Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Оганнисян Л.А. 1 Акопян М.А. 1
1 Южный федеральный университет
В статье рассмотрены методологические основы личностно-ориентированных коммуникативных технологий обучения. Выявлены педагогические условия, способствующие эффективному использованию личностно-ориентированных коммуникативных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе образования педагогического вуза, разработана модель личностно-ориентированных коммуникативных технологий, представленная структурой, содержащей взаимопроникающие элементы (технологии), которые в качестве идеальных объектов автономны, а при взаимодействии выступают компонентами упорядоченной системы. Рассмотрена культурная коммуникация, которая выступает механизмом аккультурации языкового, речевого и коммуникативного континуума личности, включенной в разнообразную деятельность и тем самым реализующую себя в структуре языкового пространства бесконечной коммуникации.
личностно-ориентированное образование
коммуникативная среда
образовательное пространство
культурно-информационная среда
концепция личностно-ориентированного образования
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.
2. Акопян М.А. Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения студентов педагогического вуза: дис. ... канд. педаг. наук. ? Ростов-на-Дону, 2005. – С. 54–55.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000.
4. Мареев В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.
5. Филатов О.К. Описание целей обучения при разработке стандартов и образовательных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 1. – С. 43–46.

В основе многих целевых образовательных программ, разрабатываемых в российских вузах, лежит концепция личностно-ориентированного образования. Сущность данного подхода состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации субъектов образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение имеет свою технологию, что предполагает установление мотивов, а также осознание целей и задач обучения; знание учащимися способов достижения поставленных целей; овладение базовым образованием; систематическое и научно обоснованное выявление динамики процесса обучения и уровня усвоенных знаний, умений и навыков.

Наиболее приоритетным признается создание личностно-ориентированной ситуации в обучении. Это особая педагогическая среда, обусловленная ценностями и когнитивными факторами. Как показывает многолетний опыт, студент может осознанно решать задачи по самопознанию, самодиагностированию, саморазвитию. Происходит превращение знаний в личностно-значимые знания, и создаются условия формирования у учащегося рефлексии своей деятельности. Культурнодеятельностное самоопределение студента в образовании обеспечит высокое усвоение знаний, его выход на качественно новый уровень своего развития.

Цель и смысл личностно-ориентированного образования – личностный рост субъектов образовательного процесса, развитие личности, что во многом обусловлено средой, ориентированной на развитие коммуникаций, связей, взаимоотношений. Структура личностно-ориентированной коммуникативной среды обучения многомерна и представлена интегративным комплексом личностных коммуникативных пространств [1, с. 21].

Развитие личности осуществляется в контексте диалога человека с миром культуры. Целеполагание педагогической деятельности – создание условий, способствующих самодетерминации индивида в горизонте культуры. Образование становится все более культуроемким, а сфера деятельности человека, сфера его бытия осмысливается как культура. В современном образовании утверждается культурологический подход, осмысливающий человека как субъекта культуры, способного в момент диалога с произведением культуры вмещать в себя ее «старые смыслы» и одновременно производить новые, еще неведомые миру.

В числе педагогических условий, способствующих эффективному использованию личностно-ориентированных коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки педагогов можно определить следующие:

– интегрирование в содержание профессионально-педагогической подготовки спецкурса «Коммуникативные процессы в образовании»;

– включение в учебно-воспитательный процесс подготовки будущих учителей взаимодействующих традиционных педагогических технологий и личностно-ориентированных коммуникативных технологий обучения;

– проектирование личностно-ориентированной коммуникативной среды обучения, ориентированной на реализацию многоплановых взаимодействий личностных коммуникативных пространств, наращивание коммуникативных ресурсов, а также обогащение и расширение коммуникативных стратегий и тактик, то есть обретение коммуникативной компетентности.

При этом коммуникативная компетентность рассматривается как составляющая готовности будущего учителя к профессиональной деятельности. Готовность – интегративное качество личности субъекта деятельности, сущность которого составляет взаимодействие ценностно-мотивационного, содержательно-процессуального, коммуникативного и ориентировочно-профессионального компонентов. Показателями качества подготовки учителя являются: активность, сознательность деятельности, способность к целеполаганию и готовность использования личностно-ориентированных технологий обучения, в том числе коммуникативных в педагогической деятельности. В качестве методологической основы профессиональной подготовки специалистов выступают следующие положения[2, с. 54]:

1. Использование личностно-ориентированных коммуникативных технологий в учебно-познавательной деятельности студентов должно обеспечивать развитие последних, их творческую активность.

2. Личностно-ориентированные коммуникативные технологии предназначены для использования в обучении как постоянный инструмент для постижения закономерностей широкого круга педагогических явлений и процессов. Особое внимание должно быть уделено интеграции учебной, учебно-научной, методической, организаторской деятельности преподавателя и студента в рамках единого учебно-воспитательного процесса.

3. Непрерывность, преемственность и совместимость личностно-ориентированных коммуникативных технологий по разным педагогическим дисциплинам, на всех этапах подготовки является обязательной.

4. Профессиональное обучение студентов должно быть приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования современной личностно-ориентированной коммуникативной среды обучения, с моделью готовности специалиста трудиться в этой среде.

5. Учебный процесс должен предусматривать управление систематической профессионально направленной самостоятельной работой студентов с использованием прикладных аспектов педагогических дисциплин.

Реализация модели личностно-ориентированных коммуникативных технологий, представленная структурой, содержащей взаимопроникающие элементы (технологии), которые в качестве идеальных объектов автономны, а при взаимодействии выступают компонентами упорядоченной системы. Личностно-ориентированная технология обучения в сотрудничестве, технология педагогической поддержки, диалоговая технология и метод проектов являются базовыми компонентами модели. Реализация личностно-ориентированных коммуникативных технологий осуществима в условиях преподавания курсов педагогических дисциплин, базовыми принципами, построения которых выступают интегративность, ориентация на творчество и личностное развитие студентов [3, с. 43].

Содержание курсов педагогических дисциплин и спецкурса «Коммуникативные процессы в образовании» обеспечивает потенциал концептосфер субъектов образовательного процесса, расширяя и обогащая комплекс коммуникативных ресурсов в плане информационном, общекультурном, языковом. При этом стратегия и тактика коммуникации, выступая культурным коммуникативным фоном, обусловливают возникновение личностной концептосферы, взаимодействующей с личностными концептосферами педагога и студентов, обеспечивая возможность понимания друг друга в организуемом пространстве полиязыковой коммуникации.

Структурная модель взаимопроникающих личностно-ориентированных технологий обучения ориентирована на [4, с. 29]:

– организацию коммуникативной педагогической среды, способствующей проявлению индивидуальности студента, ее раскрытию, развитию и самореализации в процессе обучения;

– реализацию многоуровневой структуры общения, предполагающей деятельность, диалогическое взаимодействие – общение-контакт (А.А. Леонтьев);

– обретение студентами гуманитарного мышления, которое диалогично по своей природе, обращено на человека как субъекта культуры и ориентировано, в конечном счете, на смысл;

– выявление личностно-профессиональных интересов студента и возможностей реализации жизненного плана и путей преодоления возникающих в процессе обучения проблем;

– творческое применение студентами познанного и осмысленного.

Методологическую основу профессиональной подготовки специалистов на базе личностно-ориентированных коммуникативных технологий составляют следующие положения [5, с. 43]:

1. Использование личностно-ориентированных коммуникативных технологий в учебно-познавательной деятельности студентов должно обеспечивать развитие последних, их творческую активность.

2. Личностно-ориентированные коммуникативные технологии предназначены для использования в обучении как постоянный инструмент для постижения закономерностей широкого круга педагогических явлений и процессов. Особое внимание должно быть уделено интеграции учебной, учебно-научной, методической, организаторской деятельности преподавателя и студента в рамках единого учебно-воспитательного процесса.

3. Непрерывность, преемственность и совместимость личностно-ориентированных коммуникативных технологий по разным педагогическим дисциплинам, на всех этапах подготовки является обязательной.

4. Профессиональное обучение студентов должно быть приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования современной личностно-ориентированной коммуникативной среды обучения, с моделью готовности специалиста трудиться в этой среде.

5. Учебный процесс должен предусматривать управление систематической профессионально направленной самостоятельной работой студентов с использованием прикладных аспектов педагогических дисциплин.

Чтобы яснее представить себе коммуникативное событие, нужно, выделить его архитектонические особенности, то есть схематику, конфигурацию элементов, отсутствие любого из которых разрушает саму образовательную коммуникацию. Принципиальные условия коммуникативного события таковы: сознание как феномен бытия, нуждающийся в коммуникации и обнаруживающий себя в ней и посредством неё. Сознание изначально коммуникативно и любое его содержание есть по существу совместное, интерсубъективное знание. Оно формируется и развивается только при столкновении с другим. Коммуникация как сам факт взаимодействия сознаний, как конвергенция, то есть схождение, но не слияние сознаний. Референтный объект – тот фон, повод и предмет, выступающий местом встречи и объектом взаимодействия сознаний. Коммуникативная стратегия ориентируется не на передачу знания (условно говоря, из одной головы в другую), так как смыслы не воспроизводятся и не передаются во владение, а только производятся субъектом. Она (посредством развёртывания дискурса) создаёт саму риторику, само смысловое пространство, где могло бы обрести своё место, свою функцию, целостность и ценность конкретное предметное знание. Такое образование должно реализовать и актуализировать способности. То есть обучать не фактам, истинам и т.д., а способам и правилам коммуникации, что приводит к актуализации коммуникативных технологий в целом. Результаты такого обучения проявляются в том, что:

- студент начинает гораздо свободнее чувствовать себя во всех коммуникативных ситуациях;

- повышается уровень понимания студентом окружающих его людей; в частности, он осознает, что большая часть того, что он раньше воспринимал как неуместное, глупое, вызывающее или неадекватное поведение окружающих, есть в действительности не более чем свойственная им (и органичная для них) форма проявления и самовыражения. Вследствие этого возрастает терпимость студента к людям и социальным явлениям, и он начинает пользоваться большей любовью окружающих;

- существенно возрастает внимание студента к окружающим людям и ситуациям (поскольку он осваивает во многих отношениях адекватный язык для их описания), они становятся интереснее и содержательнее; часто пропадает вопрос, как «убить время» при вынужденном общении с неинтересным партнером или в бессодержательной ситуации. Во многих случаях студент может значительно больше, чем раньше, сказать что-то окружающим по существу их проблем, особенно коммуникативных;

- увеличивается социальный потенциал студента: окружающие начинают относиться к нему с уважением, прислушиваются к его словам, легче подчиняются его воле; с другой стороны, его воля в меньшей степени идет поперек их воли и подсознательных установок. Студент становится (когда ему это нужно) гораздо более дипломатичным, тактичным, искренним и прямым; растет его естественное обаяние и контактность;

- возрастают возможности самовыражения студента во всех ситуациях общения; самовыражение делается для него психологически менее опасным. Растет его творческий потенциал в профессиональных и любительских сферах;

- увеличивается психологическая и педагогическая устойчивость студента; он чувствует, что каждый новый проект – это его добавочная «нога», твердо стоящая на будущем профессиональном поле;

- студент переосмысливает многие свои узкие внешнесоциальные и внутрисемейные ситуации, обнаруживая в них гораздо больше степеней свободы и управляемость, о которой он раньше и не подозревал; многие ранее не решаемые проблемы отпадают сами по себе или обнаруживаются пути их решения. В частности, студент обнаруживает «ключи» и способы взаимодействия с людьми и ситуациями, в отношении которых это ранее казалось принципиально невозможным;

- в своем внутреннем мире студент получает большую поддержку от освоенных архетипов, которые становятся его верными друзьями, своего рода очень высокой «крышей», незаметно ослабляющей или вовсе лишающей силы многих его внутренних врагов. Студенту становятся понятными тонкие механизмы саморазрушения (и внутреннего, и внешнего), и он овладевает ключами к решению таких внутренних проблем, корни которых ему или недоступны, или уже несущественны для их решения.


Библиографическая ссылка

Оганнисян Л.А., Акопян М.А. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 98-101;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9396 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674