Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ТЕСТОВЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭПИЗООТОЛОГИИ И ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Кондакова И.А. 1 Ломова Ю.В. 1
1 Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Данное учебно-методическое пособие по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни» для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки (специальности) 111801.65 – Ветеринария, составлены с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария и профилю подготовки «Ветеринарная фармация», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 2021 и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО.

Курс «Эпизоотология и инфекционные болезни» ориентирован на применение широкого комплекса методов обучения: словесного, проблемного и лабораторно-практического. Такой подход включает студентов в различные виды деятельности, которые развивают интеллектуальные способности, абстрактное и творческое мышление.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы по «Эпизоотологии и инфекционным болезням» со студентами четвёртого, пятого курса специальности 111801.65 «Ветеринария».

В учебно-методическом пособии содержание тестовых заданий и ситуационных задач охватывает материал курса «Эпизоотология и инфекционные болезни», в которых студентам необходимо показать знания терминологии; определений; принципов классификации; сравнительные и сопоставительные знания; умение решать ситуационные задачи.

Использование тестирования и решение ситуационных задач в обучении специальным дисциплинам обеспечивает объективность оценивания знаний студентов, кроме того, способствует развитию логического мышления, стимулирует познавательную активность, позволяет оперативно корректировать обучение, ведет к улучшению качества организации учебного процесса.

Задания данного учебно-методического пособия могут быть использованы преподавателем для проведения текущего и оперативного тест-контроля знаний студентов; рубежного тест-контроля знаний студентов; итогового тест-контроля знаний студентов; тренингового (обучающего) тестирования; тренингового (обучающего) решения ситуационных задач; контроля остаточных знаний.

Вид тестового контроля определяется целями тестирования – получение информации об уровне знаний студентов на определенном этапе обучения.

Текущее и оперативное (диагностическое) тестирование проводится преподавателем для выявления исходного уровня готовности студентов к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам, разделам программы дисциплины.

Рубежное тестирование проводится по окончании модуля, семестра, учебного года. Его целью является определение степени освоения студентами области знаний и умений (уровня компетентности) по части программы курса.

Итоговое тестирование проводится по всей программе учебной дисциплины с целью проверки уровня готовности к аттестационным испытаниям. Результаты итогового тестирования являются необходимым условием допуска к государственным аттестационным испытаниям.

Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа заданий и т.д.

Контроль остаточных знаний проводится не позднее 6-и месяцев с момента сдачи зачета/экзамена по дисциплине.

Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе рубежного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, его степень обученности определенным учебным действиям.

Тестирование решает проблему однозначности и воспроизводимости оценки знаний. Наличие эталонов правильных ответов подразумевает одинаковые для всех студентов критерии оценки, что позволяет сравнивать учебные достижения в группах. Кроме того, результаты текущего и рубежного тестирования являются не только объективными показателями освоения студентами темы, раздела, дисциплины, но и показателем качества работы преподавателя.

Тестирование знаний студентов проводится в письменном виде. При тестировании студенту задается 10 вопросов. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов, один из которых является правильным. Время на выполнение одного тестового задания в процессе контроля может быть ограничено 0,75 – 1 минутой (т.е. 45 сек – 1 мин), либо устанавливается по усмотрению преподавателя.

Тестовые задания по эпизоотологии и инфекционным болезням предназначены для самостоятельной работы студентов и представляют собой перечень вопросов, используемых при тестировании с вариантами ответов (правильный ответ при этом не обозначен). Студенту следует выбрать правильный вариант ответа, опираясь на собственные знания или специальную литературу.

В учебно-методическом пособии представлены задания на уровни усвоения знаний, умений учащихся.

При решении нетиповых задач преподаватель самостоятельно устанавливает «стоимость» теста в зависимости от сложности решения данной задачи.

Действенность теста определяется статистическим методом. При проведении тестирования для оценки правил выполнения тестовых заданий используется количественный критерий – коэффициент усвоения К, который вычисляется по формуле:

К = а / р ,

где а – количество правильно выполненных учащимися существенных заданий;

р – общее число существенных заданий в тесте.

Величина 1 – 0,8 свидетельствует о высокой действенности тестов. Если же коэффициент усвоения К достигает <0,7 – >0,8, то действенность теста считается удовлетворительной, при значениях менее 0,7 она считается неудовлетворительной.

Если провести формирование коэффициента усвоения по трем интервалам в диапазоне от 0,7 до 1,0, то их можно соотнести по 5-балльной шкале (таблица 1).

Кроме того, при оценивании тестовых заданий преподаватель имеет возможность самостоятельно начислять баллы за каждый ответ, например, за правильное выполнение заданий – 1 балл, за частично выполненное задание – 0,5 балла, за неправильный ответ – 0 баллов. В данном случае, перевод баллов по пятибалльной шкале выполняется аналогично приведенному выше примеру.

Учебно-методическое пособие «Тестовые задания и ситуационные задачи по эпизоотологии и инфекционным болезням» направлено на повышение качества обучения будущих ветеринарных врачей, формирование профессиональных компетенций. Использование заданий данного сборника на занятиях способствует повышению ответственности обучающихся при выполнении учебных заданий, формированию навыков самоконтроля, стимулирует активность и внимание.

Представленное пособие ускорит процесс контроля знаний, а также позволит получить объективную информацию об уровне теоретических и практических знаний студентов. Систематическое тестирование и решение ситуационных задач позволит вести учет результативности каждого отдельного этапа процесса обучения, а также определять итоговые результаты обучения студентов по программе дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни».


Библиографическая ссылка

Кондакова И.А., Ломова Ю.В. ТЕСТОВЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭПИЗООТОЛОГИИ И ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 206-208;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6788 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074