Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ГЕОГРАФИЯ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ФЛОРА И ФАУНА (СБОРНИК ЗАДАЧ)

Корощенко Н.А. 1
1 Тюменский государственный университет

Посвящается светлой памяти Епишевой Ольги Борисовны – замечательного человека, Учителя, ученого, исследователя, руководителя научной школы земли Тобольской

Математика – часть общечеловеческой культуры, ее изучение способствует формированию научного мировоззрения и общего уровня культуры учащихся. В концепции развития математического образования 2013 года определены проблемы – низкий уровень мотивации обучающихся и устаревшее, формальное и оторванное от жизни содержание.

Проблема учета особенностей регионов в их развитии становится все более актуальной во многих отношениях. Значение регионального аспекта в образовании нельзя переоценить, он несёт в себе всё богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей; он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности. Использование регионального компонента в обучении математике является существенным средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Кроме того, он решает такие задачи гуманизации образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, практическая и профессиональная направленность обучения, расширение кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, воспитание экологической культуры, выполнение заказа общества на активную и социально-адаптированную личность.

Нарушение законов, правил и принципов природопользования, игнорирование экологических ограничений в развитии общества, брошенным бумерангом возвращается к людям, не теряя своих свойств и качеств. Природа утрачивает свою способность сохранять естественное равновесие в своих системах, способность к самоочищению, самовосстановлению. Знакомство учеников со многими проблемами региона произойдет через решение задач всех разделов, и автор надеется, что никто при этом не останется равнодушным.

В данном учебном пособии реализованы два эффективных педагогических средства активизации образовательного процесса – принцип межпредметной и внутрипредметной интеграции и принцип региональности.

При составлении задач использовались самые разнообразные источники: письменные документы, графические материалы, музейные коллекции, периодические издания прошлых лет, книги об исследователях Сибири, книги тобольских авторов – Д. Копылова, Е. Акулич, Н. Балюк; материалы Тобольских хронографов; годовые отчеты, справки, статистические материалы Тобольского государственного музея-заповедника. Чувство гордости вызывает самоотверженность и бескорыстие исследователя сурового Тобольского Севера Александра Александровича Дунина-Горкавича. Тридцать семь лет интенсивной, масштабной и плодотворной работы оставили позитивный вклад в теорию и практику отечественного североведения: около семидесяти научных работ, посвященных самым разнообразным вопросам жизни и развития этого богатейшего и интереснейшего края! Трехтомная монография «Тобольский север» – энциклопедический свод знаний о природе экономике и населении региона! За пять лет (1898-1903 гг.) летом на лодках, зимой на лошадях и оленях Дунин-Горкавич проехал по местам, где практически не ступала или редко ступала нога человека, без дорог, без карт, то на лошадях, то на лодках, в метель, стужу и непогоду проплыл, проехал, прошел свыше 50000 км и это расстояние на одну четвертую больше длины земного экватора!

Сборник математических задач составлен для учащихся 5-6 классов для знакомства с географическими особенностями региона, вопросами демографии, растительным и животным миром, проблемами природопользования и последствий неразумного их потребления. Он является результатом более чем десятилетней кропотливой работы по данной теме.

Задачник состоит из 2 разделов:

1. География Тюменского региона;

2. Флора и фауна Тюменского региона.

Каждый раздел содержит 3 части: 1 – информация по региону в цифрах и таблицах; 2 – задачник; 3 – материалы для творческой и внеклассной работы. В конце учебника словарь используемых терминов, ответы и список используемой литературы.

Задачи составлены в соответствии с программным материалом курса математики 5-6 классов и объединены 18 темами. Каждой теме присвоен свой номер, который сохраняется в обоих разделах. Это следующие темы: 1. Натуральные числа. 2. Обыкновенные дроби. 3. Десятичные дроби. 4. Периметр и площадь прямоугольника. 5. Объем прямоугольного параллелепипеда. 6. Проценты. 7. Округление чисел. 8. Среднее арифметическое. 9. Координатная прямая. 10. Решение уравнений. 11. Столбчатая диаграмма. 12. Круговая диаграмма. 13. Длина окружности. Площадь круга. 14. Чтение графиков. 15. Применение формул. 16. Практические работы. 17. Занимательные задачи. 18. Материалы для организации творческой деятельности учащихся.

В каждой теме задачи расположены по уровням учебной деятельности учащихся и каждый уровень отмечен соответственно значками – *, **, ***. Если одна звездочка, то задания соответствуют 1-уровню учебной деятельности учащихся, если две звездочки (**), то задачи 2-уровня, а тремя звездочками (***) обозначены задачи, которые требуют дополнительных знаний, умения исследовать, нестандартного решения.

Первый уровень учебной деятельности – это самый низкий, репродуктивный, минимальный; учащиеся этого уровня могут использовать готовые алгоритмы решения несложных по своему решению задач.

Второй уровень – это обязательный уровень стандарта: учащиеся этого уровня могут решать задачи на применение изученного в стандартных ситуациях.

Третий уровень – уровень возможностей; учащиеся этого уровня могут решать задачи в нестандартных (новых для них) ситуациях, а также задачи повышенной сложности.

Особенность данного сборника является большой объем занимательных задач – 119, для решения которых нужно пройтись по определенной цепочке действий. Своеобразие рельефа местности, природные заказники и заповедники и памятники природы, особенности и многообразие водного пространства Сибири, полезные ископаемые и их залежи, редкие и исчезающие виды птиц и животных из красной книги Тюменской области, образ жизни и специфическое поведение их в природе – об этом можно узнать в задачах.

Примеры задач.

*1. Это самый «нелюбимый» зверь тайги. Это животное средних размеров прекрасно лазит по деревьям, охотится на пушных зверей, ведет изнурительное преследование оленей и нападает даже на лосей. Этот зверь вероломен и шкодлив, нередко отбирает добычу охотников прямо из капкана. Решите примеры и узнайте, что это за зверь.

596

514

380

184

15

88

308

100

               

485347.jpg

Ключ к ответу:

433

213

721

225

505

639

309

140

х

а

а

с

о

о

м

**2. (Из третьего тома монографии «Тобольский Север») «Тобольский Север заключает в себе уезды: Березовский, Сургутский и Самаровскую волость. Площадь, занимаемая ими, составляет 835830 кв. верст, т.е. 68% территории всей губернии. По обширности пространства он превосходит в 1,5 раза Францию и в 3 раза Англию». Определите площадь Тобольской губернии. Определите площадь Франции и Англии.

Информация. В конце 19 столетия решался вопрос построения железной дороги из Тюмени в Тобольск или построение 4 шлюзов на реке Тобол для движения судов в период мелководья.

**3. По данным 1885 года стройка 1 шлюза на реке Тобол могла обойтись в 750.000 рублей, а постройка 1 версты железной дороги по самой дешевой цене стоила 40.000 рублей. Что дешевле, построить 240 верст железной дороги или 4 шлюза и во сколько раз?

Информация. Начало XVIII века связано с реформами Петра I. В 1708 году Россия была поделена на 8 губерний, одна из них Тобольская. Она простиралась от Урала до Камчатки. В 1711 году губернатором был поставлен любимец Петра I – князь Гагарин. Через 7 лет проведенная ревизия выявила огромные финансовые нарушения, а также установила, что губернатор хотел отделить Сибирь от России.

**4. Какую сумму денег утаил губернатор Гагарин от государственной казны, если на эти деньги можно было построить 350000 домов, лошадей купить в 2 раза больше, чем построить домов, а сам губернатор мог бы получать свою зарплату в 2000 рублей в год в течение 1750 лет. Сколько стоили лошадь и постройка дома в то время?

На уроке учитель может использовать предлагаемые задачи, во-первых, для создания проблемной ситуации, повышения мотивации учебной деятельности и развития познавательного интереса, во-вторых – для применения и закрепления изученного материала.

Информационный материал в 1части и во 2 части в задачах, как и сами задачи по разделам, также можно использовать в качестве активизирующих элементов урока, базы для создания ситуаций к изучению нового материала, для проведения интегрированных и тематических уроков. Табличный материал является хорошим подспорьем для индивидуальной творческой работы и в школе и дома. На основе представленного статистического материала учитель самостоятельно может составить новые задачи. Кроме уроков, данные задачи интересны и полезны для проведения факультативных курсов.

Информация. Лось – типичное животное таежных районов, предпочитает лес «чистый», с открытыми пространствами и отсутствует в местах, где снежный покров превышает 60-70 см. Важной особенностью является то, что он быстро восстанавливает численность и «неразборчив» к кормам.

**5. В тайге ягель за 10 лет вырастает на 5 см, а в тундре его ежегодный прирост составляет 0,00003 м. Где ягель растёт быстрее, в тайге или в тундре? На сколько сантиметров вырастет ягель за 10 лет в тундре?

Содержание данной книги может быть интересным и подросткам, и старшеклассникам, их родителям и учителям других предметов – истории, географии, экологии, валеологии, экономики и биологии, тем более такой опыт уже имеется. Родители могут вместе с детьми обсуждать содержание задач и находить правильные решения, при этом, обращая внимание не только на умения выполнять те или иные математические действия, но и на, то содержание, которое описывает некую сюжетную ситуацию регионального характера. Обсуждение всевозможных проблем можно построить на предложенных вопросах под заголовком «Вопросы для обсуждения».


Библиографическая ссылка

Корощенко Н.А. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ГЕОГРАФИЯ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ. ФЛОРА И ФАУНА (СБОРНИК ЗАДАЧ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 217-220;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6798 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074