Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ

Гребнева Н.Н. 1
1 БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет»
1. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:http://www.usynovite.ru (дата обращения 08.03.2015).
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми (по материалам семинара органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ХМАО – Югры 14 сентября 2012 г.) / сост. Черкашина Т.А. – Ханты-Мансийск: ИД «Новости Югры», 2012. – С. 51–52.
3. Сайт Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс] – URL:http:// www.depsr.admhmao.ru (дата обращения 13.12.2014).
4. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:http://www.usynovite.ru (дата обращения 13.12.2014).

По данным министерства образования и науки Российской Федерации в первой половине 2014 года в России зарегистрировано 30 846 сирот, а на воспитание в семьи передано 29 079 детей. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь около 10 %. Остальные дети лишены родительского попечения по субъективным причинам (невыполнение родительских обязанностей, отсутствие желания у родителей создать нормальные условия для своего ребенка и т.п.) [1].

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре деятельность по профилактике социального сиротства реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02 сентября 2009 г. № 232-п «О порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены». Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно направляют ставшую им известной информацию о детях, права и законные интересы которых нарушены, в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка по установленной форме. Результатом реализации указанного постановления стало уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 6,5 %. Однако остается высоким число возвратов детей из замещающих семей (до 45 в год, в том числе и возвраты в связи с болезнью или смертью опекунов). Повысилась активность граждан, сообщающих о нарушении прав детей. Формируется система работы по выявлению ранней стадии семейного неблагополучия в учреждениях образования и здравоохранения [2].

В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. По состоянию на 1 октября 2013 г. в России под опекой (попечительством) находились 371 тыс. детей (в 2012 г. – 360 тыс.), на усыновлении – 160 тыс. (в 2012 г. – 155 тыс.), в приемных семьях – 8607 (в 2012 г. – 6524), в детских домах семейного типа – 420 детей (в 2012 г. – 380). В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на конец 2013 года общая численность детей, оставшихся без попечения родителей составила 7 314 человек, из них 6 803 человека находятся на воспитании в семьях. За 2013 год органами опеки и попечительства ХМАО – Югры выявлено и учтено 804 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них усыновлен только 81 ребенок, четверо из которых дети-инвалиды. Остальные переданы на возмездную (111 человек) и безвозмездную (612 человек) формы опеки (попечительства) в семьи [3].

Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Всего на территории автономного округа функционируют 37 учреждений, где содержатся и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В это число входят и учреждения социальной защиты населения, отличающиеся временным пребыванием в них детей, большинство из которых оказалось в трудной жизненной ситуации по причине социального неблагополучия их родителей.

Необходимо отметить, что далеко не все дети, находящиеся в учреждениях могут быть, согласно законодательству, переданы на усыновление. Нахождение родителей в местах лишения свободы, определенный законом срок после лишения родителей родительских прав, неизвестна причина отсутствия родителей – вот, далеко не полый перечень причин, по которым дети, находящиеся в учреждениях, не могут быть переданы на усыновление в семьи граждан.

В 2013 году выявлены 8 случаев отмены усыновления гражданами РФ. За 2012 год было отменено 6 усыновлений. Основными причинами отмены усыновлений являются тяжелое материальное положение семей, а также невыполнение усыновителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей [4]. Несколько другая картина наблюдается в ХМАО – Югре: за 2012–2013 годы в ХМАО – Югре был установлен только один факт отмены усыновления. Такому низкому показателю способствует достаточно благополучное материальное обеспечение граждан ХМАО – Югры.

Для информирования населения о возможных устройствах детей-сирот в семьи, а также о детях, подлежащих усыновлению, Департаментом образования и молодежной политики ХМАО – Югры совместно с окружной газетой «Новости Югры» два раза в месяц проводится акция «Каждому ребенку нужна семья». Сегодня для усыновления предлагаются дети разного возраста (до 18 лет) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей ориентированы на усыновление малыша – ребенка от рождения до 4–5 лет. И это является наиболее существенной проблемой для жителей автономного округа, т.к. в домах ребенка и детских домах число детей «малышкового» возраста невелико. Именно поэтому желающие усыновить малыша вынуждены ожидать появления кандидатуры ребенка желаемого возраста. Кандидаты в усыновители занимаются поиском детей в других субъектах РФ. В 2013 году 6 детей было усыновлено из других субъектов РФ, но эта цифра в настоящее время может быть выше при должной организации деятельности региональных операторов. Органы опеки и попечительства стараются максимально удовлетворить кандидатов в усыновители, проживающих на подведомственной им территории, здоровыми детьми.

На конец 2013 года 81,1 % из всех кандидатов, зарегистрированных в 2012 году и состоящих на учете более 1 года, приняли детей на воспитание в семью. Основными причинами нахождения кандидатов на учете более одного года являются завышенное требование к внешности и состоянию здоровья ребенка, отталкивающим фактором является наследственность детей. В некоторых случаях прослеживается пассивность в выборе детей самими кандидатами, так как они не теряют надежды на появление собственных детей.


Библиографическая ссылка

Гребнева Н.Н. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 120-121;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7511 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674