Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Марченко М.Н. 1 Селезнева Т.В. 1
1 КубГУ
методическое пособие. – СПб., 2010.
2. Ажгихин С.Г., Марченко М.Н. Типы принятия решений в процессе проектной деятельности. 21 century: fundamental science and technology: сборник трудов. Vol.2. North Charleston, USA. Научно-издательский центр «Академический», 2014. – C.86-89.
3. Марченко М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству // Международный журнал экспериментального образования.  – 2013. – № 11-13. – С. 201-203. 
4. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: Учебник.  – М., 2001.
5. Ожиганов Е.А., Человекоориентированное проектирование жилища // Архитектон: известия вузов. – № 10.  –  2005.
6. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М., 2004. 
7. Устин В.Б. Художественное проектирование интерьеров. – М., 2010.
8. Чавойски Р., Першивы И. Наш дом. – Братислава, 1988.

В наши дни понятие «дизайн интерьера» стало популярным. Каждый отдельный индивид мечтает создать в своем доме интерьер, который будет включать в себя набор не только эстетичных, но и практичных свойств. В этот момент появляется потребность в дизайнере. Ведь не всегда человек имеет четкое представление о том, что ему необходимо для комфортной жизнедеятельности. Поэтому главной задачей дизайнера становится проектирование интерьера для конкретного человека. В этой статье будет рассмотрена специфика дизайн-проектирования. Данное исследование поможет понять основные принципы проектирования, которые можно будет применять в педагогической деятельности, что позволит повысить качество проектирования у студентов вузов, обучающихся по направлению «Дизайн».

Очень важным аспектом в проектировании является создание комфорта в помещении, который в первую очередь должен ощущаться жильцами. Комфорт может быть психологическим, физиологическим, функциональным. При этом следует учитывать, что каждый вид комфорта воспринимается личностью индивидуально. Все, что будет отклоняться от понимания комфорта в собственном жилье, безусловно, отразится на поведении и отношении человека к окружению.

Для того чтобы создать комфортное для жильцов пространство, в первую очередь, необходимо изучить и проанализировать потребности, желания и увлечения каждого отдельно взятого члена семьи.

Для начала необходимо изучить характеристики человека с точки зрения биологических показателей: рост, вес, особенности строения тела, противопоказания, существующие болезни и отклонения и т.д.. Это очень важный фактор, ведь будет неправильным включить в проект ковер из натуральной шерсти, зная, что у хозяина комнаты аллергия на шерсть. При игнорировании данных факторов дизайнер рискует не только создать некомфортное помещение, но и помещение, способное нанести вред здоровью человека.

Вторым критерием, который необходимо учитывать при анализе заказчика, является психологический критерий. В этой ситуации при работе с человеком необходимо выявить его характер, интересы, предпочтения в стилях, цвете и т.д.. Это так же важно, ведь применяя, например, в спальне гиперактивного ребенка красный цвет, дизайнер рискует потерять одну из важных функций комнаты – функцию отдыха.

Третий критерий анализа – это физиологический. К нему можно отнести изучение жизнедеятельности человека. Его привычек, жизненных устоев. К примеру, каждый человек имеет четкий алгоритм действий, который совершает утром. Кто-то в первую очередь одевается, потом идет пить чай. У кого-то все происходит с точностью наоборот. Такие вещи могут повлиять не только на порядок расстановки мебели в комнате, но и на выбор ее комплекта.

Все эти критерии необходимо учитывать, так как индивиды могут подвергаться положительным или отрицательным воздействиям в той мере, в какой используемые ими предметы жизнедеятельности соответствуют особенностям строения человеческого тела, сенсорной и двигательной системам их поведения. Любое жилое помещение накладывает ограничение на его обитателей. Продуманное до мелочей жилое пространство в зависимости от того, верно оно продуманно или нет, может облегчить или усложнить человеку выполнение жизненных функций.

Проверенно многолетним опытом, что в случаях, где при проектировании учет человеческих факторов не ведется или же сводится к минимуму, чаще происходят заболевания и несчастные случаи.

В последнее время ни один проект жилища не обходится без такого термина, как эргономическое проектирование. Это и понятно, ведь решение задачи создания жилого пространства, наиболее полно отвечающего современным требованиям повышения качества жизни, будет возможным только при масштабном использовании эргономики как научной основы проектирования.

Эргономика включает в себя свод правил, основанных на физических и психических особенностях человеческого организма. Она помогает проектировать комфортное жилое пространство. Но при этом не следует забывать, что все эргономические показатели созданы для среднестатистического человека. А заказчик возможно будет отклоняться от созданных в эргономике норм. И это необходимо учитывать.

Эргономика позволяет решить многие проблемы. Например, при организации маршрутов передвижения, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности, при совмещении деятельности людей и окружающей среды. К ней так же прибегают, подбирая мебель, оборудование и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение того или иного вида деятельности. Расположение мебели, приспособлений и оборудования так же не обходятся без обращения к основам эргономики [1].

Еще один фактор, который следует учитывать при проектировании жилого помещения, это то, что зачастую в доме может проживать не один человек, а целая семья. Проектирование должно обеспечивать понимание дома, как целостного пространства, частью которого являются и сами его обитатели. Проект должен давать возможность каждому проживающему в доме человеку идентифицировать себя с пространством. Поэтому для достижения гармоничного единства интересов каждого человека и всей семьи необходимо предусмотреть обособленные пространства как для индивидуальных потребностей, так и для общесемейных, с учетом некоторой изоляции одних от других.

Но при распределении пространств для индивидуальных и общесемейных потребностей следует избегать возможности жилищной скученности. Ведь пребывание в пространстве, где наблюдается большое скопление людей, зачастую вызывает у человека жалобы и недовольства, о чем свидетельствует множество примеров.

Несомненно, каждой личности необходимо свое физическое пространство, предназначенное для удовлетворения своих потребностей. В настоящее время человек перегружен тем, что он находится в окружении множества людей. Это и работа, и общественный транспорт, и учебные заведения. Естественно, приходя домой, ему необходимо отвлечься и отдохнуть. Эта позиция сегодня стала важнейшей не только в утилитарно-физическом, но и в психологическом отношении.

Чтобы рационально оценить существующую ситуацию, необходимо провести анализ помещения, в ходе которого необходимо выявить все его плюсы и минусы, геометрию, ориентирование на части света и т.д.

Проектировщик не может считать, что владеет полной информацией о проектируемом объекте, пока не убедится, что получил представление о его особенностях в максимально полном объеме. После полученной информации начинается непосредственно сам процесс выявления существующих проблем. После чего идет поиск возможных путей их решения. Такое проектирование по четко сформулированным целям, задачам и содержанию является личностно ориентированным.

В ходе исследования были сформулированы основные этапы проектирования жилого пространства. Первый: изучение заказчика, его биологических, психологических и физиологических характеристик. Второй: изучение отведенных для проекта помещений. Третий: выявление проблем и поиск путей их решения.


Библиографическая ссылка

Марченко М.Н., Селезнева Т.В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 236-238;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9061 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674