Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Калюжный Е.А. 1 Михайлова С.В. 1 Волкова С.И. 1
1 Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В настоящее время образование сталкивается с актуальной проблемой – подготовкой высококвалифицированных педагогов. Уязвимым местом в реформировании всей системы образования остается вопрос повышения качества обучения и подготовки специалистов. Возникла потребность в педагоге нового типа, который смог бы организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь каждому ребенку достичь максимального успеха в умственном и творческом развитии, сохраняя при этом высокий уровень здоровья.

На современном этапе развития системы высшего образования повышаются требования к уровню профессионализма педагога, возрастает роль его личной ответственности за результативность своего труда. В этих условиях проблема совершенствования педагогического мастерства, развития творческого потенциала педагога выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность педагога в росте профессиональной компетентности. Образовательным учреждениям нужны педагоги, имеющие медико-педагогическую подготовку, знающие основные закономерности роста и развития детей и подростков, владеющие разнообразными методическими средствами, понимающие психофизиологические особенности детей и способные организовать учебный процесс с учетом индивидуальных характеристик ребенка.

Современный педагог должен не только успешно справляться с умственными, эмоциональными, нравственными и физическими нагрузками в процессе работы, но и оптимально строить учебный процесс, внедряя здоровьесберегающие технологии.

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» посвящен проблеме формирования систематизированных знаний в области возрастной физиологии и гигиены в условиях педагогической деятельности.

Программа курса предназначена для осуществления подготовки бакалавров на педагогических и психологических специальностях.

Представленное учебное пособие составлено в соответствии с планами рабочих программ дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», разработанных на основе требований ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» для профилей квалификации «Бакалавр».

В представленном учебном пособии рассмотрены все разделы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Основное внимание уделено строению и функционированию организма в различные возрастные периоды онтогенеза. Изложены анатомо-физиологические особенности роста и развития детей и подростков, обоснованы гигиенические требования к факторам внешней среды при воспитании и обучении, отражены вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения.

Наиболее подробно изложены темы:

1. Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основные периоды развития.

2. Организм человека как целостная система.

3. Закономерности роста и развития детского организма.

4. Опорно-двигательная система.

5. Кровь и сердечно-сосудистая система.

6. Строение, функции и гигиена органов дыхания.

7. Строение, функции и гигиена органов пищеварения.

8. Обмен веществ и питание.

9. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

10. Размножение и развитие организма на начальных этапах онтогенеза.

11. Выделительная система.

12. Иммунитет, его механизмы и способы укрепления.

13. Строение и функции основных сенсорных систем.

14. Взаимодействие сенсорных систем.

15. Значение и структурно-функциональная организация нервной системы.

16. Условно-рефлекторный характер и типы высшей нервной деятельности.

17. Функции высшей нервной деятельности.

Представленные в учебном пособии материалы базируются на известных трудах основоположников отечественной анатомии, физиологии и гигиены, а также на оригинальных работах авторов.

Учебный материал направлен на формирование у студентов естественно-научного мышления, изложен доступным для студентов, в том числе небиологических специальностей, языком, иллюстрирован таблицами, что облегчает усвоение учебного материала. Изложение материла в книге сопровождается большим количеством рисунков, в наглядной форме поясняющих строение изучаемых органов и систем. Все это делает учебное пособие доступным даже для неподготовленного читателя.

Учебное пособие предназначено для бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования, может быть полезно также студентам средних медицинских заведений, практическим психологам, врачам-педиатрам, педагогам и всем интересующимся вопросами строения и функционирования организма человека на разных возрастных этапах.


Библиографическая ссылка

Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Волкова С.И. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 211-212;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6791 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074