Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ СЛАВЯН И РУСОВ

Петров И.В. 1
1 Санкт-Петербургский университет управления и экономики
1. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку // ПСРЛ. – Т. 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.
2. Повесть временных лет по Ипатьевскому списку // ПСРЛ. – Т. 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.
3. Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2007.
4. Петров И.В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII–X вв.). – СПб.: Центр стратегических исследований, 2011.
5. Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского Музея: пер. Д.А. Хвольсона. – СПб., 1869.
6. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (С половины VII века до конца X в.). – СПб., 1870.
7. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. – М.: Восточная литература, 2000.
8. Бартольд В.В. Рукопись Туманского // Академик В.В. Бартольд. Сочинения. – Т. VIII. – М.: Наука, 1973.
9. Бартольд В.В. Введение к изданию Худуд ал-Алам // Академик В.В. Бартольд. Сочинения. – Том VIII. – М.: Наука, 1973.
10. Стратегикон Маврикия (В.В. Кучма) // Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I–VI вв.). – М.: Восточная литература, 1994. – С. 364–393.
11. Так называемая Хроника Фредегара (В.К. Ронин) // Свод древнейших письменных известий о славянах. – Том II (VII–IX вв.). – М.: Восточная литература, 1995.
12. Загадки, посланные сестре и переписка Бонифация (В.К. Ронин) // Свод древнейших письменных известий о славянах. – Том II (VII–IX вв.). – М.: Восточная литература, 1995. – С. 413–421.
13. Петров И.В. Древнерусские летописи как источник по истории торговли и торговых правоотношений в Древней Руси (IX–X вв.) // Мир экономики и права. – 2010. – № 9. – С. 36–40.
14. Петров И.В. Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.
15. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.
16. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.
17. Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750–980 гг.). – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.
18. Петров И.В. Государство и право Древней Руси в 882–980 гг.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Специальность – 12.00.01 Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений (по правовым наукам) / Северо-Западная академия Государственной службы. – Санкт-Петербург, 1999.

Правовая система эпохи первых Рюриковичей складывалась постепенно, различными путями, оформлялась в весьма своеобразных формах. Отдельные нормы права применялись как на всей территории государства, так и в каком-то одном регионе.

Повесть временных лет упоминает бесчисленные «обычаи», «законы предков», «преданья племен», игравшие важную роль в жизни восточнославянских обществ.

Летописец отмечал, что восточнославянские племена «имяху бо обычаи свои, и законъ отець своих и преданья, кождо свои нравъ. Поляне бо своих отець обычай имуть кротокъ и тихъ, и стыденье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, къ матеремъ и к родителемъ своимъ, къ свекровемъ и къ деверемъ велико стыденье имеху, брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечеръ, а завътра приношаху по ней что вдадуче. А древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця. И радимичи, и вятичи, и северъ одинъ обычай имяху: живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословье в них предъ отьци и предъ снохами, и браци не бываху въ них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовьская песни, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся; имяху же по две и по три жены. И аще кто умряше, творяху тризну надъ нимъ, и по семь творяху кладу велику, и възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемъ собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне. Си же творяху обычая кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе законъ» [1, с. 13; 2, с. 10; 3, с. 10–11].

Этот летописный текст может быть признан вполне достоверным, поскольку ряд сообщенных фактов подтверждается параллельными источниками и анализом самой летописи [4, с. 73–85].

О многоженстве у славян и русов, как твердо установившемся брачном обычае, говорится не только в Повести временных лет, но и в трудах иностранных авторов.

В географическом трактате Ибн Русте (начало X столетия), повествующем о славянах и других народах Восточной Европы, описан обычай многоженства и самоубийства жены во время похорон мужа: «Если у покойника было три жены, то та из них, которая утверждает, что она особенно любила его, приносит к его трупу два столба и вбивает их стоймя в землю, потом кладет третий столб поперек, привязывает посреди этой перекладины веревку, становится на скамью, и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи: тогда скамью вытаскивают из под нее, и женщина остается повисшей, пока не задохнется и не умрет. После этого труп ее бросают в огонь, где он и сгорает» [5, c. 30–31].

Арабский путешественник и географ ал-Масуди, писавший несколько позднее Ибн Русте, но также в X в., поясняет смысл подобных обычаев: «Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живой; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтобы войти с ними (мужьями) в рай» [6, c. 129].

В Худуд ал-алам сообщаются сходные факты, однако, в значительно сокращенном виде: «Мертвого сжигают. Если у них умирает человек, то его жена, если любит его, убивает себя» [7, c. 295; 8, c. 432–434; 9, c. 504–545].

В «Стратегиконе» Маврикия, созданном в конце VI в., уже известен обычай самоубийства жены в случае смерти мужа: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве» [10, c. 369].

В так называемой Хронике Фредегара (VII в.), в отношении правителя западных славян Само подчеркнуто, что у него было «12 жен из рода славян; от них он имел 22 сына и 15 дочерей» [11, c. 367].

В письме знаменитого англосаксонского миссионера Винфрида, принявшего имя Бонифаций, написанного в 746 г., и адресованного королю Мерсии Этельбальду (716–757 гг.), содержится материал, аналогичный содержащемуся в трактате Маврикия о самоубийствах славянских женщин: «И винеды, гнуснейший и наихудший род людей, со столь великим усердием блюдут взаимную супружескую любовь, что жена после смерти своего мужа отказывается жить. И достойной похвалы считается у них жена, когда она собственной рукой предает себя смерти и сгорает на одном костре со своим мужем» [12, c. 417].

Согласно данным Титмара Мерзебургского, писавшего в 1012–1018 гг., в Польше, еще не в полной мере просвещенной христианством, «каждая жена, обезглавленная, следует за останками своего мужа, сожженного на огне» [12, c. 420].

Отдельные археологические материалы подтверждают описания перечисленных выше средневековых авторов – в одном из захоронений в Прютцке около Бранденбурга, датированном VII–VIII вв., открыты останки молодой женщины, подвергшейся сожжению на погребальном костре ее мужа-воина [12, c. 420].

Очевидно, что летописная запись о восточнославянских обычаях – источник правдивый и достоверный, правильно характеризующий этнографические особенности того или другого племени.

Описанные Повестью временных лет племенные обычаи, законы предков уходили в глубокую древность, однако, хотя и отличались известным консерватизмом, все же были подвержены изменениям и дополнениям в зависимости от развития общественных отношений.

Каждое племя обладало собственной системой обычаев. Летописец, живший в начале XII в., различал обычаи полян от обычаев древлян, а вятичей от кривичей. В этих отличиях не было ничего удивительного – ведь племена, союзы их жили обособленной жизнью долгие десятилетия и века.

Первоначально обычаи регулировали многие стороны общественных отношений. Потом, с появлением иных правовых источников, сфера их действия ограничилась главным образом правом семейным, да и то – до тех пор, пока Русь не была крещена и церковь не монополизировала эту сферу отношений.

Одной из особенностей древнего права была тесная связь его с религией. Наряду с брачными обычаями, своего рода неписаным семейным правом, летописец выделяет обычаи религиозные, противопоставляя их закону христианскому. Это не искусственное построение «Повести временных лет», поскольку в древности, когда право не было зафиксировано в каких-либо нормативных актах, оно представляло совокупность собственно правовых, а также религиозных и иных установлений.

Древние обычаи в области права уголовного освящали кровную месть, а в сфере семейного – многоженство.

Судя по свидетельствам Маврикия, Бонифация, Фредегара, обычаи многоженства и самоубийства жены на могиле мужа уже существовали в VI–VIII вв. При этом они были свойственны не только восточным, но также западным и южным славянам.

Эти обычаи функционировали также в IX–X вв., что доказывается известиями Ибн Русте, ал-Масуди, Худуд ал-алам.

Очевидно, что с принятием христианства они должны были постепенно отмирать.


Библиографическая ссылка

Петров И.В. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ СЛАВЯН И РУСОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 126-128;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7516 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674