Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Далингер В.А. 1
1 Омский государственный педагогический университет
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 568 с.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 184 с.
3. Афанасьев В.В. Формирование творческой активности в процессе решения математических задач. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996. – 168 с.
4. Афанасьев В.В., Алексеев В. Н., Тихомиров С. А. Работа с одаренными детьми по математике: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 132 с.
5. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие / Под. ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 278 с.
6. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. – М.: Высшая школа, 1991. – 232 с.
7. Богоявленский Д.Н. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 116 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1997. – 544 с.
10. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 456 с.
11. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: учебное пособие.−Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. –191 с.
12. Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. – 2000. − № 9. − С. 7–10.
13. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.–М.: Тривола, 1994.–362 с.
14. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981. – 96 с.
15. Колмогоров А.Н. Математика – наука и профессия / Сост. Г.А. Гальперин. – М.: Наука, 1988. – 288 с.
16. Колмогоров А.Н. О профессии математика. – 2-е изд. доп. – М.: Сов. наука, 1954. – 130 с.
17. Концепция математического образования в Российской Федерации // http://pravo.gov.ru:8080/DownloadpDF.ashx?realfile=81\81743.pdf&shownfile=81743.pdf.
18. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.
19. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.
20. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Академия, 1996. – 248 с.
21. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
22. Рабочая концепция одаренности. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm
23. Силаев Е.В. Формирование умственной деятельности при решении геометрических задач. – М.: Прометей, 1994. – 57 с.
24. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1961. – 536 с.
25. Тестов В.А. Стратегия обучения математике. – М.: ГШБ, 1999. – 304 с.
26. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 315 с.
27. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М.: Высшая школа, 1989. – 143 с.

Сегодня остро стоит проблема поднятия уровня математической грамотности российских школьников. Вот почему 24 декабря 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации за номером 2506 – р принята Концепция развития математического образования в России [17]. В ней отражены цели создания Концепции, рассмотрены современное состояние, задачи, подходы к организации математического образования.

Помимо этого в России принята программа «Одаренные дети» [22] (ее авторы Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Н.С. Лейтес и др.). В ней особое внимание уделяется детям одаренным в сфере математики.

Лозунг «Ориентация на среднего ученика», долгое время бывший приоритетным в российской системе образования, сменился в настоящее время на лозунг «Проявим заботу и обеспечим развитие одаренных детей».

Выявление одаренных детей, в частности математически одаренных, связано с задачей их обучения и развития, а также с оказанием необходимой поддержки и помощи.

Работу по выявлению математически одаренных детей следует начинать в 5-6 классах, где существует опасность «потерять» таких детей (многие считают, что вовремя сделать ставку на талантливых детей, поможет в будущем остановить «отток мозгов» на Запад).

Одаренные дети – будущее страны. В.А. Садовничий, ректор МГУ, отмечает, что «система поиска и поддержки талантливых детей – это построение будущего государства». И. В. Ященко заявляет, что «пойти по пути Америки и скупить таланты со всего мира мы не сможем, да нам этого и не надо: нам своих талантов хватает».

Для работы с одаренными детьми нужна специальная программа, финансовая поддержка и новая система взаимодействия школ с вузами.

В плане понимания природы детской одаренности наиболее важной является классификация видов одаренности по критерию видов деятельности. Это позволяет отойти «от представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества» [4, c. 31].

К основным видам деятельности относят практическую, теоретическую (познавательную), художественно-эстетическую, коммуникативную, духовно-ценностную.

Математическая одаренность лежит в русле познавательной деятельности, куда входит интеллектуальная одаренность различных видов. Одаренность выступает как интегральное проявление различных способностей.

В.И. Панов предлагает следующие критерии выделения видов одаренности:

1) вид деятельности и обеспечивающее его сферы психики;

2) степень сформированности;

3) форма проявления;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

По третьему критерию – форма проявления – выделяют: явную одаренность; скрытую одаренность.

По четвертому критерию – широта проявлений в различных видах деятельности – можно выделить: общую одаренность; специальную одаренность.

По пятому критерию – особенности возрастного развития – можно дифференцировать: раннюю одаренность; позднюю одаренность.

В литературе существуют различные концептуальные подходы к выявлению и развитию детской одаренности: концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности (Н.С. Лейтес); подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич); динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева, Л.С. Выготский); экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов); психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях массовой общеобразовательной школы (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо).

А.Н. Колмогоров [15, 16] отмечал, что математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал.

Для создания образовательной среды, способствующей развитию одаренности детей, в том числе и математической, существуют два основных способа: ускорение и обогащение традиционного образовательного процесса.

Для выявления и развития математически одаренных детей проводятся математические олимпиады. В нашей стране первые олимпиады по математике прошли более 70 лет назад сначала в Ленинграде (1934 г.), а затем в Москве (1935 г.).

Более доступный путь развития математически одаренных детей – реализация на практике развивающего обучения математике (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.).

Заметим, что основным принципом развивающего обучения является деятельностный метод, согласно которому: процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность учащихся; учитель – организатор процесса познания; деятельность познающего должна иметь критериальное обеспечение в виде программы или метода, в соответствии с которым она строится; формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.

Большим подспорьем в организации развивающего обучения математике являются поисково-исследовательские задачи. Поисково-исследовательская задача – это любая нестандартная задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее способы её решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал даёт ключ к тому или иному решению.

Большое число поисково-исследовательских задач по математике читатель найдет в наших работах [10, 11, 12].


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 222-223;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9050 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674