Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Адзиева Э.С. 1
1 Высшее военное образовательное учреждение

Появление понятия «технологии обучения» способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях общественной жизни, теории и практики, а также стремление педагогических работников добиваться в своей образовательной деятельности гарантированных результатов. В этом процессе существенную роль играют современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения иностранного языка.

Современные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучаемыми знаний в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения лежат в основе проблемного и развивающего обучения, они помогают вести слушателей к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учат выделять главное в учебном материале, развивают речь и др. Как показывает практика, использование активных методов в обучении является необходимым условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки (компетенции) слушателей путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.

В современной практике образовательной деятельности образовательных организаций широко применяются такие интерактивные методы, как:

1) творческие задания;

2) работа в малых группах;

3) обучающие игры (ролевые игры, имитационные, деловые, образовательные и др.);

4) социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления);

5) работа на интерактивной доске;

6) изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видеоконференция, видео- и аудиоматериалами, общение в социальных сетях Интернет), тренинги;

7) решение практических ситуационных задач и заданий, разрешение проблем типа «Мозговой штурм», «Конференция» и др.

Интерактивные методы нередко называют современной формой активных методов обучения. Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения свидетельствует о его инновационной и в то же время практической направленности. Главная идея интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при постоянном активном взаимодействии всех обучающихся и преподавателя.

При формировании компетенций весьма значимым и эффективным является деятельностный подход, которой способствует развитию у слушателей способности и готовности работать в составе коллектива, команды, группы активно взаимодействовать в ходе учебного процесса. Интерактивные методы обучения как раз и способствуют формированию этих способностей, развитию инициативы, снятию барьеров, препятствующих развитию инициативы и творчества обучающихся.

В процессе обучению языку, языковой деятельности фоновые знания обнаруживаются в качестве основополагающего компонента понимания того материала, который последовательно проходит стадии чтение-восприятие (осмысленная трактовка) – перевод.

Де-факто, фоновые знания есть накопленный культурологический базис, предваряющий знания о предмете и являющийся основой формирования, получения, экстраполирования новой информации о нём. Процесс перевода, общения, являясь частью межкультурной коммуникации, детерминирован необходимостью сопоставления и «приведения к общему знаменателю» двух разнородных языковых картин мира, кода они адаптируются для комплексного адекватного восприятия без ущерба для изначально заложенного смысла.

Компетентностный подход в изучении иностранного языка в вузе детерминирован сегодня проблематикой формирования фоновых знаний как компонента иноязычной культуры у слушателей. Данный аспект обусловлен следующими факторами:

1) во-первых, специфичностью семантики языковых единиц;

2) во-вторых, несовпадением и сложностью взаимной корреляции «картин мира», создаваемых языками для отражения внеязыковой реальности;

3) в-третьих, различиями – де-факто и де-юре – собственно в самой реальности.

Разрешение очерченного круга проблемных аспектов определяется непосредственно компетенциями и общим уровнем – профессиональных, культурологических, исторических – знаний переводчика как человека, в идеале располагающего знаниями как о языковых единицах взаимодействующих языков, так и о специфике фактов повседневного бытия взаимодействующих обществ.

Преодоление проблемных аспектов в контексте формирования фоновых знаний как компонента иноязычной культуры у слушателей вузов, на наш взгляд, возможно исключительно в процессе всесторонней общекультурной – языковой, социальной и пр. – диффузии, когда взаимное проникновение взаимодействующих культурных базисов способствует процессу их взаимной корреляции, нивелированию тех историко-культурологических дистанций, являющихся, собственно, дифференцирующими факторами. Процесс диалога, посредством которого сопоставляются различные обособленные «картины мира» представляется единственно возможным механизмом преодоления проблемы формирования фоновых знаний как компонента иноязычной культуры у слушателей вузов.

Компетентностный подход делает акцент на способности и готовности специалиста к интегрированному, комплексному практическому применению в сложных жизненных ситуациях и на практике профессиональной деятельности. В этом контексте особую актуальность приобретает технология компетентностного и модульного обучения.

Технология модульного обучения, является эффективным средством формирования компетенций в процессе преподавания иностранного языка в вузе, перераспределять время, отводимое учебным планом на изучение конкретного учебного модуля, увеличивать долю практических занятий, а также самостоятельной работы слушателей. Целью технологии модульного обучения является создание условий выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Технология модульного обучения иностранного языка, обеспечивающая сформированность у слушателей вуза компетенций – это система логически завершенных элементов содержания образования дисциплины «Иностранный язык». На практике ведения занятий по иностранному языку в вузе выделяются следующие критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. В процессе применения технологии модульного обучения «Иностранный язык» обладает значительным педагогическим потенциалом в формировании компетенций обучающихся вузов. Говоря о теории и практике формирования компетенции обучающихся в современных вузах, педагогу необходимо помнить о том, что технологии, используемые им, должны соответствовать сложности исследуемого объекта, а методы, формы и средства – применяться в системе при педагогическом проектировании модели формирования компетенций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе. При модульном обучении оценивается каждое задание в баллах, определяются его рейтинг в баллах и сроки выполнения.

При компетентостно-модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений обучающихся, позволяющая с большой степенью объективности и доверительности характеризовать качество их подготовки по данной специальности.


Библиографическая ссылка

Адзиева Э.С. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 242-244;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7607 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674