Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Тарасова И.М. 1
1 Российская таможенная академия Владивостокский филиал
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42; Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 6. – С. 20–26.
3. Орлова В. А., Балова Н. И., Шилина С. Н., Скрипниченко С. С. О компетентностном подходе в обучении // Развитие лидерства – ресурс модернизации образования. Материалы научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

В статье описывается формирование профессиональных компетенций преподавания естественнонаучных дисциплин на примере информатики с использованием интерактивных методов обучения у студентов непрофильных направлений подготовки. Сформулированы общие принципы интерактивного обучения как специальной формы организации познавательной деятельности. В данном виде обучения необходимо применение интерактивных технологий, как улучшение качества образования, создание комфортных условий обучения с активным взаимодействием всех участников образовательного процесса на основе творческого задания. Предложена методика выбора творческого задания, которое составляет содержание, основу любого интерактивного метода обучения.

В настоящее время система высшего профессионального образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к воспитанию молодежи. Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ним современная действительность. Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, уметь оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в научной и практической деятельности, быть открытым новому опыту, иметь творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал личности, развивать её творческие способности. Развитие человека как активного, творческого субъекта деятельности стало целью современного высшего профессионального образования. Потребность педагогической практики в программах развития творческой личности требует целостного теоретического обоснования ее механизмов и принципов.

В Государственных образовательных стандартах третьего поколения выпускник по направлению подготовки «Таможенное дело» с квалификацией (степенью) «специалист» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен владеть обще-профессиональными и информационно-аналитическими компетенциями, которые развивает информатика.

Под компетенцией понимаем наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере, которую развиваем при помощи следующих методов обучения: пассивный, активный и интерактивный.

Остановимся более подробно на интерактивном методе обучения. Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность [1].

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели: повышение эффективности образовательного процесса, усиление мотивации к изучению дисциплины; формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся; формирование коммуникативных навыков; развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации; формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность; сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Особенности интерактивного обучения:

1. Образовательный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

2. Основные методические принципы интерактивного обучения: тщательный подбор терминов, учебной, профессиональной лексики; всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции; поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой; активное использование технических учебных средств; оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы; интенсивное использование индивидуальных занятий и индивидуальных способностей в групповых занятиях; осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты.

3. Интерактивное обучение предполагает: регулярное обновление и использование электронных учебно-методических изданий; использование для проведения учебных занятий современные мультимедийные средства обучения; формирование электронных лекций с кейсами; проведение аудиторных занятий в режиме реального времени посредством Интернета, когда студенты и преподаватели имеют возможность не только слушать лекции, но и обсуждать ту или иную тематику, участвовать в прениях и т.д.

Применение интерактивных технологий становятся необходимой составляющей в любом образовательном процессе, в том числе и в преподавании информатики. Интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования [2].

Интерактивные технологии как совокупность средств и методов взаимодействия между преподавателями и обучающимися, целью которого является помочь каждому студенту посредством современных информационных технологий преобразовать информацию общего характера в личные знания и умения, для дальнейшего формирования компетенций [3].

Главная задача применения интерактивных технологий – это улучшение качества образования, создание комфортных условий обучения с активным взаимодействием всех участников образовательного процесса. При постоянном использовании интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе улучшается обратная связь со студентами, которая при традиционном преподавании сводится только к проверке знаний, умений и навыков. Элементы интерактивной модели обучения должны включать приемы и методы, делающие занятия насыщенными и интересными.

В данном исследовании описывается специфика использования интерактивных методов в преподавании дисциплины «Информатика» для студентов специальности 036401.65 – «Таможенное дело» с использованием творческого задания.

Под творческими заданиями будем понимать такие учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для студентов; связано с жизнью студента; вызывает интерес у студента; максимально служит целям обучения.

Таким образом, изучение информатики с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательную активность студентов, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывать навыки работы в коллективе, развивать и формировать коммуникативные навыки, а самое важное повышать учебную мотивацию и формировать обще-профессиональные и информационно-аналитические компетенции.


Библиографическая ссылка

Тарасова И.М. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 63-65;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7483 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674