Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ КММИВСО

Григорьева Ю.О. 1 Мороз В.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Белялова, М.А., Валюхова В.А., Чалов, В.Н. Воспитание педагогической культуры менеджера специальности 060109.65 «Сестринское дело» средствами художественной
2. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. - СПб.; Питер; 2009.
3. Козлов А.А. Как повысить самооценку. – СПб.: Речь, 2009.
4. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. – В кн.: Психология личности. Тексты. – М., МГУ, 1982.
5. Марьяненко Д.А. Черты личности и особенности актуальной самооценки/ Автореф. диссерт. – Краснодар, 2007.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000.
7. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003
8. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - М., 2000.
9. Чалов, В.Н., Белялова, М.А., Мороз, В.А. Диагностика внутрисемейных отношений. – Краснодар, 2010.

Самооценка личности является системообразующим ядром индивидуальности и во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний; влияет на жизнедеятельность человека и формирование стиля поведения. Она отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Ни для кого не секрет, что самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной. Это зависит от воспитания мироощущения и мировосприятия [1]. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, примут разные решения и по-разному будут воздействовать на развитие событий. Наше исследование коснётся изучения низкой самооценки, так как всё чаще наши будущие коллеги – психологи и психотерапевты – отмечают её присутствие у обращающихся к ним пациентов. Низкая самооценка и неуверенность в себе являются фундаментом тревог, депрессий, конфликтов, неврозов и психосоматических заболеваний.

Многие из нас не умеют любить себя и заботиться о себе, отстаивать свои интересы; многие стараются не выделяться на фоне коллектива и в итоге боятся оказаться в центре всеобщего внимания. Комплексы в отношении себя мешают сотрудничать, дружить, не говоря уже о любви и браке – кто же станет ценить и любить человека, который сам себя не любит и не ценит [9].

Наблюдения показывают, что в современном обществе всё больше людей, не способных справляться с определёнными жизненными ситуациями, а в основе их слабости лежит неумение адекватно оценивать свои возможности. Это и проблемы в личной жизни, и конфликты на работе и в студенческом коллективе, и потеря ощущения счастья и вкуса жизни, и ещё многие другие вопросы, в основе возникновения которых лежит заниженная самооценка.

Сегодня жизнь заставляет проявлять больше инициативности, настойчивости, смелости, уверенности, ответственности, гибкости. Именно эти качества способствуют становлению настоящего профессионала в любой деятельности, поэтому сегодня весьма актуально обращение к развитию данных качеств и повышению самооценки студентов – будущих медицинских работников и клинических психологов, от уровня профессионализма которых, порой, зависит человеческая жизнь. Таким образом, возникает потребность проведения целенаправленной, постоянной работы над повышением самооценки со студентами разных курсов и специальностей.

Анализ теоретических источников показал, что в научной литературе нет однозначной трактовки понятия «самооценка».

Под самооценкой мы понимаем оценку личностью самой себя, своих качеств, возможностей и ме­ста среди других людей.

Самооценка связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению. Поэтому А.А. Козлов определяет самооценку как фундамент уверенности в себе [3].

По мнению большинства исследователей, самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки [4].

Куперсмит называет самооценкой отноше­ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность инди­вида в своей самоценности, значимости [7].

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [6]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности.

Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности [5].

Функция самооценки состоит в процедуре собственно оценивания общего потенциала человека или его отдельных свойств с помощью той или иной шкалы ценностей. Результат оценивания может влиять на самоотношение, делая его либо позитивным, либо негативным, а также воздействовать на образ Я, внося в него качественно новые знания. Главные функции самооценки: регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

Р.М. Грановская, изучая роль адекватной самооценки в жизни, указывала, что положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка (самоуважение) чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение [1].

В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность (или, наоборот, неспособность) человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя» [8].

Человек с низкой самооценкой избегает смотреть людям в глаза, у него тихий голос, он нерешителен, кажется грустным, тревожным, виноватым, стыдящимся чего-то, расстроенным или обозленным. Часто эмоциональное состояние человека сказывается и на состоянии его здоровья. Он может казаться утомленным, вялым, находящимся в постоянном напряжении. Все эти признаки демонстрируются, как негативное отношение к себе, что отражается на всех сторонах жизни, действуя на мысли человека, его поведение, эмоциональное состояние и самочувствие.

Отражаясь на внутреннем мире человека, заниженная самооценка воздействует на многие стороны его внешней жизни. Так, часто у таких людей наблюдается нежелание выгодно подать себя, они избегают принимать новые предложения; а иногда им свойственно постоянное стремление к совершенству, они беспрерывно и тяжело работают, подгоняемые страхом и неудачами.

В эмпирическом исследовании приняло участие 30 студентов МАОУ ВПО «КММИВСО» в возрасте от 18 до 35 лет.

С помощью методики С.Р. Пантелеева были выявлены структуры самоотношения личности студентов. Самоотношение автором понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я», в основу понимания которых была положена концепция самосознания В.В. Столина.

Анализ результатов исследования показал, что лишь 56% респондентов считают себя достойными уважения и любви окружающих, вне зависимости от успехов, которые они демонстрируют; высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. 44% респондентов отражают избирательное отношение к себе, склонны высоко оценивать одни качества и недооценивать другие, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.  недооценки своего духовного «Я». Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.

По шкале «Самопринятие» всего 25% респондентов имеют положительное отношение к себе, склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. 75% продемонстрировали негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично; симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически.

Анализ результатов исследования по методике «Экспресс-диагностика уров­ня самооценки личности» показал, что средний уровень самооценки имеют 33% респондентов; низкий уровень – 56%; очень низкий уровень – 11%.

Низкая самооценка 77% респондентов обеспечивает нестабильность личности, что не может являться толчком к развитию личности. Подобное от­ношение к себе в итоге приведёт к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Адекватная самооценка поддерживает достоинство 33% студентов и дает им нравственное удовлетворение. Положительное отношение к себе ведет к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе. 

С помощью проективной методики «Автопортрет», предложенной в книге Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина, выявлено, что всего 7% респондентов имеют нормальную самооценку.

Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленной и системной работы со студентами, которая должна проводиться на 1-3 курсе обучения.

В системе занятий важно предусмотреть самостоятельные виды работ – индивидуальные задания по работе с литературой, упражнения для самоисследования и саморефлексии; и групповые виды работ – тренинговые занятия, игры и упражнения с последующей рефлексией.


Библиографическая ссылка

Григорьева Ю.О., Мороз В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ КММИВСО // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 826-829;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9486 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674