проводятся параллельно. Мы демонстрируем сначала задания для сильной группы (I), затем для средней группы (II) , а потом – для слабой группы (III).

Для учащихся сильной группы (I) даются задания креативного уровня, который характеризуется тем, что учащийся может самостоятельно поставить цель и выбрать рациональный и оптимальный путь её достижения; способен активно работать с различными источниками информации; может выделить главное в изучаемом материале; способен к самостоятельному осмыслению учебного материала и его аргументированному изложению и интерпретации, используя при этом собственный план ответа; самостоятельно сформулировать выводы; может самостоятельно выполнять заадния твоческого характера.

Задания для группы I

Задание1. Составить предложения по схемам:

1) […], (если);

2) (Чтобы), […];

1) [… , (когда), …].

Задание 2. Написать мини-сочинение о погоде.

Задание 3. Прочитать текст, составить план назывной текста. На доске записан текст: Альфред Бернхард Нобель

Задание 4. В данном тексте определите основную и дополнительную информации.

Многодетность

Самое большое число детей, рожденных когда-либо женщиной, – 69. Рекорд принадлжеит одной из двух жен Федора Васильева (1707–1782), крестьянина из Шуи (241 километр к востоку от Москвы). При 27 родах она подарила мужу 16 раз двойняшек, 7 раз – тройняшек, 4 раза – по четыре ребенка. 27 февраля Никольский монастырь известил об этом Москву. По воспоминаниям, императрица Екатерина проявила немалый интерес к этому семейству. Дети, 67 из которых достигли совершеннолетия, родились в период 1725–1765 годов.

Задание 5. Распространите текст, вставив в него дополнительную информацию.

Антон Павлович Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Для учащихся средней группы (II) предлагаются задания ассоциативно-оценочного уровня, которые характеризуются тем, что учащийся активно принимает учебную цель и может самостоятельно проследовать по предложенному пути её достижения; умеет работать с различными источниками информации по плану, составленному с помощью преподавателя, способен решать задачи, требующие преобразование формул, под непосредственным руководством учителя, либо по аналогии с другими подобными задачами; при небольшой помощи способен оценить верность решения.

Задания для группы II

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, определите вид придаточных.

1. Когда торопишься дорога всегда кажется длиннее. 2. Когда приехала Марина Самгин встретил ее с радостью удивившей его. 3. Бывает очень радостно когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. 4. Когда заморосил дождь он направлялся к дому. 5. Тарасов неравнодушен к зеленому полю стадиона и по-детски унывает когда местные футболисты проигрывают иногородним. 6. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

Задание 2. Допишите предложения по данному началу.

1. Раз взялся за дело … . 2. Если бы мне предложили попутешествовать … . 3. Когда расстаешься с другом … . 4. Если зима будет снежной … . 5. Когда наступает весна … .

Задание 3. Вместо точек вставьте пропущенные союзы.

1. Охрана природы, забота о ней – это охрана самого человека, охрана будущего. И если мы будем бережно относиться к природе, окружать ее заботой, тогда и она по-прежнему будет щедро делиться с нами своими богатствами.

… , природа украшает нашу жизнь. Мы с удовольствием слушаем пение птиц, любуемся прекрасными горами, степными просторами.

2. Софья Ковалевская – выдающийся математик и механик. Труды ее достойно оценены современниками.

…, она была незаурядной писательницей. В своих произведениях неоднократно ставила вопрос об эмансипации женщин.

Для справки: кроме того, при этом, более того.

Задание 4. Запишите микротекст, определите значение выделенных слов.

Для чего люди читают? Во-первых, люди читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, читают, чтобы получить информацию об окружающем мире.

Следовательно, чтение может приносить огромную пользу, но оно может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Все дело в умении читать.

Задание 5. Составьте микротекст на тему «Осень», используйте в качестве средства связи между предложениями союзы.

Для учащихся слабой группы (III) даются задания репродуктивного уровня, которые характеризуются тем, что учащийся не может самостоятельно ставить цель и выбрать оптимальный путь её достижения; учебный материал усваивает лишь на уровне механического запоминания; при работе с текстом может лишь найти ответ на поставленный вопрос; при составлении конспекта не всегда может выделить главное, самостоятельно осмыслить изучаемый материал и оценить результаты своих действий; способен лишь автоматически выполнять задания, не требующих преобразования.

Задания для группы III

Задание 1.Составьте по опорным словам простые предложения.

1. Жить тяжело. 2. Там далеко за морем. 3. Куда идти. 4. Куда иголка. 5. Пошли пешком.

Задание 2. Исправьте ошибки.

1. В нашем саду много фруктов: яблок, виноградов, арбузов. 2. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо. 3. Если дал слово, то слово надо сдерживать. 4. Если дружно взяться за дело, никакие трудности не боимся.

Задание 3. Запишите текст, переведите его на казахский язык.

В мире насчитывается более двух тысяч языков. Каждый из этих языков имеет свою историю. Любой язык обладает определенными, присущими только ему, достоинствами.

Вместе с тем, существуют и так называемые мировые языки, играющие особую роль в развитии человечества. Именно таким языком является английский язык, наиболее распространенный во многих странах мира.

Задание 4. Составьте сложноподчиненные предложения из двух простых предложений.

1. Птица не долетела. Долетел человек. 2. Мы пошли пешком. На машине проехать нельзя. 3. Я вернулся оттуда. Мой друг поехал туда. 4. Молодежь едет на стройки. Там трудные условия.

Задание 5. Ответьте на вопросы придаточными предложениями.

1. Где ты хочешь учиться, окончив среднюю школу? 2. Где ты будешь отдыхать летом? 3. Кем мечтаешь быть?

При дифференцированном обучении исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому, уделить внимание сильному, появляется возможность более эффективно работать с трудными учениками, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, в группе, где собраны одинаковые дети, ученику легче учиться.

Ни одна технология не обеспечит 100% успеха в работе. Очень много зависит от психического и физического здоровья детей, от социальных условий, в которых воспитываются дети.


Библиографическая ссылка

Еркибаева Г.Г. МЕСТО И РОЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ОБУЧАЕМЫХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 1. – С. 8-12;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6311 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674