Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Молодцова Т.Д. 1
1 Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГОУВПО «РГЭУ» (РИНХ)
В статье рассматривается девиантность как социльно-психологический феномен. Указывается необходимость её профилактики. Подчеркивается, какое огромное значение для работы с девиантными подростками имеют явления не только профилактики, но и реабилитации. Рассматривается, какие бывают виды профилактики и подходы в её реализации, наиболее пристальное внимание уделено роли волевых качеств и их развития в профилактике девиантности. Данный анализ дает автору возможность просмотреть основные принципы профилактики и пути её организации в условиях школьного социума.
девиантность
профилактика
реабилитация
подростки
дезадаптация
школьный социум
внутренний потенциал
1. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 2005. – 254 с.
2. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990. – 257с.
3. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 323 с.
4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 228 с.
5. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 168 с.
6. Худенко Е. Планирование воспитательной работы в детском доме и школе-интернате / Социальная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 34–36.

В настоящее время в психолого – педагогической науке существует достаточно разнообразное толкование понятия «девиантность». Так, существует мнение, что «…. девиантность (девиация) (от лат. deviatio – отклонение) – отклонение от нормального положения, строения» [3, 62]. Близкое к нему мнение, что «отклоняющееся (девиантное поведение) – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» [2, 57].

Таким образом, девиантные – это дети, школьники, молодые люди, чье поведение отклоняется от принятых норм.

Разновидностью девиантного (или отклоняющегося) поведения в своем крайнем выражении является асоциальное поведение: делинквентное, аддиктивное, криминальное. Делинквентное – это поведение, при котором не только происходят отклонения от общепринятых норм поведении, но и нарушаются правовые нормы. Аддиктивное – поведение, связанное с пагубными привычками. И криминальное – это поведение, направленное на нарушение норм уголовного права. Все указанные понятия связаны с понятием «дезадаптация». Как мы понимаем, «дезадаптация- это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный и материальный ущерб» [1, 10]. Однако, если дезадаптированные – это не всегда девиантные, то девиантные, исходя их приведенного определения, всегда дезадаптированы, что наносит им, как и всему обществу, огромный вред , требуя пристального внимания и серьёзного психолого-педагогического подхода. Возникает вопрос о том, как не допускать данного явления.

В науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактическая и реабилитационная [4, 215]. Обратимся к проблемам профилактики.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

2) сохранение, поддержание и защиту нормального образа жизни и здоровья ребенка;

3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного бытия, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

1) нейтрализующие;

2) компенсирующие;

3) предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

4) устраняющие эти обстоятельства;

5) контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

2) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

3) решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения [5, 97].

1. В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения, целью которых является формирования правосознания подростка, повышения образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе [3, 75].

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Не менее важная в нашем обществе проблема профилактики алкоголизма среди подростков, а также информирование их о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма.

2. Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне [ 3, 75].

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно во – время распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.

Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле [6, 75]. Этот процесс включает ряд этапов. Первый этап – раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами. Второй этап – выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Третий этап – планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость собственным недостаткам. Четвертый этап – зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании [6, 75].

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как законопослушного гражданина.


Библиографическая ссылка

Молодцова Т.Д. СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 283-285;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7111 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674