Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Киргуева Р.А. 1 Губарева А.Н. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Киргуева Р.А. Педагогические идеи и концептуальные основы нравственного воспитания школьников в творческом наследии ученого-педагога В.Е. Гурина: дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2008. - 184 с.

Современная молодежь, и студенческая среда в частности, к сожалению, практически лишена знаний и непосредственно возможности соприкосновения с историей и историческим наследием нашей страны. Чем более современное поколение отдаляется от прошлого, тем острее встает вопрос об исторической памяти нынешнего поколения. Знания о прошлом обеспечивают передачу моральных и идейных ценностей, а также ориентацию в историческом времени и социальном пространстве. В этом и заключается значимость исторического сознания, являющегося мощным регулятором общественной жизни.

В этом году наша страна отмечает 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Победа, пропахшая порохом, кровью и болью, далась очень тяжелой ценой. Более 27 миллионов жизней было потеряно в ходе этой жесточайшей войны, войны и победы, к которой наш народ шел долгих 1418 дней и ночей. Забыть эту дату невозможно, день, когда последующим поколениям была дана возможность мирного существования, созидания и развития. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне была одним из действенных рычагов подъема национального самосознания и патриотически-нрав­ственного воспитания молодежи. Ослабление этого рычага в последние десятилетия вызывает настороженность и тревогу.

Что же такое историческая память? В целом, историческую память можно определить как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, об исторических деталях ушедших эпох, о своих национальных героях...

На процесс формирования исторического сознания современной молодежи влияют такие факторы, как социально-экономические условия развития российского общества, идеологические установки, уровень образования в средней и высшей школе, отношение к истории в целом, деятельность средств массовой информации и многое другое.

Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию исторической памяти у студентов тесно связана с их нравственным воспитанием. Студентам важно развивать способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Поэтому нам важно было понять, насколько велико отражение памяти о Великой Отечественной войне в представлениях, знаниях, образах, эмоциях и чувствах студентов. Здесь берется в основу восстановление событий, запечатленных в личном опыте или опыте родных, знакомых и друзей студентов. Часто в поисках дополнительного материала студенты обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.

В ходе беседы со студентами выявились следующие историко-био­графические факты из жизни одного из тысячи героев Великой Отечественной войны, прадедушки одной из многих студенток, изъявивших желание поделиться историей и судьбой своего героя, своего прадеда.   Герой войны, Быков Гавриил Харитонович (1906-1993), родился в Харьковской области в селе Бороево. В возрасте 8 лет переехал с семьей в Ставропольский край, Георгиевский район, село Знаменское. В то тяжелое время проучился в школе три класса. Позже, в 1927 году, переехал в город Грозный, где женился на Быковой Пелагее. Жена родила ему 6 детей (три мальчика и три девочки). Когда началась военные действия, он был призван на войну РВК города Грозного в июне 1941 года. Ушел на фронт в августе 1941 года, где служил в должности электромеханик-шофер. Закончил войну в Венгрии в городе Будапешт. Оставался там до 1947 года. Был награжден дважды за отвагу (6.05.1945г) и (23.05.1945г.). В 30-летний юбилей победы вместе с другими солдатами, которые застали победу в Венгрии, отправился на поезде в город Будапешт, где провел неделю в честь юбилея. После войны стал отцом еще одного мальчика. Сейчас у него 13 внуков и 20 правнуков (в том числе и я). До пенсии работал водителем. За год до своей смерти переехал в Краснодарский Край.

Другой прадед, Грицук Василий Иванович (1897-…), родился в городе Владикавказ (бывш. Орджоникидзе). Был направлен на службу в город-герой Грозный. В возрасте 21 года стал участником 100-дневных боев за власть в Грозном (август-ноябрь 1918 г.). В 1927 году женился на Мегаевой Тамаре Мелькумовне. В 1929 году родился первый сын. В 1937 году родился младший сын. До самого призыва служил в НКВД, призван на фронт 25.01.1941, пропал в августе 1942 года в городе Севастополь...

Таких «живых» историй, биографий очень много и помогая молодому поколению воссоздавать картины прошлого, мы обогащаем их морально-нравственные качества. Студенты должны уметь рассуждать, обсуждать, анализировать и делать выводы. Нынешнее поколение должно понимать и осознавать, что мы в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны.

Изучение истории Великой отечественной войны с опорой на источники - воспоминания ветеранов войны и труда - позволяет усилить нравственный потенциал студентов. Актуальность сохранения памяти о победителях - солдатах, офицерах, тружениках тыла - продиктована необходимость формирования у студентов патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список погибших солдат ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память, неповторимые и важные подробности истории… Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». 


Библиографическая ссылка

Киргуева Р.А., Губарева А.Н. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 873-875;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9501 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674