Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПРИЕМ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Муратов В.С. 2 Морозова Е.А. 2
2 Самарский государственный технический университет
1. Муратов В.С., Морозова Е.А. Процесс постоянного улучшения в системе менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 7. – С.72-73.
2. Муратов В.С., Морозова Е.А. Гарантии качества европейского высшего образования// Успехи современного естествознания. – 2008. – №7. – С.55.
3. Муратов В.С., Морозова Е.А. Принципы маркетинга в образовании, присущие открытым системам // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – №12. – С.68.
4. Муратов В.С., Морозова Е.А. Качество подготовки специалистов товароведов с учетом требований болонской системы // Фундаментальные исследования. – 2007. – №6. – С.96.
5. Муратов В.С., Аленин В.И. Методологические особенности приема студентов в вузе в системе менеджмента качества // Успехи современного естествознания. – 2004. – №8. – С.89.

Прием студентов – систематическая деятельность, направленная на привлечение абитуриентов для поступления в университет для обучения по образовательной программе (ОП), наиболее способных и подготовленных к освоению государственных образовательных стандартов. Процесс приема включает выполнение совокупности взаимосвязанных планомерных действий: планирование приема, рекламную и профориентационную деятельность, довузовскую подготовку, разработку правил приема, прием документов и зачисление абитуриентов, тестирование первокурсников и их адаптацию.

В рамках системы менеджмента качества университета [1-5] должна проводиться оценка, как в рамках образовательной программы (ОП): разрабатывается политика приема, планируется и реализуется профориентация абитуриентов; обеспечивается достаточный уровень подготовки абитуриентов; анализируются и обсуждаются результаты приема студентов; обеспечивается адаптация студентов первого курса к условиям и требованиям, существующим в университете; используются результаты анализ и обсуждения приема студентов.

Проверка, оценка и обсуждение деятельности по приему студентов предусматривает анализ: достигнутой результативности приема, заключений независимых экспертов служб ректората, мнений студентов, их родителей и будущих работодателей

Предложены три уровня оценки деятельности по приему студентов в университете на обучение по ОП.

Для первого (низшего уровня) характерно следующее. Процедура приема регламентируется внутренними (на уровне университета) и внешними документами: процедура приема документирована на уровне внутривузовских документов и реализуется. Рекламная деятельность по ОП проводится в основном на уровне структурных подразделений ( факультеты, кафедры), назначены ответственные от кафедр ( факультетов) за прием студентов. Определены школы и лицеи для сотрудничества. На уровне университета функционирует WEB – сервер, где имеется информация по ОП, позволяющая получать ответы на вопросы , связанные с поступлением, обучением, содержанием ОП. Проводится собеседование с абитуриентами. Тестирование и анкетирование студентов первого курса. Для ОП разрабатывается единая политика по приему студентов, рекламе и распространению информации по приему.

Для второго уровня дополнительно присущи следующие признаки. В рамках ОП сформулирована и проводится единая политика по формированию контингента обучающихся, рекламе и распространению информации по приему, поддерживается связь со школами и предприятиями профессиональной сферы. Для будущих абитуриентов действуют профильные кружки, школы, клубы. Проводится анализ характеристик абитуриентов, регулярно оцениваются результаты приема и политика по формированию контингента обучающихся. По выявленным несоответствиям предпринимаются корректирующие действия

Для третьего (высшего) уровня характерно следующее. Для ОП существует развитая система довузовской подготовки. Руководство ОП регулярно сравнивает свою политику по приему и рекламе с достижениями ведущих образовательных учреждений в стране и за рубежом, учитывает тенденции и изменения в обществе, интересы всех других заинтересованных сторон. Предпринимаются предупреждающие действия.

Разработана квалиметрическая таблица для оценки деятельности по приему студентов в университет в модели обеспечения качества проектирования и реализации ОП. Кроме результативности процесса анализируются также данные по степени удовлетворенности потребителей процесса, стабильности и улучшения процесса.


Библиографическая ссылка

Муратов В.С., Морозова Е.А. ПРИЕМ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 506-507;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9189 (дата обращения: 13.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074