Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Болсуновская Л.М. 1 Миронова В.Е. 1 Искоркина А.А. 1
1 ФГАОУ «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Томск
Настоящая статья посвящена проблеме целесообразного применения проектной методики в обучении иностранному (английскому) языку студентов младших курсов неязыкового вуза. В качестве примера приводится современная образовательная политика Национально исследовательского томского политехнического университета. В данной статье особое внимание уделяется специфике применения метода проектов в учебном процессе, его характерным особенностям и ключевым условиям, которые следует учитывать для наиболее успешной учебной деятельности. В настоящей статье приводятся основные требования и рекомендации по организации проектной работы, а также представлены преимущества и недостатки метода, которые необходимо принимать во внимание в образовательном процессе. В данной статье рассматривается метод проектов как один из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, поскольку он способствует формированию и развитию различных способностей, умений, общеучебных и профессиональных компетенций, значимых для современного специалиста.
проектная методика
характеристики проектной методики
современные требования в образовании
специфика обучения
неязыковой вуз
1. Болсуновская Л.М., Матвеенко И.А.. Применение инновационных технологий в преподавании профессионального иностранного языка (на примере опыта Института геологии и нефтегазового дела ТПУ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики: Научно-технический и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота, 2010. №1: в 2-х ч. – С.47–49.
2. Конышева А.В. Организация самостоятельной работ учащихся по иностранному языку/ А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.:Изд-во «Четыре четверти», 2005. – 208 с.
3. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 176 с.
4. Петрова Е.Б. Применение метода проектов в обучении иностранным языкам // Иностранные языки и межкультурная коммуникация в развивающемся образовательном пространстве: теоретические и прикладные аспекты. – Томск: Изд-во «Ветер», 2006. – С. 82 – 86.
5. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
6. Чучалин А.И. Язиков Е.Г. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) // сб. инструктивно-методических мат-лов. 2-е изд. расширен. и перераб. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 153 с.
7. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.

В современном мире образование является основой формирования личности специалиста, востребованного в условиях постоянно развивающегося общества, способного адаптироваться в изменяющейся среде, определять и анализировать проблемы профессионального характера, критически их оценивать и находить пути решения.

За последние годы в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков появились разные направления обучения данной дисциплине. В статье представлена проектная методика как один из наиболее удачных и эффективных способов обучения.

В настоящей статье рассматривается вопрос о создании эффективных условий использования проектной методики в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку студентов младших курсов Национально исследовательского томского политехнического университета.

Цель настоящей статьи – выявить организационно-педагогические условия использования проектной методики при обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку.

Главная задача современного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении заключается в том, чтобы научить будущего специалиста самостоятельно приобретать и постоянно совершенствовать свои знания и навыки, сформулировать определенную познавательную мотивацию, а также способность активно вовлекаться в регулярно обновляющийся поток научной информации.

Целесообразность совершенствования технологий вузовского обучения посредством внедрения новых организационных форм, методов и приемов обосновывает Ю.Э. Краснов, в условиях усложненных требований к учебной деятельности, «когда обучающиеся хотят услышать что-то принципиально новое, чему-то научиться, прежнее содержание и традиционные методы работы с людьми становятся недостаточными» [4].

Совершенствование технологии обучения в высшем учебном заведении предполагает, прежде всего, полное переосмысление дидактической системы, способствующей формированию и развитию общих и профессиональных способностей и компетенций выпускников вузов.

В образовательной политике делается акцент на интересы студентов; такие качества как индивидуальность, уверенность в собственных возможностях, самостоятельность, образованность, нестандартность мышления, инициативность считаются ключевыми. Процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе заключает в себе специфические особенности, богатый потенциал, имеющий определенное значение в развитии человека как индивидуальности

Иностранный язык становится все более важным компонентом международной интеграции образовательных стандартов, поскольку владение иностранным языком позволяет получить широкие возможности свободного обучения в разных странах мира, перехода из одного вуза в другой; повышает уровень академической мобильности; предоставляет возможность работать в профессиональной команде совместно с носителями языка, а также повышает конкурентоспособность специалистов профессионалов, как на российском, так и на международном рынках труда [1].

Целью модернизации языкового образования (содержания и методик обучения) в современном вузе является повышение эффективности учебного процесса. [1].

Современные условия успешного обучения требуют развития у студентов востребованных сегодня умений: глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении на иностранном языке, умения работать в команде.

Томский политехнический университет среди приоритетов своего развития видит расширение международного сотрудничества с ведущими в мире университетами и научными центрами, внедрение в учебный процесс лучших достижений мировой высшей школы. Важным элементом в подготовке выпускников, обладающих современными компетенциями, востребованными на мировом рынке труда, является участие студентов в программах академической мобильности.

Под академической мобильностью понимается освоение студентом части образовательной программы в другом вузе, как правило, осуществляемое на основе договоров ТПУ с вузами-партнерами. Студент приобретает практический опыт использования иностранного языка, как в профессиональной сфере, так и для повседневного общения [6].

Для достижения целей высшего профессионального образования, для успешной деятельности студентов во всех указанных выше направлениях, в процессе обучения применяют различные методики и приемы.

Метод проектов – это технология обучения, в основе которой лежит моделирование социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Под понятием «проект» подразумевается самостоятельная запланированная и проводимая на иностранном языке деятельность, например выпуск газеты или журнала, написание статей, организация выставки, концертов и др. [7]. Работа над проектом позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения, повышать уровень активности и самостоятельности в решении учебных задач на иностранном языке. Реализация метода проектов позволяет сформировать умения отдельного студента или группы применять полученный в процессе обучения опыт; приобретать более обширные знания о предмете исследования и взаимодействовать с другими участниками своей группы; показать уровень владения иностранным языком; создать прочную языковую базу у обучаемых; научить студентов принимать личную ответственность за успешность обучения. Представленный метод способствует созданию условий для развития индивидуальности, формирует независимое мышление и помогает студентам запоминать нужную информацию, воспроизводить полученные знания, а также активно использовать их в практической деятельности. В процессе обучения необходимо дать возможность студенту понять, что он является индивидуальностью, которая способна не только наблюдать и оценивать действительность, но и планировать, осуществлять определенные изменения для повышения уровня владения иностранным языком; совершенствовать навыки коллективных форм работы, самостоятельно добывать знания.

Характерными чертами метода проектов являются: 1. значимая проблема в исследовательском и личностном плане, для решения которой необходимо применять комплекс знаний, умений и способностей студентов, например, организация путешествий; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи и проведения досуга; проблема приобретения собственного жилья в разных странах и его обустройства; проблема отношений между поколениями и т. п.; 2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов деятельности (например, доклад и выступление на научной конференции, оформление стенгазеты, дизайн интерьера дома, ремонт квартиры, планировка парка и т. д.); 3. планирование и реализация различного рода самостоятельной групповой (в парах, индивидуально) работы студентов, как во время занятий, так и за пределами университета; 4. детальная подготовка и структурирование содержательного аспекта составляемого проекта (распределение ролей в группе, примерное вычисление поэтапных результатов); 5. применение исследовательских методов: выявление цели учебной деятельности, формулировка гипотезы, анализ теоретических источников и полученных результатов, метод «мозговой атаки», защиты проектов и др. [5].

Планируя работу с учебным проектом на иностранном языке, следует учитывать ключевые условия:

– тематика учебных проектов может иметь отношение, как к стране изучаемого языка, так и к месту проживания студентов, выполняющих данную деятельность;

– студентов необходимо направлять на сравнительный анализ, сопоставление определенных событий, фактов из жизни представителей разных национальностей и стран, подходов к решению тех или иных проблем;

– проблема, которая предлагается студентам, формулируется таким образом, чтобы направить их на включение аутентичных источников информации;

– оформление проекта должно быть запоминающимся и интересным;

– тематику проектов следует выбирать в соответствии с интересами студентов;

– обучающихся необходимо направлять к привлечению информации из различных сфер знаний и дисциплин [2].

Основными достоинствами метода проектов можно считать следующее: 1. проектный метод обучения иностранным языкам отличается высокой коммуникативной направленностью и активным вовлечением студентов в образовательный процесс; 2. личная ответственность каждого студента за успешность учебной деятельности; 3. помимо увлекательной работы над проектом, активно осуществляется процесс по формированию прочной языковой базы у студентов; 4. применение метода проектов способствует созданию определенных условий для формирования личностных качеств студентов, поскольку он развивает критическое мышление и учит их не просто пассивно усваивать и воспроизводить информацию, которую они получают на занятиях, а уметь активно использовать знания в практической деятельности; 5. В ходе работы над учебным проектом студенты учатся быть инициативными [3]; 6. Во время защиты проектов студент выступает как индивидуальность, способная не только воспринимать действительность, но и реализовывать необходимые действия по совершенствованию уровня владения иностранным языком.

Однако в процессе реализации данной методики необходимо учитывать некоторые трудности: 1. определенные психологические проблемы у студентов, которые предпочитают работать самостоятельно, а не в группе. В подобных ситуациях обучающиеся не могут правильно и адекватно планировать и организовывать совместную деятельность, поэтому им следует предлагать индивидуальные проектные задания, в работе над которыми студенты будут иметь возможность проявить свои способности в психологически благоприятных условиях. 2. Проследить деятельность каждого студента над проектом удается не во всех ситуациях, особенно если речь идет о групповых долгосрочных проектах, в которых задействовано значительное количество участников; 3. проектный метод требует наличие определенных знаний и умений у студентов, необходимых для выполнения подобного вида работы, таких как умения работать в коллективе, заниматься поиском и отбором необходимой информации, распределять роли, планировать учебную деятельность, применять творческий потенциал, успешно демонстрировать результаты проектной работы;

4. недостаточная подготовленность преподавателя к проектным формам работы, незнание основных требований по организации и проведению подобных мероприятий, принципов и характеристик данного метода; 5.сложность планирования определенной серии занятий и консультаций по проекту, что связано с рядом операций и этапов работы, значительным количеством обрабатываемой информации и участников проектной деятельности, трудностями по установлению временных рамок и сроков; 6. непривычность данной формы работы в образовательных учреждениях. Данная трудность особенно актуальна для тех преподавателей, которые обычно применяют традиционные формы работы на занятиях, не уделяя должного внимания развитию творческого потенциала студентов в контексте обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Для будущего специалиста знание иностранных языков в сочетании с проектной деятельностью оказываются основополагающими. Следовательно, необходимо пересмотреть процесс обучения иностранным языкам таким образом, чтобы студенты еще на младших курсах учились развивать ключевые умения и компетенции, связанные с их будущей профессией.

Исходя из того, что к современным специалистам предъявляются высокие требования, перед студентами ставятся новые коммуникативные задачи, которые решаются с точки зрения иностранного языка. Эти задачи заключаются в развитии коммуникативной иноязычной компетенции, расширении кругозора, развитии критического мышления, развитии умений осуществлять поиск, пользуясь мировыми информационными ресурсами и и активном участии в образовательном процессе, включающем разнообразные современные методы обучения.

Апробация метода проектов со студентами неязыковых специальностей в обучении иностранному языку эффективно раскрывает их потенциал к овладению ключевых умений и компетенций, способствует формированию самостоятельной успешной личности обучающихся.


Библиографическая ссылка

Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искоркина А.А. СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 371-374;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6618 (дата обращения: 24.06.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252