Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ МДОУ ЦРР – Д/С № 45 «ЖАВОРОНОК» Г. НЕРЮНГРИ РС (Я)

Александрова Е.Н. 1 Николаев Е.В.  1
1 Технический институт
В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников с агрессивным поведением. В данной статье раскрывается смысл понятия «агрессивность», «игротерапия». Задачей исследования было: рассмотреть технологию игротерапии, которая способствует снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Описаны результаты первичной диагностики уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
агрессивность
игротерапия
дошкольный возраст
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца – М.: Прогресс, 2010. – С. 325.
2. Гаспаров Е.М. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С. 57-60.
3. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
4. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов – М.: Академия, 2009. – С. 328.
5. Экслайн В. Игровая терапия – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 284 с.

Чтобы преодолеть свою агрессивность нужно самому педагогу пропустить всякое проявление агрессии у себя. Стоит заметить еще то, что агрессивное поведение в детском возрасте совершенно неминуемо. Агрессивность является подсознательной формой поведения, важнейшей целью является самозащита и выживание в мире. Т. Бауэр отмечал, что «взрослым нельзя подавлять агрессивность в своих детях, так как агрессивность – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии или перейти в психосоматическое расстройство» [1].

И.В. Дубровина считала, что «критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей» [3]. Это справедливо потому, что невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается ребенком как негативная, неприятная, трудная ситуация. В результате ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившегося положения.

Агрессивность у детей дошкольного возраста обычно проявляется внешне. Проявление агрессивности в поведении включают еще и эмоциональные реакции, а также вербальные (слова) и невербальные (жесты, мимика) реакции и поступки.

Игротерапия эффективна как помощь для снижения агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей; при терапии детей, подвергающихся насилию или заброшенных; для снижения страхов [5].

Е.М. Гаспаров определяет что, «игровую терапию как технологию коррекционного воздействия на детей можно использовать и в детской агрессивности, так как с помощью игры можно достигнуть более точный контакт с ребенком, ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте» [2].

Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской является «воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей» [4].

Объектом нашего исследования является агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе исследования нами был подобран диагностический инструментарий:

1. Анкетирование для родителей (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко);

2. Методика «Наблюдение за агрессивным ребенком» (А.А. Романов);

3. «Кактус» (М.А. Панфилова).

В исследовании выявления уровня агрессивности приняли воспитанники МДОУ ЦРР – д/с № 45 «Жаворонок» РС (Я) г. Нерюнгри в возрасте 5-6 лет (n=10). Гендерные особенности детей нами не рассматривались.

Проведенное анкетирование для родителей Г.П. Лаврентьевой, Т.М.Титаренко для детей старшего дошкольного возраста показало, что у 3 детей (30%) – низкий уровень агрессии, 4 детей (40%) средний уровнь агрессии и у 3 детей (30%) – высокий уровень агрессии (рис. 1).

Проведенное наблюдение за агрессивным ребенком (А.А. Романов) старшего дошкольного возраста показало, что у 3 детей (30%) высокий уровень агрессии, у 6 детей (60%) – средний, у 1 ребенка (10%) – низкий (рис. 2).

Проведенная проективная методика «Кактус» показала, что у детей высокий уровень агрессивности импульсивности, интроверсивности, тревожности, стремление к домашней защите 6 детей (60%), средний уровень эгоцентризма, скрытность, оптимизма 2 детей (20%), низкий уровень экстравертированность, неуверенность в себе зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность у 2 детей (20%) (рис. 3).

al1.tiff

Рис. 1. Показатели уровня агрессивности детей по методике Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

al2.tiff

Рис. 2. Показатели уровня агрессивности детей по методике наблюдения Романова А.А.

al3.tiff

Рис. 3. Уровень агрессивности детей по методике Панфиловой А.М. «Кактус»

Тема занятия

Цель

Методы и приемы

Тема: Занятие 1. «Здравствуйте, это Я»

Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление

Ритуал приветствия: «Горячий мяч»;

Игротерапия: «Поварята», «Бусы», «Лодка».

Релаксация: «Слушаем дыхание».

Ритуал прощания: «До свидания!»

Тема: Занятие 2 «Мое настроение»

Сформировать навык позитивной психоэмоциональной разгрузки

Ритуал приветствия: «Горячий мяч».

Игротерапия: «Групповой портрет», «Головомяч».

Релаксация: «Слушаем дыхание»

Ритуал прощания: «До свидания!»

Тема: Занятие 3 «Веселый день»

Снятие агрессивных проявлений, обучение доброжелательности

Ритуал приветствия: «Горячий мяч».

Игротерапия: «Прогулка», «Возьми и передай»

Релаксация: «Слушаем дыхание».

Ритуал прощания: «До свидания!»

Тема: Занятие 4 «В облаках »

Создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе

Ритуал приветствия: «Горячий мяч».

Игротерапия: «Жмурки», «Жучок».

Релаксация: «Слушаем дыхание».

Ритуал прощания: «До свидания!».

Тема: Занятие 5 «Я хороший друг»

Создание положительного эмоционального фона, устранение агрессивности в поведении, сплочение группы.

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!».

Игротерапия: «Бип», «Семейный портрет», «Зеркало».

Релаксация: «Воздушные шарики».

Ритуал прощания: «Тепло сердец».

Тема: Занятие 6 «Добрые поступки»

Коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!».

Игротерапия: «Баба Яга».

Спортивные игры: «Веселые старты».

Релаксация: «Воздушные шарики».

Ритуал прощания : «Тепло сердец».

Тема: Занятие 7 «Мы-команда»

Способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением агрессии

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!»

Игротерапия: «Цирк».

Сказкотерапия: «Почему подрались мальчики».

Релаксация: «Воздушные шарики».

Ритуал прощания: «Тепло сердец».

Тема: Занятие 8 «Я-играю, Мы- играем»

Формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!».

Игротерапия: «Я могу защитить…», «Три подвига Андрея», «Я не упаду».

Релаксация: «Воздушные шарики»

Ритуал прощания: «Тепло сердец»

Тема: Занятие 9 «Колючие зверьки»

Предоставить детям возможность отреагировать на свои агрессивные чувства

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!».

Игротерапия: «Попугайчики», «Обзывалки», «Маленькое привидение».

Релаксация: «Воздушные шарики».

Ритуал прощания: «Тепло сердец».

Тема: Занятие 10 «Мы дружные ребята»

Снятие эмоционального напряжения

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!».

Игротерапия: «Волшебные шарики»,

«Мой хороший попугай».

Релаксация: «Воздушные шарики».

Ритуал прощания: «Тепло сердец»

Тема: Занятие 11 «Кляксы»

Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы детей для выполнения совместной работы

Ритуал приветствия: «Передай тепло по кругу».

Игротерапия: «Кляксы».

Пальчиковая гимнастика: «Строим дом»

Релаксация: «Солнечный зайчик»

Ритуал прощания: «Спасибо»

Тема: Занятие 12 «Юные волшебники»

Развитие смелости, уверенности в себе, снижение агрессии

Ритуал приветствия: «Передай тепло по кругу».

Игротерапия: «Связующая нить», «Прогулка», «Возьми и передай»

Релаксация: «Солнечный зайчик».

Ритуал прощания: «Спасибо»

Тема: Занятие 13 «Город героев»

Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного

Ритуал приветствия: «Передай тепло по кругу».

Игротерапия: «Жмурки», «Жучок».

Сказкотерапия: «Сказка про Колю и его друзей» для тех, кто любит драться».

Релаксация: «Солнечный зайчик».

Ритуал прощания: «Спасибо».

Тема: Занятие 14 «Новый день»

Создание положительного эмоционального фона, устранение агрессивности в поведении, сплочение группы

Ритуал приветствия: «Передай тепло по кругу».

Игротерапия: «Бип», «Семейный портрет», «Зеркало»

Релаксация: «Солнечный зайчик»

Ритуал прощания: «Спасибо»

Тема: Занятие 15 «Маленькие котятки»

Коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое

Ритуал приветствия: «Передай тепло по кругу».

Игротерапия: «Нарисуй свой страх», «Моя рука владыка», «Все за мною повторяй, только не показывай щеки (нос, живот, зубы…)».

Релаксация: «Солнечный зайчик»

Ритуал прощания: «Спасибо»

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости составления корекционно-развивающей программы по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста методами игротерапии. Для этого была нами разработана, и в данное время проходит апробацию, коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии (см. таблица).

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что использование игротерапии снижает агрессивность в поведении детей, улучшает их эмоциональное состояние, помогает при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); при снижении тревоги при расставании с близкими.

Таким образом, мы предполагаем, что разработанная нами программа и ее апробация по снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста методами игротерапии, в дальнейшем помогут воспитателям работать с агрессивными детьми.


Библиографическая ссылка

Александрова Е.Н., Николаев Е.В.  ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ МДОУ ЦРР – Д/С № 45 «ЖАВОРОНОК» Г. НЕРЮНГРИ РС (Я) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 178-182;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9035 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674