Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Жолдасбеков А.А. 1 Кабылбекова З.Б. 1 Козыбаев Е.Ш. 1 Халила А.Н. 2 Сманова Г.И. 2
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауэзова
2 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
1. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. – М., 1998.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
3. Оспанова Б.А., Жолдасбеков А.А.. Креативная психология. Учебник. – Алматы, 2012. – 420 с.
4. Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

Креативная акмеология как область человекознания изучает закономерности достижения творческой зрелости взрослой личности на всех этапах профессионального становления человека. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила ему максимально проявить себя во всех сферах на ступени зрелости [1].

Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная креативно-творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самореализации и активное удовлетворение этих потребностей.

Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе [2]. Отсюда главные свойства «акме» человека – профессионализм и креативность (способность к творчеству). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную деятельность.

Именно активная креативно-творческая деятельность позволяет человеку достигнуть совершенства и способствует максимальной самоактуализации, поэтому в системе креативной акмеологии сегодня активно развивается креативная психология. Это определяется востребованностью акмеологического подхода к изучению специалистов как субъектов профессиональной деятельности и сопутствующих им сред на всех этапах профессионального становления, совершенствования и обусловлена действием ряда психолого-педагогических факторов.

Формирование образовательной среды как системы может быть достигнуто на основе разработки и реализации целостной акмеологической концепции, включающей:

– закономерности и принципы, совокупность акмеологических механизмов;

– варианты акмеологического подхода к построению алгоритма, модели, выбору критериев, показателей для диагностики достижения уровней оптимального функционирования среды;

– акмеологические технологии формирования среды [3].

Показано, что акмеологический подход обосновывает образовательную среду как:

– потенциальную возможность оптимизации процесса личностно-профессионалыюго развития будущего специалиста в её составе и границах;

– сочетание акмеологических условий и факторов креативно-профессионального и личностного развития специалистов, имеющих потенциал для интеграции в глобальную образовательную среду с внесением в неё отечественного вклада;

– совокупность акмеологических механизмов формирования, поэтапно дополняемых в системе подготовки креативно-востребованных специалистов.

Определено, что в качестве акмеологических технологий, способствующих личностно-профессиональному развитию субъектов в образовательной среде, выступают взаимодополняемые: профильная технология организации базовой фундаментальной подготовки, педагогическое проектирование, саморегулируемое обучение, акмеологические технологии формирования коммуникативной направленности. Вектором оптимизации качества подготовки креативного специалиста определено формирование ключевых компетенций.

Степень реализации творческого потенциала субъекта, характеризующая уровень развития креативности будущего специалиста в процессе личностно-профессионального развития в образовательной среде. Критерий определяется через такие показатели, как способность преодолевать стереотипы, развитие ассоциативного мышления, способность предложить новый способ решения проблемы, оригинальность мышления, способность к генерированию идей, развитое воображение, познавательная активность, потребность в познании, инициативность, самостоятельность, независимость суждений.

К внешним критериям креативно-продуктивного уровня развития будущего педагога-психолога можно отнести:

– наличие возможностей корректировки индивидуальной траектории обучения;

– переход от когнитивной к личностно-ориентированной парадигме, построения образовательного процесса;

– осуществление проектов интеграции с другими образовательными учреждениями; появление возможности выбора образовательных микросред;

– появление планов согласования целей подготовки специалиста с актуальными потребностями рынка труда;

– осуществление процесса координации информационных ресурсов;

К внутренним критериям следует отнести:

– развитие акме-мотивации субъекта, реализация самосовершенствования на локально-моделирующем уровне;

– формирование креативности в процессе саморазвития; проявление инициативности, самостоятельности и независимости суждений;

– формирование ценностей саморазвития; появление направленности на самосовершенствование в системе ценностных ориентации.

Таким образом, исследование формирования образовательной среды по внешним критериям и развития субъекта по внутренним критериям позволило сделать вывод о разноплановом влиянии среды на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в зависимости от саморазвития, продуктивности Я-концепции.

Личность, имеющая твёрдую установку на развитие, может реализовать её в среде низкого уровня, сформированное за счёт компенсаторных механизмов самообразования, реализации рефлексивной саморегуляции деятельности [4]. В свою очередь, отсутствие интенции саморазвития у субъекта является препятствием для фиксации корреляционных связей между высоким уровнем сформированности среды и его личностно-профессиональным развитием.

Акмеологическими условиями формирования образовательной среды являются учёт широкого социокультурного контекста жизнедеятельности и будущей профессиональной деятельности субъектов, реализация компетентностного профессионального образования, ориентация на успешность и результативность деятельности (придание обучению характера достижений посредством использования кредитно-рейтинговой системы), регулирование информационных потоков в образовательной среде.

Акмеологическими факторами формирования образовательной среды являются объективный фактор – особенности государственного и социального заказа в системе высшего образования; объективно-субъективные факторы – поэтапное развитие профессионально-личностных характеристик; готовность будущего специалиста к разнообразию сфер труда, их интеграция на мировоззренческом уровне; субъективные факторы – гетерохронность личностно-профессионального развития субъектов в среде, стремление к имманентной всесторонней самоактуализации.

Акмеологический подход позволяет преодолеть противоречия, интегрировать компоненты образовательной среды на основе закономерностей взаимозависимости достижения акмеологического уровня среды и интенции саморазвития включённых субъектов, субъектно-направленной динамики Я-характеристик, креативности, коммуникативной направленности личности.

В современных экономических и социокультурных условиях спрос на творческую, конкурентоспособную личность чрезвычайно велик и он будет постоянно возрастать. Образование в том случае будет способствовать становлению человека как конкурентной личности, если образование переходит в самообразование, а развитие – в креативно-творческое саморазвитие и креативную самореализацию личности.

Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенно сформированной профессиональной позиции. Именно в такой позиции выражается отношение человека к делу и уровню своей активности по задействованию собственного творческого потенциала. Принципиально новый уровень профессионализма при выработке твердой профессиональной позиции достигается при выработке такой характеристики, как акмеологические инварианты. Они дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно акмеологические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра класса.

В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности является поиск общих моментов, которые их объединяют и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, и выработка соответствующих понятий.


Библиографическая ссылка

Жолдасбеков А.А., Кабылбекова З.Б., Козыбаев Е.Ш., Халила А.Н., Сманова Г.И. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 518-520;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9200 (дата обращения: 13.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074