Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

Кузнецова А.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
1. http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 18.06.2015).
2. Марадзе Л.М., Кузнецова А.А. Удовлетворенность профессиональной деятельностью: критериально-феноменологический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012. – № 2. – С. 308-313.
3. Никитина Е.А., Кузнецова А.А. Жизнестойкость как личностный ресурс студента в условиях высшей школы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – № 2. – С. 79-85.
4. Никитина Е.А., Кузнецова А.А. Интерактивные формы обучения в соответствии с требованиями ос впо третьего поколения и рефлексивность: следствие или условие реализации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – № 1. – С. 53-58.
5. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд.. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

Для повышения конкурентноспособности будущего специалиста одним из приоритетных задач современного образования должно быть обучение учащихся изучать новую информацию [2]. За последние десятилетия наблюдается неуклонный рост научно-исследовательского интереса к проблеме когнитивных стилей обучающихся. По данным информационной базы РИНЦ за последнее десятилетие количество публикаций возросло в 10 раз, насчитывается 697 публикаций, за период 1994-2004 гг. – 62 публикации [1].

В данной работе под когнитивным стилем понимаются устойчивые динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком [5].

Целью работы явилось исследование влияния когнитивного стиля на академическую успеваемостью студента ВУЗа. Использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; психодиагностические методики: интеллектуальные шкалы Амтхауэра; методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина; методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана; задачи эксперимента А. Лачинса; тест «Логические отношения»; для обработки данных пакет программ STATISTICА 8.0. Экспериментальную базу исследования составили 43 студента ВУЗа. Оценка «академической успеваемости» определена путем вычисления среднего балла по циклам дисциплин, в соответствии с образовательным стандартом: «гуманитарный, социальный и экономический цикл», «математический и естественнонаучный цикл». В группу («успевающие») вошли студенты со средним баллом от 4,0 до 5, О (18 человек), «среднеуспевающие» студенты, – от 3 до 4,0 (25 человек).

В результате первичной обработки данных с учетом дифференциации по академической успеваемости нами выявлено, что для успевающих студентов характерно преобладание следующих стилей: поленезависимость (0,66±0,48), рефлексивность (3,11±0,32), формальность (7,12±2,66), практичность (6,50±0,89), способность категоризации (5,62±1,74), ригидность (0,11±0,32), логичность (2,22±3,09). Среднеуспевающие характеризуются следующими стилями: полезависимостью (1,28 ±0,72), импульсивностью (1,57±0,76), пренебрежением формальных признаков (4,85±2,79), интуитивностью (6,28±0,76), теоретичностью (6,28±1,21), сниженной способностью к категоризации (4,14±2,91), логичности (1,28±0,4), трудностью применения нестандартных решений(4,85±2,68). Значимые же различия (U-Манна – Уитни) выявлены по критерию полезависимость, гибкость, логичность, хотя на низком уровне значимости, при p=0.05, что может быть обусловлено недостаточным объемом выборки.

С помощью регрессионного анализа выявлено, что на академическую успеваемость по естественнонаучному циклу влияют поленезависимость (-0,606,р=0,06), рефлексивность (0,604, р=0,04), формальность (0,712, р=0,05), практичность (0,740, р=0,05); по гуманитарному циклу влияют гибкость (-0,482, р=0,04), логичность (0,404, р=0,04), и рефлексивность (0,312, р= 0,05).

Таким образом на академическую успеваемость студентов влияют такие когнитивные стили как поленезависимость, рефлексивность, практичность, гибкость, логичность. Для оптимизации процесса обучения необходимо в процессе подготовки будущих специалистов учитывать выделенные нами особенности. Необходимо развивать, по возможности формировать вышеуказанные когнитивные стили, что реализуемо через применение интерактивного обучения и активных методов обучения [3,4].


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.А. ВЛИЯНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 35-36;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8283 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674