Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ)

Завьялов О.Г. 1, 2 Слепова С.В. 1, 2
1 Челябинская государственная агроинженерная академия
2 Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

Мультимедийный курс лекций «Информационные технологии» разработан согласно утвержденной рабочей программе дисциплины «Информационные технологии», составленной в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и предназначен для студентов направления подготовки 110800 «Агроинженерия».

Электронный информационно-образовательный ресурс включает в себя 11 лекций по шести темам.

Во введении вводятся понятия информационных услуг по обеспечению пользователей информационными продуктами и телекоммуникационных услуг.

В теме «Информатизация как процесс перехода к информационному обществу» излагаются учебные вопросы:

1. Общество и информация.

2. Понятие информации, ее свойства и виды.

Рассматриваются свойства информации: прагматические, характеризующие степень полезности информации для пользователя в его практике, и атрибутивные, отображающие внутреннюю природу информации и особенности использования; уровни информации. По мере развития общества информация как совокупность научно-технических данных и знаний превращается в базу системы информационного обслуживания научно-технической деятельности общества.

3. Количественные и качественные характеристики информации. Из статистического, семантического и прагматического подходов к оценке качества информации наибольшее развитие получил первый подход. В статистике на основе распределения вероятности появления отдельных событий строят обобщенные характеристики, которые позволяют оценить количество информации в одном событии либо в их совокупности. В статистической теории не изучают содержание информации. Предполагается, что до получения информации имела место некоторая неопределенность. С получением информации эта неопределенность снимается.

4. Превращение информации в ресурс.

5. Определение и основные характеристики информационного общества.

6. Этапы перехода к информационному обществу.

В теме «Общая классификация информационных технологий» рассматриваются три учебных вопроса:

1. Определение информационной технологии, ее свойства и особенности.

Вводится понятие информационной технологии согласно определению, принятому ЮНЕСКО, и в современном понимании, как системно-организованной последовательности операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Информационная технология (ИТ) имеет свою цель, методы и средства реализации. Целью ИТ является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя. Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных. Средства (инструментарий) ИТ – это математические, программные, информационные, технические и другие средства. К основным свойствам информационной технологии относят: целесообразность; наличие компонентов и структуры; взаимодействие с внешней средой; целостность – ИТ является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов; реализация во времени. Свойства и особенности ИТ имеют стратегическое значение для развития общества, их необходимо учитывать при проектировании автоматизированных информационных систем.

2. Классификация информационных технологий приводится по следующим признакам: вид задач и процессов обработки информации; проблемы, стоящие на пути, информатизации общества; виды инструментария технологии использование сети; обеспечивающие (базовые), и функциональные (прикладные) области применения ИТ; обрабатываемые объекты.

3. Основные фазы эволюции информационных технологий.

В теме «Модели информационных процессов» изучаются базовые информационные процессы:

1. Извлечение информации. Процесс извлечения информации направлен на получение ее наибольшей концентрации. Его можно представить, как прохождение информации через трехслойный фильтр, в котором осуществляется оценка синтаксической (правильность представления), семантической (смысловой) и прагматической (потребительской) ценности. При извлечении информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных.

2. Обмен информацией представляет собой процесс передачи информации от источника к получателю. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается «информационный баланс», при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник. Обсуждаются различные способы передачи информации.

3. Обработка информации состоит в получении одних «информационных объектов» («ИО») из других «ИО» путем выполнения некоторых алгоритмов. Выделяют три вида обработки информации: последовательная, параллельная и конвейерная обработка. К основным процедурам обработки данных относят: создание данных; модификация данных; контроль, безопасность и целостность; поиск информации, хранимой в памяти компьютера; поддержка принятия решения является наиболее важным действием; создание документов, сводок, отчетов.

4. Хранение и накопление являются информации. Определяющим направлением реализации этой операции является концепция базы данных, склада (хранилища) данных. Альтернативой хранилищу данных является концепция витрин данных (Data Mart). Рассматривается классификация БД по наиболее характерным признакам; этапы проектирования БД; основные направления научных исследований в области баз данных.

5. Представление и использование информации. Основной задачей операции представления информации пользователю является создание эффективного интерфейса в системе «человек–компьютер». При этом осуществляется преобразование информации в форму, удобную для восприятия пользователя.

6. В качестве примера информационной технологии, в которой реализованы все базовые информационные процессы, приводится современная автоматизированная система учёта и контроля параметров теплопотребления.

В теме «Телекоммуникационные технологии» раскрываются учебные вопросы:

1. Общая характеристика телекоммуникационных технологий.

2. Классификация сетей.

3. Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ.

В заключительной теме «Технология подготовки презентации в MS Power Point» излагаются виды презентаций и этапы их создания; описываются общие сведения о MS PowerPoint; изучаются функциональные возможности и особенности системы: редактирование презентации: работа со слайдами, вставка слайдов, копирование, перемещение и удаление слайдов, изменение порядка слайдов в презентации, скрытие слайдов и дублирование объектов; вставка и форматирование разных объектов в слайдах; оформление презентации и создание специальных эффектов: создание гиперссылок, добавление управляющих кнопок, использование визуального, звукового и анимационного оформления. Даются рекомендации по оформлению презентации, например, анимация и смена слайдов, должны подчеркивать выступление докладчика, а не притягивать внимание слушателей непосредственно к оформлению. Обсуждаются способы показа слайдов во время демонстрация презентации: управляемый докладчиком или пользователем, автоматический показ; способы доставки презентаций.

Слайды лекций оформлены в едином стиле. Большое внимание уделено методически правильной подаче материала. Учебный материал содержит много иллюстраций; для представления информации на слайдах широко используются возможности компьютерной анимации.


Библиографическая ссылка

Завьялов О.Г., Завьялов О.Г., Слепова С.В., Слепова С.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 224-226;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6538 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674