Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Колесникова Н.Н. 1, 2
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2 Многопрофильный колледж
Статья посвящена проблеме подготовки будущих специалистов в образовательном процессе многопрофильного колледжа. Представлен опыт преподавателя колледжа по применению в педагогической деятельности современных образовательных технологий и активных методов обучения, которые способствуют развитию активности студентов и повышению качества образования. Показано, что наиболее перспективным является использование следующих технологий и методов обучения: исследовательские, эвристические и проблемные методы, которые способствуют формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, мобильность; проектное обучение, методической основой которого является метод проектов; рейтинговая система оценки знаний студентов, которая практически не используется в системе среднего профессионального образования. Раскрыто содержание указанных технологий и методов обучения. Сделан вывод о том, что применение в образовательном процессе многопрофильного колледжа современных образовательных технологий и активные методы обучения способствуют развитию личности каждого студента, формируя его творческую активность, самостоятельность, инициативность, мобильность. Эти качества необходимы каждому выпускнику, чтобы быть востребованным на рынке труда.
образовательный процесс
качество образования
творческая активность
творческая ситуация
исследовательский метод
эвристический метод
проектное обучение
рейтинговая система
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1989. – 368 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Байков Ф.Я. Ученье и творчество. – Л.: Лениздат, 1979. – 135 с.
4. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. – 156 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: ИРПО, 1996. – 336 с
6. Ершова О.В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования студентов технического университета // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14 – № 1. – С. 324–328.
7. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 24 с.
8. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4 (19). – С. 49–52.
9. Кларин М.В. Инновации в обучении. Методы и модели. Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997. – 365 с
10. Колесникова Н.Н. Методологические подходы к творческому развитию студентов // Проблемы педагогической науки на современном этапе развития образования: сборник научных трудов. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 92–93.
11. Колесникова Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процесс // Психолого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования: сборник научных статей преподавателей и аспирантов – Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ, 2007. – С. 61–63.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 116 с.
13. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе (на примере создания многопрофильного лицея): дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1995. – 210 с.
14. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.
15. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
16. Ушачёв В.П. Творчество в системе образования. – М.: Москва, 1995. – 217 с.
17. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М.А. Чошанов // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 21–29.
18. Чупрова Л.В. Творческое развитие школьников в проективно-эвристической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2002.
19. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность. – 2012. – № 1. – С. 63–67.
20. Чупрова Л.В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 41. – С. 103–106.
21. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Родионова Н.И. Творческое развитие студентов в условиях рейтинговой системы оценки качества образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 4–5. – С. 1476–1478.
22. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 153–156.

Современный период развития общества характеризуется различными социально-экономическими преобразованиями, которые затрагивают все сферы жизни человека. В этих условиях изменяется характер и цели трудовой деятельности. Сегодня профессия рассматривается как источник обретения материального благополучия и желаемого социального статуса. В связи с этим повышаются требования работодателя к профессиональной подготовке выпускников учебных заведений. На первый план выходят такие личностные качества будущего специалиста, как творческий подход к решению профессиональных проблем, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию и самореализации [8, 10, 22]. На практике далеко не всегда молодые специалисты способны реализовать подобные задачи. Сложившаяся ситуация побуждает образовательные учреждения искать новые эффективные технологии обучения студентов, способствующие, прежде всего, решению проблемы развития активности студентов, приобретение ими опыта творческой, самостоятельной, проективной и управленческой деятельности [19].

В связи с этим, возникает необходимость практической разработки проблемы развития творческой активности, что требует специальной организации учебного процесса, особого методического подхода к содержанию, объёму, методике представления и усвоения учебного материала, формам организации учебных занятий, диагностике знаний и умений, их оценке и самооценке. Только правильно выбранные технологии и методы обучения способны оказывать влияние на качество подготовки будущих специалистов и на процесс становления творческой личности [4, 11, 15].

Целью статьи является обобщение опыта преподавателя колледжа по применению в педагогической деятельности современных образовательных технологий и активных методов обучения, которые способствуют развитию активности студентов и повышению качества образования.

Теоретический анализ различных исследований приводит к выводу, что образовательная система, сложившаяся к настоящему времени, располагает многообразием подходов к проблеме развития творческой активности студентов [13, 21], но далеко не полностью разработанными и используемыми в практике среднего профессионального образования. Этот вывод подтверждает актуальность данного исследования, проводимого в направлении поиска новых подходов к организации учебно-познавательной деятельности студентов, способствующих их развитию и открывающих возможности удовлетворения запроса общества на творческую, ориентированную на разносторонне преобразующую деятельность, личность.

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования и специфика образовательного процесса в колледже, а также возраст студентов и уровень их подготовки, позволяет сделать вывод, что наиболее перспективным является использование следующих технологий и методов обучения:

- исследовательские, эвристические и проблемные методы, которые способствуют формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, мобильность;

- проектное обучение, методической основой которого является метод проектов;

- рейтинговая система оценки знаний студентов, которая практически не используется в системе среднего профессионального образования.

Остановимся более подробно на характеристике исследовательского, эвристического методов и метода проектов, которые являются основными при организации образовательного процесса и использование которых не зависит от конкретного содержания учебного предмета.

Основное назначение эвристического метода заключается в постепенной подготовке обучающихся к самостоятельному решению проблем, творческих ситуаций, то есть основу эвристического метода составляет деятельность по решению творческих ситуаций [16, 18]. Применение эвристического метода в обучении предполагает использование не только творческих ситуаций, а ещё и широкое применение эвристической беседы, в результате которой с помощью подбора специальных вопросов и искусно определённого порядка их задавания ученику можно извлекать из его памяти скрытое и неосознанное ранее знание, которое поможет обучающемуся найти решение проблемы или творческой ситуации.

Творческая ситуация – это продукт интеллектуально-эвристического мыслительного процесса от зарождения замысла (идеи) его фактического обоснования до построения эвристической модели проблемной ситуации [16, с. 71].

Творческие ситуации познавательного, проблемного, исследовательского характера могут быть использованы на различных этапах учебного занятия: мотивационном, операционно-исполнительном и рефлексивно-оценочном.

Концепция исследовательского метода была разработана И.Я. Лернером. Основное назначение этого метода состоит в том, чтобы обеспечить овладение учащимися методами научного познания, способствовать формированию осознанных, гибко используемых знаний. Сущность метода состоит в организации поисково-творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач проблем при которой «учащийся на занятиях был бы не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, то есть человеком, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия [12, 14] .

В рамках исследовательского метода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт студентов, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Это обучение, в котором обучающийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей мере организованного (направляемого) преподавателем [14, 17].

В образовательном процессе колледжа на дисциплинах социально-экономического цикла исследовательский метод применяется при выполнении студентами творческих упражнений, задач, практических работ, выполнении домашних заданий творческого характера, выполнении специальных заданий поискового характера на сравнительный анализ, мысленную перегруппировку изучаемых объектов; выполнении мысленного эксперимента; проведении факультативных и кружковых занятий, то есть необходима организация занятий по типу учебного исследования, значение которых выражается не в объективной ценности получаемых результатов, а в субъективной необходимости таких занятий для развития творческой активности студентов [20].

В настоящее время наиболее перспективным является использование проектного обучения, которое можно использовать во время аудиторной и внеаудиторной работы Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или проективную деятельность мы определяем как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях [1, 5].

В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование различных образовательных ресурсов, и подразумевает как самостоятельную работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.

При организации проективной деятельности мы исходим из того, что проект – это небольшая творческая работа, поэтапно – от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучающийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах [2, 3].

Опыт работы со студентами колледжа показывает, что наиболее успешно проектная деятельность реализуется в кружковой работе, которые могут работать по различным направлениям, например, кружок по проблеме предпринимательства.

На занятиях студенты вовлекаются в творческую деятельность по разработке проектов, которые впоследствии представляются на конкурсах различного уровня.

Студенты колледжа неоднократно принимали участие в различных городских конкурсах проектных работ. Организаторами данных мероприятий выступали не только городская администрация, но и частные организации, а также средства массовой информации. На различные конкурсы были представлены такие проекты как «Открытие кулинарной школы», проект парикмахерская «Селянка», проект по открытию Фитнес клуба.

Спецификой учреждений среднего профессионального образование является слабый контингент учащихся с очень низкой мотивацией к учёбе. Для решения этой проблемы необходимо использовать рейтинговую систему оценки качества знаний студентов.

Необходимо отметить, что отличительной особенностью рейтинговой системы оценивания является то, что каждому студенту предоставляется возможность в зависимости от уровня подготовки, целей, способностей выбрать индивидуальную траекторию обучения. Главным звеном рейтинговой системы оценки является постоянный индивидуальный контроль и самоконтроль, подсчет индивидуального рейтинга достигнутых результатов с последующей коррекцией [6, 7].

В рейтинговой системе оценивания чаще всего используют различные виды контроля по видам учебных занятий: экзамен, курсовая работа, дифференцированный зачет по итогам семестра, доклад, реферат, зачет по теме, письменная контрольная работа, выступление на семинаре, компьютерный тест, устный ответ на вопрос.

В учреждениях СПО эта система пока широко и локально не применяется, но ряд преподавателей начинают использовать рейтинг индивидуально на своём только предмете и отмечают при этом его положительное влияние на посещение занятий и качество подготовки студентов [20].

Таким образом, в условиях современного образовательного процесса для подготовки будущих специалистов необходимо использование инновационных технологий и активных методов обучении, которые способствуют развитию личности каждого студента, формируя его творческую активность, самостоятельность, инициативность, мобильность. Эти качества необходимы каждому выпускнику, чтобы быть востребованным на рынке труда.


Библиографическая ссылка

Колесникова Н.Н. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 78-81;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9391 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674