Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФГОС: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Глинкина Г.В. 1 Ковель М.И. 1 Митрухина М.А. 1 Зорина В.Л. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебно-методическое пособие «ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, профессор РАЕ, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Ковель М.И. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Митрухина М.А. – заведующая центром «Теория и технология СДО», Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, доцент центра «Теория и технология СДО». Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителей начальных классов и учителей-предметников, реализующих в учебном процессе ФГОС нового поколения.

Пособие представляет собой единство теоретических и практических материалов, которые могут быть использованы преподавателями различных учебных дисциплин. Пособие включает предисловие, введение, пять тематических разделов, библиографический список и приложения. Предисловие содержит отзыв одного из рецензентов Т.Н. Ищенко, кандидата пед. наук, доцента, заведующей кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», которая отмечает, что данное пособие может быть использовано преподавателями любой учебной дисциплины, это даёт возможность отнести его к универсальным учебно-методическим пособиям в условиях реализации ФГОС.

Во введении пособия раскрывается его актуальность, обусловленная концептуальными основами стандартов нового поколения (Фундаментальное ядро содержания общего образования), требованиями к планируемым результатам. Формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий (УУД) рассматривается как особая профессиональная задача учителя, которую необходимо решать не только средствами предметного содержания учебных дисциплин, но и применением эффективных педагогических технологий. Авторы пособия предлагают в качестве такой технологии использовать Способ диалектического обучения (авторы – А.И. Гончарук и В.Л. Зорина, обладатели патента № 126 Международного центра педагогического изобретательства, 1996 г.), имеющий широкие возможности в решении задач, определённых новыми стандартами.

В первом содержательном разделе пособия «Роль познавательных универсальных учебных действий в достижении планируемых результатов при реализации ФГОС» описана сущность познавательных УУД, раскрывается определение каждого их вида (общеучебных, логических умений и действий постановки и решения проблем), обосновывается ведущая роль логических умений. Также показана зависимость уровня усвоения учащимися предметных знаний и умений от уровня развития познавательных умений, перечислены главные принципы разработки и выбора учителями предметных заданий (целесообразность, системность, систематичность, направленность на развитие в единстве предметных умений и УУД и др.).

Содержание второго раздела «Возможности Способа диалектического обучения в развитии у учащихся познавательных универсальных учебных действий» позволит учителям познакомиться с особенностями теории и технологии Способа диалектического обучения, видами разработанного дидактического инструментария и другими средствами, применение которых учителями любой дисциплины способствует успешному развитию у учащихся различных видов УУД. К средствам Способа диалектического обучения, развивающим регулятивные, личностные и коммуникативные УУД, относятся применение материализованной (объективной) оценки учителем учебных достижений учащихся и их самооценки, реализация на уроках диалектики форм и функций труда. В качестве инструментария для развития познавательных УУД предлагается использовать комплект карточек № 1–6 (помещён в приложениях пособия), который является основой авторского изобретения «Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте», запатентованного Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (патент № 2396605 от 10.08.2010 г.; авторы: В.Л. Зорина, И.Д. Еремеевская, Г.В. Глинкина). В данном разделе описана структура каждой карточки, алгоритм разработки и роль в развитии предметных и универсальных умений.

Следующий раздел «Овладение учащимися логическими операциями и приемами как основа формирования познавательных универсальных учебных действий» содержит теоретические сведения из области логики: описание структуры понятия, его компонентов (содержание и объём), определение существенных признаков, сущность и правила определения и деления понятий, особенности логических приёмов (анализ, синтез, сравнение), виды умозаключений, способы выявления противоречий в предметном содержании учебных дисциплин и др.

В четвёртом разделе «Взаимосвязь предметных и метапредметных умений» представлены примеры оформления материалов, которые необходимо включить в основную образовательную программу учреждений. Особенностью данных материалов является определение планируемых предметных и метапредметных результатов, установление взаимосвязи развиваемых умений (какие виды познавательных УУД могут способствовать развитию предметных умений и наоборот).

Пятый раздел пособия «Предметные задания, формирующие и развивающие у учащихся познавательные универсальные учебные действия» является самым объёмным, т.к. включает примеры заданий, нацеленных на развитие всех видов познавательных УУД и разработанных на предметном материале различных учебных дисциплин (не только основных – русского языка и математики, но и химии, физики, биологии, географии, истории, иностранному языку, музыке, физкультуре, технологии и др.). Большинство заданий сопровождается ответами или примерами рассуждений учащихся, что даёт возможность учителю иметь образец уровня развития планируемых результатов. Помещённые в пособии задания учителя могут использовать как на уроках, так и в качестве домашних работ, а также для разработки подобных заданий по другим темам.

Библиографический список содержит 105 источников, среди которых монографии и учебно-методические пособия, материалы интернета, статьи авторов данного пособия, опубликованные в рецензируемых журналах, материалах всероссийских и международных научных конференций.

В приложениях помещены шаблон комплекта карточек, система универсальных учебных действий, материалы для практических работ, используемых на курсах повышения квалификации.


Библиографическая ссылка

Глинкина Г.В., Ковель М.И., Митрухина М.А., Зорина В.Л. ФГОС: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 189-190;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7561 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674