Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Вараксин В.Н. 1
1 Таганрогский институт им. А.П. Чехова

Учебное пособие посвящено вопросам организации психолого-педагогического тренинга, его составляющим, содержания и приобретения навыков межличностного взаимодействия в групповом общении. Некоторые вопросы адресованы тем, кто нуждается в практических советах для проведения психолого-педагогического тренинга.

В пособии рассмотрены основные аспекты организации и содержательного наполнения психолого-педагогического тренинга, что в свою очередь подтверждает актуальность рассматриваемой темы.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы психолого-педагогического тренинга, как основы подготовки профессиональных жизненных умений в общении. Для погружения в тренинг необходимо знать и разбираться в основных теоретических аспектах его организации и этапах проведения.

Навыки межличностного взаимодействия необходимы для всех участвующих в общении людей, поэтому всем необходимо совершенствовать навыки межличностного общения. С этой целью приводится характеристика тренинговых методов обучения и даётся подробный обзор классификации психолого-педагогических тренингов. Мы считаем, что чем больше будет приведено обзорных теоретических аспектов организации психолого-педагогического тренинга, тем активней можно будет погружаться в этот мир контактов с окружающими, научиться извлекать пользу из тренинга навыков межличностного общения. В качестве примера приводится описание тренинга личностного развития (роста), так как личностный рост индивида важен для каждого человека. Приводятся элементы игровой деятельности в тренинге, поскольку ролевые аспекты игры дают возможность приобретения необходимых жизненных умений и навыков.

Вторая глава затрагивает вопросы формирования личности человека в условиях психолого-педагогического тренинга. Организуя интерактивное межличностное взаимодействие, мы привлекаем участников непосредственным динамизмом совместной деятельности и активностью. Таким образом, происходит не только знакомство с формами психолого-педагогического обучения, но и с формированием психологических качеств личности. В качестве примера приводится описание программы формирования личности в психолого-педагогическом тренинге. Обучение навыкам межличностного общения начинается с предварительного обсуждения установок и личных качеств, связанных с этим понятием.

Затем мы предлагаем для организации интерактивного межличностного взаимодействия разнообразные диалоговые формы общения, поскольку именно в них формируются основные умения и навыки эффективного общения. Такие формы как беседа, диспут, семинар знакомы студентам, а вот дебаты, образовательная технология «Думакцион», позиционно-ролевое изучение учебного материала для многих являются новыми формами, в которых они с удовольствием пробуют свои силы. Следовательно, диалоговые формы общения, способствуют развитию коммуникативных навыков участников и помогают успешно функционировать в качестве участника больших и малых групп. Наша жизнь постоянно меняется и порой выдвигает каждого из нас на первые роли, если ты не готов к их исполнению, то быстро теряешься и становишься незаметным. Если ты мгновенно начинаешь её выполнять, то окружающие видят, что ты на своём месте, поэтому если жизнь нам даёт шанс, то нельзя его упускать, как это порой происходит с людьми, которые оставляют всё на потом.

Многие модели и схемы хорошо выглядят на бумаге, но они не имеют своего лица. Социум, в котором мы живём, состоит из множества личностей и личностных связей, взаимоотношений качество этих связей и определяет эффективность нашего бытия. Чтобы выяснить, как формируется личность будущего специалиста, мы приводим некоторые психолого-педагогические аспекты формирования личности будущего специалиста, поскольку значение личностных отношений и самой личности в нашей жизни огромно, но этот фактор, что является удивительным, часто не учитывают или делают вид, что его как бы и нет вовсе.

Если быть до конца откровенным, никто ведь не хочет признаться (в первую очередь себе), что он тиран. И, тем не менее, на каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением деспотизма, на работе, в учёбе, в семье и т.д. Нас постоянно кто-то стыдит, обвиняет, запугивает, совестит, ругает, наказывает. К нашему мнению не прислушиваются, нами крутят и вертят, нас обманывают или пытаются обмануть и считают, что это вполне достойно человека. И мы ведь являемся такими же и порой отвечаем тем же, вместо того чтобы бесконфликтно уйти от ненужных разговоров и обсуждений.

Чтобы уйти от этой порочной череды взаимоотношений, мы предлагаем использовать психолого-педагогический тренинг, с помощью которого можно научиться выстраивать добрые отношения, научиться слушать и слышать другого, просто научиться говорить, не перебивая другого человека и умело отстаивать свою позицию в любом виде спора.

В приложениях приведены основные моменты, которые будут нужны для организации психолого-педагогического тренинга, его диагностики, выявления лидеров и отверженных в группе, некоторые упражнения для организации тренинга, а также простой тренинг личностного роста, ибо личностный рост и развитие необходимо каждому сознательному человеку.

Организация психолого-педагогического тренинга заключается в самом содержании тренинга, от его содержательной части зависит и вся концепция тренинга, поскольку направленность будет диктовать и условия проведения упражнений, наполняющих содержательную часть тренинга.

Предполагая, что игра в тренинге способствует привлечению к любому виду тренинга участников независимо от возраста, мы делаем акцент на игре, поскольку в любом возрасте человек готов играть и получать в игре наслаждение, массу эмоций, способствующих украсить игровое поле. Игра, это своеобразный уровень благополучия, а от того как руководитель тренинга организует игру таков будет и результат игрового действия. Конечно, организовывая тот или иной тренинг, руководитель всегда стремится к достижению эффективного результата. В тренинге приобретаются профессиональные навыки и умения, с помощью которых участники приобретают готовность к выполнению трудовых обязанностей.

Готовность к профессиональному труду рассматривается как набор соответствующих смысловых установок, мотивов, комплекса профессиональных навыков и умений, способностей и качеств личности будущего специалиста. Приобретая комплекс трудовых навыков, будущий специалист, готовится к профессиональной деятельности, проявляя определённую компетентность относительно той профессии, которую он приобретает в процессе разнообразных интерактивных технологий и собственной активности.

Таким образом, использование интерактивных технологий, а также позиционно-ролевого изучения нового учебного материала даёт возможность студентам самостоятельно подготовить необходимый материал для защиты своей позиции, в процессе общения происходит коллективное сплочение в малой группе и выполнение ролей предусмотренных сценарием позиционно-ролевого изучения нового учебного материала. Эффективность интерактивных методов налицо и, без сомнения с использованием интерактивных методов лекции, семинарские и практические занятия будут интересны как студентам, так и преподавателям, использующих их в своей образовательной практике.

Следовательно, совместная деятельность психолога образования, педагога-психолога, преподавателя и участников психолого-педагогического тренинга, а также других тренингов, направленных на личностный рост участников, будут способствовать целям личностного роста, развитию волевых качеств, интеллектуальных способностей, самостоятельности, мотивации к обучению и познанию окружающего мира.


Библиографическая ссылка

Вараксин В.Н. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 211-212;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7916 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674