Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ В СИСТЕМЕ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ. МАТЕМАТИКА (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Митрухина М.А. 1 Зорина В.Л. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебно-методическое пособие «Педагогические задания в системе Способа диалектического обучения для развития у учащихся интеллектуальных умений. Математика» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Митрухина М.А. – старший преподаватель центра «Теория и технология Способа диалектического обучения», Зорина В.Л. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения». Учебно-методическое пособие посвящено одной из актуальных задач современного образования, определенных ФГОС нового поколения, – формированию у учащихся средней школы интеллектуальных умений. Для решения данной проблемы авторы предлагают системы педагогических заданий по математике, разработанные на основе теории и технологии Способа диалектического обучения и позволяющие, с одной стороны, развивать, а с другой, – оценивать такие интеллектуальные умения, как определение, деление (классификация), обобщение понятий и построение умозаключений по аналогии.

Рецензенты пособия: Н.Н. Пономарёва, кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Н.Г. Фролова, кандидат философских наук, доцент КГА ОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Во введении описаны структура системы заданий и назначение каждой её части. Система педагогических заданий представляет собой совокупность пяти частей: «Осведомлённость», «Определение понятий», «Деление понятий», «Обобщение понятий», «Аналогия», – каждая из которых направлена на развитие и диагностику уровня овладения учащимися определённого интеллектуального умения.

Задания части № 1 «Осведомлённость» это задания в тестовой форме с выбором одного правильного ответа, требующие понимания общих закономерностей, лежащих в основе развития того или иного понятия, и направлены на отработку и развитие знаний опорных понятий, структурных компонентов изучаемых понятий, их свойств и функций.

Задания части № 2 «Определение понятий» нацелены на формирование и проверку знаний структуры содержания понятия как диалектического единства противоположностей, а также умений учащихся находить в нём существенные признаки (родовой и видовые) и устанавливать связи между ними, т.е. раскрывать качественную характеристику понятия. При выполнении заданий этой части учащимся следует установить вид определения, соблюдение структуры содержания и его верность.

Задания части № 3 «Деление понятий» предполагают наличие у школьников умений находить основание деления, виды (члены деления), а в конечном итоге выстраивать систему понятий. В их содержание целесообразно включать как абстрактные (общие) понятия курса математики, так и конкретные (единичные), причём наряду со словесной и знаковой формой записи задания использовать рисунок, что позволяет одновременно развивать у учащихся логическое и образное мышление, формировать у них умение свободно переходить с одного математического языка (словесного) на другой (символьный, графический). В связи с тем, что выполнение заданий этой части требует от учащихся выбора критерия для деления, то некоторые задания могут иметь несколько вариантов правильных ответов, что необходимо учитывать как при составлении, так и при проверке этих заданий.

Задания части № 4 «Обобщение понятий» позволяют развивать у учащихся умение находить ближайшее родовое понятие. Выполнение заданий этой части, как и заданий части № 3, способствует формированию у учащихся системных знаний, т.е. развивает умение выстраивать систему сквозных математических понятий.

Задания части № 5 «Аналогия» дают возможность выявить умения учащихся строить умозаключения по аналогии с предложенным видом отношений в паре заданных понятий. В содержание данных заданий могут быть заложены следующие отношения между понятиями: род – вид (вид – род); тождество (равнозначные понятия); целое – часть (часть – целое); соподчинение (виды одного рода); причина – следствие; противоположности; противоречие; понятие – его свойство (функция).

Раздел «Особенности заданий по математике в системе Способа диалектического обучения» содержит в себе анализ сквозных понятий, положенных в основу курса математики 5–11 классов, их развитие и особенности при изучении данных понятий в основной и старшей школе на основе теории и технологии Способа диалектического обучения.

В разделе «Рекомендации по разработке и использованию педагогических заданий в учебном процессе» рассматриваются особенности заданий каждой части, приводятся конкретные примеры заданий, правила их составления и оценки, в зависимости от полноты и верности выполнения его школьниками, а также виды упражнений, позволяющих сформировать у учащихся различные интеллектуальные умения.

Каждый последующий раздел представлен комплексом заданий для учащихся 5–11 классов, соответствующих содержанию программ и учебников под авторством В.И. Виленкина, И.И. Зубаревой (математика, 5–6 кл.), А.Г. Мордковича, Ю.Н. Макарычева и др. (алгебра, 7–11 кл.), Л.С. Атанасян и др. (геометрия, 7–11 кл.). В содержание заданий включены понятия из таких ключевых блоков математики, как «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Равенства и неравенства», «Числовые функции», «Геометрические фигуры». Задания содержат как общие, так и особенные и единичные понятия, что позволяет учителю развивать у учащихся в единстве абстрактное и конкретное мышление.

При этом предлагаемые задания учитель может использовать с целью разработки других аналогичных заданий для применения их на уроках в качестве обучающих, т.е. формирующих умения. Каждая система заданий сопровождается паспортом, выполняющим информационную функцию, и ключами, дающими не только правильные ответы, но и являющимися эталоном выполнения заданий, требующих развернутого ответа, т.е. аргументированного обоснования. Отдельные задания могут использоваться учителем при проведении различных видов уроков (выведения новых знаний, закрепления, обобщения) для формирования у учащихся интеллектуальных умений, а целая система заданий – как диагностический инструментарий для проверки уровня их сформированности и оценки качества знаний учащихся.

Библиографический список включает 59 источников, среди которых 49 – учебные и учебно-методические пособия и 10 – справочная литература.

В качестве приложения помещён образец бланка для ответов.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для слушателей системы повышения квалификации, учителей математики средней общеобразовательной школы, преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Материалы пособия могут быть использованы работниками образования в качестве дидактического и диагностического инструментария.


Библиографическая ссылка

Митрухина М.А., Зорина В.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ В СИСТЕМЕ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ. МАТЕМАТИКА (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 204-206;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7575 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674