Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Егорова М.С. 1 Чан Тхи Х.Ф. 1
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Установлено – главной целью политики государства в сфере охраны окружающей среды должно быть создание социально-экономических и правовых предпосылок для обеспечения экологически безопасной жизни населения. Определен предмет регулирования международного экологического права и основные принципы международного права в области природоохранного сотрудничества. Сделан вывод о том, что для своевременного решения проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо повышение эффективности государственной экологической политики. Предложен ряд изменений и дополнений для внесения в законодательство РФ.
окружающая среда
экологическая безопасность
законодательство
государственная политика
природопользование.
1. Соколова Н.А. Теоретические проблемы международного права окружающей среды / Н.А. Соколова – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. университета, 2002. – 240 с. (дата обращения:15.12.2014).
2. Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды / Н.А.  Соколова – М.: Проспект, 2010. – 318 с. (дата обращения:15.12.2014).
3. Соколова Н.А. Одна из глобальных задач // Московский журнал международного права. – 1997. – №3. – С. 103-113. (дата обращения:15.12.2014).
4. Соколова Н.А. Международно-правовые пределы осуществления суверенитета над природными ресурсами // Международное право – International Law. -2009. – № 1. – С. 34-46 (дата обращения:15.12.2014).
5. Степаненко В.С. Указ. соч. – С. 4, 20; Региональная экологическая политика / отв. ред. В.М. Захаров. М., 2001; Вараксин В.В. Природопользование и охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность правоохранительных органов (организационно-правовые вопросы). Екатеринбург, 2004. – С. 28–29 (дата обращения:15.12.2014).

В современном мире продолжается ухудшение состояния окружающей природной среды, которое угрожает благосостоянию людей, а так же и существованию жизни на нашей планете.

Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, экономикой и социальной сферой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах. Современные темпы экономического развития обострили проблему природных ресурсов и поэтому, возникла необходимость учета экологических требований к экономике [1].

Исторически правовое регулирование в экологической сфере развивалось применительно к охране отдельных объектов природы от вредного влияния хозяйственной деятельности. В правовых актах закреплялись порядок и условия пользования природными ресурсами, права и обязанности их пользователей без учета соблюдения экологических требований.

Процесс управления в сфере охраны окружающей среды на международном уровне требует активного участия каждого государства, например в Российской Федерации выступают за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности.

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий.

Поэтому главной целью политики государства в сфере охраны окружающей среды должно быть создание социально-экономических и правовых предпосылок для обеспечения экологически безопасной жизни населения [2].

Единственный способ предохранения биосферы от загрязнения – это сокращение масштабов или полное исключение вредного воздействия на среду. Техническое развитие, однако, практически не имеет пределов, следовательно, нам придется считаться не только с ущербом, наносимым окружающей среде уже известными производственными процессами, но и с ущербом, который может возникнуть в будущем по мере технического развития.

Важность правового регулирования взаимоотношений природы и общества действительно очень велика.

Серьёзным недостатком сегодняшнего природоохранного законодательства является то факт, что формировалось оно по ресурсным признакам.

Такой подход не обеспечивал комплексности в регулировании отношений, касающихся природной среды как единого организма. На сегодня у нас в законодательстве нет специального раздела «Экологические преступления», который бы разглядывал факты повышенного и особо опасного экологического ущерба.

Однако наше законодательство продолжает развиваться и приобретает положительный зарубежный опыт и можно надеяться на его улучшение в будущем.

Обострение глобального экологического кризиса, вызывая озабоченность всех стран и народов, вынуждает предпринимать совместные усилия по решению экологических проблем в рамках международного права.

Разработка путей и инструментов решения экологических проблем предполагает анализ социо – эколого – экономических основ и ведения народного хозяйства. На которых должны строиться международное правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования [3].

Предметом регулирования международного экологического права являются – международные отношения, уважение прав и свободы человека, поддержание международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии, социально – экономического благополучия и решение глобальных экологических проблем совместными усилиями разных государств, правовая охрана культурного и духовного наследия.

Основной принцип международного права в области природоохранного сотрудничества – положение о том, что государства имеют суверенное право эксплуатировать свои природные ресурсы и обязаны обеспечить условия, чтобы деятельность, осуществляемая в пределах их контроля, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий [4].

Современное международное экологическое право представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранение благоприятных природных условий жизни людей на Земле. Цели и задачи международного экологического права – обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение благоприятных природных условий жизни людей на Земле.

В международных отношениях первым шагом на пути создания обязательных норм могут оказаться – декларация – это когда государства не готовы принять на себя юридические обязательства, а так же международное соглашение, которое возможно лишь в том случае, если его реализация обеспечена экономическими ресурсами.

Основой сотрудничества в области природопользования и управления природными ресурсами на международном уровне служат международные договоры. В России международные договоры являются составной частью её правовой системы и имеют приоритет над внутренними законами РФ.

Для своевременного решения проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как на федеральном, так и на региональном уровне (поскольку в отдельных регионах природные условия и экологические проблемы весьма специфичны) необходимо повышение эффективности государственной экологической политики. Для этого нужно формировать и проводить региональную экологическую политику, соответствующую региональным условиям и особенностям. Это требуется также для того, чтобы в условиях рыночной экономики гарантировать экологическую безопасность общества и реализацию конституционных и иных прав и свобод граждан в области охраны окружающей среды и природопользования. К сожалению, в течение длительного времени в законодательстве и правоприменительной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не уделялось достаточно внимания вопросам экологической политики в регионах. Хотя по ряду направлений государство учитывало особенности отдельных регионов, но по многим другим вопросам пренебрегало региональными различиями [5], что вряд ли правомерно.

В последние годы были значительно ослаблены экологические требования в сфере предпринимательства и природопользования, снижено значение природоохранной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления и контроля. Все это негативно сказалось на состоянии окружающей среды, вызвало обострение социально-экономических, экологических, демографических и иных региональных и локальных проблем, особенно в промышленных регионах Российской Федерации.

Правовое обеспечение эколого-экономического и экологического развития регионов должно учитывать ряд важных факторов и обстоятельств. Эти факторы и обстоятельства, их взаимоотношение и взаимодействие должны быть приняты во внимание при проведении государственной региональной экологической политики. Весьма важно для разработки и совершенствования механизмов решения проблем природопользования и охраны окружающей среды в регионах рассмотрение вопросов, касающихся понятия, видов, содержания и правовых основ государственной региональной экологической политики.

Заключение

Таким образом, в настоящее время в нашей стране, как и в других странах, экологическая проблема рассматривается в качестве одной из важных и актуальных проблем. В последние годы, наблюдается повышенное внимание ученых к вопросам экологии, и это объясняется тем, что люди безответственно и исключительно потребительски относятся к природе, такое отношение привело мир к экологическим катастрофам. Наша природа находится в критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровья людей, увеличивается число генетических заболеваний, сокращается продолжительность жизни, истощаются природные ресурсы на Земле. Очевидно, что возлагать надежды только на формирование экологического сознания и экологической этики нельзя. Немаловажное значение имеют правовые средства и методы воздействия.

С каждым годом увеличивается степень воздействия людей на природу. Природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности людей, но, к сожалению, общество не ценит природу. Человек должен охранять не только свои собственные интересы и потребности, но и интересы иных существующих в природе живых существ.

При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Резкий скачок загрязнения произошел во второй половине ХХ в., что связано с ростом населения и производства. В результате загрязнение среды стало одной из острейших глобальных проблем и главным фактором формирования экологической ситуации. Использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что существует необходимость внесения в законодательство ряда изменений и дополнений.

Во-первых, для улучшения правового регулирования природоохранной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления необходимо принять Концепцию развития экологического законодательства РФ.

Во-вторых, нужно подготовить научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правового регулирования экологических отношений при осуществлении природопользования и предпринимательства гражданами и юридическими лицами на территории отдельных регионов.

В-третьих, следует совершенствовать всю систему мер по реализации правовых требований в области охраны окружающей среды и природопользования.

Следует обеспечить совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования как необходимой составной части государственной региональной экологической политики.


Библиографическая ссылка

Егорова М.С., Чан Тхи Х.Ф. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-4. – С. 542-544;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7323 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674