Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВИДАМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Коновалов И.Е. 1 Черняев А.А. 1 Мутаева И.Ш. 1
1 Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма»

Учебного пособия «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы» разработано авторами: доктором педагогических наук, доцентом И.Е. Коноваловым, кандидатом педагогических наук, профессором А.А. Черняевым, кандидатом биологических наук, профессором И.Ш. Мутаевой, посвящено актуальной проблеме внедрения различных инновационных технологий обучения видам легкой атлетики в процесс физического воспитания в средней общеобразовательной школы. Данное пособие имеет гриф УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры.

В настоящее время в России осуществляются глубокие перемены во всех отраслях жизни. Эти изменения затронули как высшую, так и среднюю школы, которые должны давать своим выпускникам полное духовное развитие и качественное физическое воспитание.

Непрерывный научно-технический прогресс в спортивный сфере выдвигает все новые требования к подготовке специалиста с высшим физкультурным образованием, призванного решать задачи физического воспитания широких слоев населения.

В связи с этим перед учебными заведениями по физической культуре ставится задача качественного повышения уровня подготовки и воспитания выпускаемых специалистов, что требует активного внедрения в учебный процесс инновационных средств и более эффективных методов обучения.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания молодого человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Одной из важнейших задач высшей школы по подготовке учителя физической культуры и тренера является формирование у специалистов готовности к эффективному решению задач обучения двигательным действиям, в том числе в легкой атлетике. Это возможно только при наличии высокого уровня дидактических умений и навыков в этом виде спорта.

Особое значение для становления будущих специалистов имеют практики, которые в соответствии с требованиями ФГОС 3+, осуществляются по следующим направлениям:

1. Учебная практика.

2. Профессионально-ориентированная практика.

3. Преддипломная практика.

Одной из актуальных задач, стоящих перед студентами-практикантами и учителями физической культуры методистами со стороны СОШ является значительное повышение качества проводимых уроков, что будет успешно решаться при достаточном уровне знаний теории и практики учебного предмета «Легкая атлетика», наличия большого арсенала физических средств и накопленного собственного опыта двигательной активности. Результат обучения при этом во многом зависит от того, насколько хорошо знает педагог технику того или иного вида легкой атлетики, а также методику обучения техники легкоатлетических упражнений.

Легкая атлетика – это один из наиболее доступных и массовых вид спорта как в нашей стране, так и во всем мире. Она объединяет в себе естественные и разнообразные виды двигательной деятельности человека, такие как ходьба, бег, прыжки и метания.

В системе физического воспитания в нашей стране виды легкой атлетики широко используются для сохранения и укрепления здоровья, а также повышения общей физической подготовки детей, подростков, юношей и девушек. Поэтому наибольшая часть видов легкой атлетики включена в программы по физическому воспитанию во все государственные учебные заведения.

Значительное место легкая атлетика занимает в физическом воспитании дошкольников, школьников и студентов. Разновидности бега, прыжков и метаний является составной частью каждого урока и занятия по физической культуре. Важное место упражнениям легкой атлетики отводится также на занятиях в спортивных школьных секциях и в оздоровительных лагерях.

Начиная с 1-го класса во всех последующих классах на уроках физической культуры используются и элементы легкоатлетических упражнений, и виды легкой атлетики в целом.

Используя уроки легкой атлетики, учащийся решает следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья; изучение, закрепление и совершенствование техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; развитие физических качества: силу, быстроту, координацию, выносливость, гибкость. При этом если у школьников младших и средних классов уроки направлены в основном на освоение техники легкоатлетических видов, то у школьников старших классов основной задачей является развитие физических качеств средствами легкой атлетики.

В процессе обучения в школе учащиеся изучают, закрепляют и совершенствуют технику спортивной ходьбы, бега на короткие и на средние дистанции, прыжков в высоту различными способами, прыжков в длину способом «согнув ноги», метания малого мяча и гранаты. Кроме того, для учащихся определены как уроки, так и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утренняя гимнастика (до начала учебных занятий), физкультурные минутки (во время уроков), физические упражнения и подвижные игры (на больших переменах), ежедневные физкультурные занятия (в группах продленного дня), занятия легкой атлетикой в спортивных секциях (во внеучебное время), регулярные занятия физическими упражнениями (выполняемые в свободное время).

Все эти урочные и внеурочные формы занятий легкой атлетикой должны не только решать оздоровительные и прикладные задачи, но и способствовать развитию интереса к занятиям физической культурой в целом, прививать у детей и подростков потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В учебном пособии «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы», авторы рассматривают виды легкой атлетики, которые входят в раздел программы по физической культуре для средних общеобразовательных школ, в частности раскрываются техника и методика обучения легкоатлетическим упражнениям, а также задачи, содержание и структура уроков по легкой атлетике.

Материал представленный в пособии затрагивает все звенья СОШ: начальные, средние и старшие классы, где для каждого возрастного периода решаются конкретные задачи и предлагаются определенные средства обучения подобранные в соответствии с особенностями возраста занимающихся. Представлены типичные ошибки и способы их устранения в процессе обучения техники видов легкой атлетики: ходьбы, видов бега, вертикальных и горизонтальны прыжков, метания малого мяча и гранаты.

Немало важным условием качественного проведения учебных занятий является выбор адекватной физической нагрузки для различных возрастных групп, пола и подготовленности учащихся. В пособии рассматриваются основные параметры физических нагрузок на уроках легкой атлетики и представлена их динамика в зависимости от типа занятий. Другим условием полноценного проведения учебных занятий в школе является организация контроля при занятиях легкоатлетическими упражнениями, а также соблюдение безопасности на занятиях и обеспечение мер предосторожности.

Учебного пособия «Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы» предназначено для студентов ССУЗ и ВУЗ физкультурного профиля, а также учителей и специалистов сферы физической культуры и спорта.


Библиографическая ссылка

Коновалов И.Е., Черняев А.А., Мутаева И.Ш. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВИДАМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 216-217;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6797 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674