Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Торыбаева Ж.З. 1
1 Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави
1. Торыбаева Ж.З. Теоретические основы внедрения инновационных технологий здорового образа жизни. – Шымкент, 2008. – 324 с.
2. Торыбаева Ж.З. Современные педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьников. – Алматы: Нурлы Алем, 2014. – 136 с.

В условиях преодоления глобального мирового кризиса и реализации стратегических задач по развитию Казахстана как конкурентоспособного и демократического государства, укрепления инновационного потенциала республики проблема обеспечения здоровья его граждан приобретает особую значимость.

Между тем, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что вопросы использования современных педагогических технологий формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), которые направлены на коррекцию поведенческих реакций учащихся, способствуют осознанному преодолению неадекватных форм поведения, закреплению навыков взаимоотношений с людьми, обеспечивают отбор оптимального уровня содержания образования в соответствии с запросами современного общества оставлены без внимания.

Поэтому, цель нашего исследования – разработать систему применения современных педагогических технологий формирования здорового образа жизни школьников. Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то и процесс выбора педагогической технологии начинается с определения (уточнения) цели (конечного результата) образовательно-воспитательной задачи, затем идет организация (структурирование) в соответствии с конечной целью учебного материала программы и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств.

При выборе (разработке) педагогической технологии исходят обычно из: приоритетности целей образования/ воспитания; специфики содержания учебного материала; состава школьников (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебно-воспитательного процесса.

В процессе формирования здорового образа жизни школьников зачастую реализуется ряд целей, но на разных этапах учебно-воспитательной работы предпочтение отдается определенным целям. Поэтому появляются новые педагогические технологии или проводится модернизация традиционных [1].

Основу воспитательно-образовательного процесса по приобщению учащихся к здоровому образу жизни составляют не педагогическая технология формирования здорового образа жизни школьников, а их система применения.

Поскольку перед педагогическими коллективами стоят одновременно разные цели, то, как правило, и педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе используются самые разные.

Следует подчеркнуть, что технологии формирования здорового образа жизни школьников, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принциально одинаковыми, могут варьироваться в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса.

Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологий, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения и воспитания; другие – из содержания материала и его возможностей; третьи – из анализа прогнозируемых учебно-воспитательных ситуаций, способов обучения, системы учебно-воспитательной работы. При реализации замысла ряд педагогов опирается преимущественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, закономерности и подходы.

Однако все учителя, добивающиеся успехов в работе, при выборе технологий формирования здорового образа жизни учитывают следующие факторы: ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучаемого материала; содержания учебного занятия, степень сложности изучамого материала, его образовательные и развивающие возможности; уровень развития учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности; возможности и предпочтения педагога, уровень его педагогического мастерства и профессиональной компетентности; наличие технического оборудования, компьютера, интерактивной доски и др. средств.

Обзор педагогических исследований, посвященных данной проблеме, показал, что в современной практике используются различные разновидности (группы) инновационных технологий, которые предполагают разные подходы, методы и формы работы. Так, в последние годы в педагогической и медицинской науке и практике широко применяются «здоровьесберегающие технологии» (Н.К. Смирнов, А.Е. Абылкасымова, Е.Д. Даленов, Л.А. Лазарева, В.И. Ковалько, Б.А. Жолдасбекова и др.), которые призваны обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые умения и навыки для использования полученных знаний в повседневной жизни.

Анализ сущностных и инструментально значимых свойств таких здоровьесберегающих технологий, как физкультурно-оздоровительных, личностно-развивающих позволяет сделать вывод о наличии у них потенциальных ресурсов по развитию и наращиванию уровня здоровья учащихся, выработке умений и навыков ЗОЖ, его аспектов. Наряду с этим в современной практике применяются валеологические педагогические технологии, ориентированные на формирование и развитие здоровья путем коррекции деятельности важнейших адаптивных систем целостного организма как в образовательном процессе, так и в повседневной практике. Согласно данной оценке исследователей: А.В. Ахаева, О.А. Бутаковой, Л.Д. Соломенко, Л.Г. Татарниковой, Л.В. Симошиной – специфика валеологических технологий обусловлена их аспектным воздействием на здоровье, ЗОЖ ученика на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях. Есть еще одно обстоятельство, имеющее отношение к предмету нашего изучения: инновационные воспитательные технологии, в частности технология коллективного творческого воспитания, обеспечивающие включенность учащихся в различные виды деятельности посредством алгоритмов КТД, технологии проектной деятельности [2].

Отсюда выбор технологии формирования ЗОЖ школьников – один из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая технология ориентирована на определенный круг задач в плане выработки здорового образа жизни, но не исключает при этом косвенного решения и других попутных задач, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии формирования ЗОЖ, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета, воспитательного мероприятия и к определенному занятию. В процессе приобщения школьников к здоровому образу жизни важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых процесс формирования ЗОЖ учащихся осуществляется как целостный процесс.


Библиографическая ссылка

Торыбаева Ж.З. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-1. – С. 51-52;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6418 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674