Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА» (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Хачев М.М. 1 Темукуев Х.М. 1 Керефова И.Х. 1 Трамова А.М. 1
1 Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова
1. Хачев М.М. Модульный принцип изучения математики // Успехи современного естествознания. – №2. – 2010; Современные проблемы науки и образования: V общероссийская научная конференция. – М., 2010.
2. Хачев М.М., Трамова А.М., Теммоева А.С. Методика преподавания «Математическое моделирование» для магистров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – №7. – 2013.
3. Хачев М.М., Темукуев Х.М., Керефова И.Х. Модульный подход преподавания дисциплины «Математический анализ» // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Часть 3. – Тамбов, 2014.

В современном мире невозможно представить ни одно направление науки без математики, которая, разделяясь на ряд самостоятельных областей, все глубже проникает во все отрасли. Изучение математики является инструментом для исследования многих практических задач, особенно, в сфере экономики.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предполагает изменение учебных планов и рабочих программ по направлению подготовки:080100 «Экономика» на изучение курса «Линейная алгебра» отводится один семестр: 90 часов аудиторных занятий, хотя ранее количество часов было меньше. Содержание дисциплины в соответствии с этим должно быть более полным и охватывать те разделы, которые до этого не затрагивались.

Курс «Линейная алгебра» занимает важное место в вузовском образовании. Ему посвящено достаточное количество учебников и пособий. Однако практическая сторона этой дисциплины освещена в них не достаточно, тем более в части экономического приложения.

В связи с этим возникают проблемы в преподавании математики, обусловлены следующими обстоятельствами:

1) Весь мир (Россия в том числе с начала 90-х годов) ориентируется на рыночную модель развития.

Современные вузовские учебники по экономическим наукам опираются на широкую математическую базу, но, к сожалению, существующая в данное время учебно-методическая литература не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к математической подготовке студентов экономических специальностей. В них математика излагается традиционно, вне связи с будущей профессиональной деятельностью выпускников экономических факультетов, хотя ее прикладная роль крайне важна современному специалисту для понимания значения методов линейной алгебры. При математическом моделировании экономических процессов существенно используются основные разделы линейной алгебры и по этому прикладная направленность линейной алгебры актуальна и имеет большее значение;

2) Недостаточный базовый уровень школьной подготовки абитуриентов;

3) Неумение качественно конспектировать лекционный материал и быстро воспринимать новый материал, в связи с указанным в пункте 2;

4) Неумение эффективно пользоваться учебно-методической литературой;

5) Отсутствие навыков самостоятельной работы;

6) Отсутствие привязки к профессиональной деятельности будущего специалиста системы преподавания курса «Линейная алгебра».

Важное место в решении выше отмеченных проблем отводится и эффективному использованию часов, отводимых на проведение практических занятий, самостоятельной работы студентов и формы организации контроля усвоения учебного материала.

Наш многолетний опыт работы на экономических специальностях показал тенденцию к снижению усвояемости курса высшей математики студентами экономических направлений Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета.

Для успешного усвоения курса высшей математики, на наш взгляд, необходимо: иметь качественное учебно-методическое обеспечение по каждому разделу курса высшей математики; разумно сочетать строгость и доступность излагаемого лекционного материала, ориентированного на будущую профессиональную деятельность; эффективная организация формы проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов; разработка объективной и эффективной формы контроля успеваемости; использование современных образовательных технологий.

В КБГАУ им. В.М. Кокова на кафедре «Высшая математика» на протяжении ряда лет успешно внедряется в учебный процесс модульный принцип преподавания математики [1,2,3].

Курс «Линейная алгебра» (второй семестр) представлен в виде трех модулей, которые охватывают все соответствующие дидактические единицы. Представленное нами учебно-методическое пособие содержит: краткий теоретический материал по каждой теме; образцы решений типовых задач; задания для практических занятий; задания для самостоятельной работы; итоговые индивидуальные задания по теме каждого модуля; материалы для подготовки и проведения рейтинговых мероприятий (теоретические вопросы и задачи).

Специальный раздел, посвященный применению математических методов (в рамках материала данного модуля) к решению экономических задач в каждом из трех модулей, которые включают следующие пункты: а) краткие теоретические сведения из экономики и их математические модели; б) решение достаточного количества типовых экономических задач; в) задачи для самостоятельной работы по применению математического аппарата в экономике.

При подготовке учебно-методического пособия был учтен модульный принцип организации учебного процесса изучения дисциплины «Линейная алгебра», что позволило значительно изменить в сторону повышения успеваемость студентов и в использовании методов линейной алгебры при решении задач по специальным дисциплинам, при выполнении курсовых и дипломных работ.


Библиографическая ссылка

Хачев М.М., Темукуев Х.М., Керефова И.Х., Трамова А.М. О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА» (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 1. – С. 72-73;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6354 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674