Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Чупрова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена решению проблемы повышения качества подготовки студентов заочной формы обучения. Автор на основе теоретического и практического материала отмечает, что заочная форма получения образования существенно отличается от очной формы. Эти отличия связаны, прежде всего, с организацией учебного процесса и с контингентом студентов. Отмечается, что у студентов, обучающихся заочно, отсутствуют навыки организации самостоятельной работы и достаточно низкая мотивация к изучению дисциплин. Решение обозначенной проблемы возможно путем разработки методических основ самостоятельной работы обучающихся с использованием современных образовательных технологий и информационных ресурсов Интернета. Для повышения эффективности образовательного процесса предлагается применять технологии модульного, дистанционного обучения и рейтинговую систему оценивания достижений обучающихся. Приводятся основополагающие принципы и методологические основы модульного обучения, а также методика расчёта рейтинга студента.
заочная форма обучения
качество образования
самостоятельная работа студентов
современные технологии обучения
модульная технология
рейтинговая система
образовательный процесс
1. Анисимов А.П. Использование методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях в юридическом образовании / А.П. Анисимов, C.B. Нарушкевич // Право и образование. – 2009. – № 7. – С. 39–47.
2. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 1(5).
3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004. – 144 с.
4. Быстрянцев С.Б. Компьютерные технологии обучения в процессе оптимизации образования в высшей школе. – М.: МЭСИ, 2002. – 259 с.
5. Деркач A.A. Профессиональный выбор и мотивация обучения. – М.: РГПУ, 2001. – 366 с.
6. Ершова О.В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования студентов технического университета // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14 – № 1. – С. 324–328.
7. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: автореферат дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 24 с.
8. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4 (19). – С. 49–52.
9. Ильинский И.М. Технология обучения взрослых. – М.: Академия, 2002. – 128 с.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
11. Платонова Т.А. Формирование положительной мотивации студентов к обучению // Инновации в образовании. – 2004. – № 6.
12. Росина Н. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 109–114.
13. Соснина H.A. Мотивы самостоятельной поисковой деятельности студентов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Самостоятельная работа студентов: организация, технологии, контроль». – Оренбург: ОГУ, 2005.
14. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие (обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев. – М.: Издательская корпорация «Дашков и К», 2007. – 294 с.
15. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 c.
16. Чупрова Л.В., Ершова О.В. Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов // Науковедение. – 2013. – № 4 (17). – С. 73.
17. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Родионова Н.И. Творческое развитие студентов в условиях рейтинговой системы оценки качества образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 4–5. – С. 1476–1478.
18. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Учебно-методический комплекс как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 12. URL: www.science-education.ru/119-14467 (дата обращения: 23.09.2015).
19. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3. – С. 214–216.
20. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 153–156.
21. Шиляева В.И. Заочное высшее профессиональное образование в малых городах в условиях перехода к рыночным отношениям // Вестник Удмуртского университета. Социология и философия. – 2006. – № 3. – С. 82–87.
22. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.

В настоящее время система образования в России предоставляет широкие возможности для создания интеллектуального потенциала государства и развития личности каждого человека. Базовое профессиональное образование, полученное после окончания школы, не может обеспечить человека на протяжении всей жизни теми качествами, которые необходимы ему для успешной трудовой деятельности [8, 20]. В этой ситуации заочная форма обучения, доступная для работающих людей, получает особое значение, так как дает возможность повысить квалификацию без отрыва от производства или сменить профиль трудовой деятельности. Однако в силу возрастающих требований со стороны работодателей к качеству подготовки выпускаемых специалистов, существующая система заочного обучения требует изменений в направлении совершенствования средств и методов обучения, которые позволят за меньшее время усвоить больший объем информации и приобрести соответствующие получаемому профилю профессиональные компетенции.

Заочная форма обучения в высшем учебном заведении существенно отличается от очной формы обучения. Эти отличия связаны, прежде всего, с организацией учебного процесса и с контингентом студентов.

Организация учебного процесса имеет следующие особенности: небольшое количество аудиторных часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины федерального государственного образовательного стандарта соответствующей специальности, значительное количество часов, отводимых на самостоятельную работу студента, незначительный объем времени на непосредственную работу с преподавателем [21].

Например, дисциплина “Химия” относится к общеобразовательным и читается студентам первого курса как гуманитарного, так и технического профиля. Учебные программы по этой дисциплине включают часы, отводимые на проведение нескольких видов аудиторных и внеаудиторных занятий: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа, подготовка к экзамену (таблица).

Основные виды занятий по дисциплине «Химия» для студентов заочной формы обучения

Вид занятия

Количество часов по программе

Лекции

6

Лабораторные работы

8

Самостоятельная работа

121

Экзамен

9

Итого

144

Особенности контингента студентов заключаются в следующем:

  • возраст старше 25 лет;
  • большинство обучающихся работают по специальности, т.е. имеют представление о профиле профессиональной деятельности;
  • проживают на значительном расстоянии от учебного заведения (часто в другом регионе), что не позволяет приехать на консультацию к преподавателю при возникновении сложностей в освоении дисциплины.

Перечисленные особенности приводят к тому, что преподаватели, работающие на заочном отделении, при планировании самостоятельной работы студентов, должны активно использовать в своей работе современные образовательные технологии и активные методы обучения, повышающие эффективность самостоятельной работы [2, 12].

Опыт работы со студентами заочной формы обучения позволили отметить, что у большинства обучающихся отсутствуют навыки организации самостоятельной работы и достаточно низкая мотивация к изучению дисциплин [11], не являющихся специальными, что оказывает существенное влияние на результаты освоения основных образовательных программ.

Решение обозначенной проблемы возможно путем разработки методических основ самостоятельной работы обучающихся с использованием современных образовательных технологий и информационных ресурсов Интернета [3, 4, 9].

Выявленные на основе анализа научно-педагогической литературы тенденции развития заочной формы обучения позволили определить направления повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся:

  • разработка методических рекомендаций для проведения различных видов занятий (написание контрольной работы, реферата, курсовой и дипломной работы);
  • разработка учебных пособий для самостоятельной работы;
  • использование современных образовательных технологий, повышающих эффективность учебного процесса и мотивацию к изучению дисциплин, не являющихся специальными.

Методическое сопровождение образовательного процесса заключается в разработке методических рекомендаций и указаний для каждого вида занятий, включая домашние контрольные задания. Методические указания содержат необходимый теоретический материал и практические задания для решения и самоконтроля.

Например, весь курс дисциплины «Химия» разбит на учебные модули. Изучение каждого модуля предполагает выполнение студентами различных видов учебной деятельности: ознакомление с теоретическим материалом (лекционные занятия), практические занятия по данной теме (лабораторные работы, упражнения), закрепление теоретических и практических знаний (индивидуальные домашние задания) и по окончании изучения темы – индивидуальный контроль. Каждый вид занятий включает самостоятельную работу: изучение учебной литературы, конспектирование, оформление отчета по лабораторной работе, решение домашнего задания, подготовка к контрольному занятию, которое может проводиться в форме тестирования или по индивидуальным заданиям. Для организации самостоятельной работы предлагается к каждому виду занятий использовать методические указания и учебное пособие, в котором подробно описывается алгоритм решения подобных заданий.

Студенты, отсутствующие на установочной сессии, могут выполнить все эти задания и получить материал, используя электронный ресурс, разработанный преподавателями и размещённый на образовательном портале университета [19].

Электронный ресурс разработан как комплексное средство, сочетающее в себе теоретическую, практическую и контролирующую части, позволяющий осуществлять непрерывный дидактический цикл и учитывающий психолого-педагогические особенности заочного обучения.

К необходимым материалам, обеспечивающим эффективность самостоятельной деятельности можно также отнести рабочую программу учебной дисциплины с выделением видов самостоятельной работы, график самостоятельной работы студента по учебной дисциплине, индивидуальные задания для различных форм контроля [18].

При организации учебного процесса считаем целесообразным использование модульной технологии, информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения [14] и рейтинговой системы оценки знаний студентов, позволяющей эффективно оценивать результаты образовательной деятельности и значительно повысить мотивацию учения [5–7].

Основным принципом модульного обучения является принцип модульности, предполагающий цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, предназначенных для достижения конкретных дидактических целей. Модули являются основным средством модульного обучения [15, 22].

Модуль представляет логически завершенную единицу содержания учебной дисциплины, включающую информационный и деятельностный блоки, имеющие методическое и контролирующее обеспечение [1, 10].

Методологической основой модульной технологии обучения являются системный и деятельностный подходы, подразумевающие, что усвоение учебного материала достигается только в результате самостоятельных действий студента. Поэтому при проектировании образовательного процесса преподаватель планирует деятельность студентов по самостоятельному добыванию знаний на всех видах учебных занятий. Например, на лекциях и практических занятиях студентам выдаются отдельные учебные элементы и необходимые вопросы и рекомендации, работая с которыми, обучающиеся осваивают соответствующий материал [13, 22].

Принцип обратной связи является одним из основных принципов в модульной технологии. Считаем, что реализовать этот принцип позволяет рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов. Приведём методику расчёта рейтинга студентов заочной формы обучения.

Максимальный рейтинговый показатель по предмету приравнивается к 100 процентам и составляет 100 баллов. По окончании установочной сессии вычисляется предварительный рейтинг по дисциплине. Студенты могут получить итоговые оценки без заключительного контроля (экзамена, зачета) при следующих условиях: зачтено – рейтинг равен или более 50 %; хорошо –75–84,99 %; отлично – 85 % и более. При рейтинге менее 35 %, студенту предлагаются дополнительные задания для повышения своего рейтинга. Обучающиеся, не получившие автоматически итоговую оценку, выходят на заключительный контроль – экзамен или зачёт [7, 16, 17].

По каждой дисциплине преподаватель самостоятельно разрабатывает подробный график учебного процесса, определяет виды самостоятельной работы студентов и оценивает баллами, отражая это в рабочей программе учебной дисциплины, который входит в комплект выдаваемых каждому студенту организационно-методических и инструктивных материалов [18].

Таким образом, образовательный процесс для студентов заочной формы обучения существенно отличается от дневной формы, поэтому необходимы современные технологии, методы и дидактические приёмы, способствующие повышению качества обучения. Наиболее эффективными являются технологии модульного обучения, информационно-коммуникационные технологии и рейтинговая система оценивания учебных достижений, которые стимулируют студентов работать систематически во время установочной сессии и в межаттестационный период, а также способствуют повышению мотивации к изучению общих дисциплин.


Библиографическая ссылка

Чупрова Л.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 116-119;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9444 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674