Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ О САТИРИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тихомирова О.Б. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет» (Арзамасский филиал)
В статье рассматриваются истоки социальной сатиры, сатирические жанры, нашедшие свое отражение как в детской литературе, так и повседневной жизни детей. Истоки социальной сатиры, обращенной к детям, – в народном творчестве. Рассматривая вопрос о сатирической направленности детской литературы, хочется отметить сатирический фольклор и особенно такие жанры детской сатиры, как дразнилки, уловки, насмешки, отговорки. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе. Заключенная в сказ­ке социальная сатира обладает ре­бяческим простодушием, которое обеспечивает близость и понятность ее для юного читателя. Автор статьи обращается к творчеству А.С. Пушкина, П. Ершова, В. Маяковского, А. Барто.
сатира
детская литература
фольклорное наследие
волшебные сказки
киножурнал «Ералаш»
1. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 126–130.
2. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова. Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1330.
3. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4-3 (34). – С. 70–74.
4. Тихомирова О.Б. Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в условиях введения стандарта // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч. конф. Арзамас, 17 апреля 2015 г.: / отв. ред. Е.А. Жесткова; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 714–718.
5. Ушенина Т.Н. Поликультурное образование подрастающего поколения на основе традиции национальной культуры / Т.Н. Ушенина, О.Б. Тихомирова // Педагогика и современность Научно-педагогический журнал. №4 (2014) С.72-76 ISSN 2304-9065.
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] // МО и Н РФ ФГАУ «Федеральный институт развития образования» [Сайт]. – Режим доступа: www.firo.ru/?page_id=11003/

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены варианты классификации видов детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная и др.. Важное место среди них занимает восприятие дошкольниками художественной литературы и фольклора [6], предполагающее не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии». В результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Большое значение в развитии личности ребенка имеет детская литература сатирической направленности. Рассматривая вопрос о сатирической направленности детской литературы, хочется отметить сатирический фольклор и особенно такие жанры детской сатиры, как дразнилки, уловки, насмешки, отговорки. Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе [3]. Их объектами является как внешность, так и характер поведения и даже имя:

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой.

Жадина – говядина.

Рева – корова, дай молока.

«Ирония до детей не дойдет», – говорит педагог; «именно ирония обычно действует на ребят», – возражает писатель. Эти слова о столкновении взглядов педагога и писателя сказаны критиком В. В. Смирновой много лет назад, но не утратили интереса и сегодня. В том, что сатирические жанры давно уже вошли в литературу для детей, сомневаться не приходится [4].

Елена Благинина в своих стихах для маленьких грозит озорному коту карой за его проделки: «Уж коту-воркоту и достанется!» Какое же возмездие ждет кота? «Будут гладить-миловать, спать положат на кровать!..» Вот так наказание! Отрицание под видом утверждения – главная суть действенной формы насмешки.

В миниатюрах Бориса Заходера ирония вполне соразмеряется с уровнем детского опыта: «Плачет Киска в коридоре. У нее большое горе: злые люди бедной Киске не дают украсть сосиски!»

Такая ирония, доступная самым маленьким детям, постепенно подводит их и к более сложным ее формам.

В «Тараканище» Корнея Чуковского – социальной сатире, написанной для маленьких детей, также просматривается ирония. В ней остроумнейшая поэтическая насмешка над ничтожеством чванного деспотизма. Поэтическое подкрепление той истины, что злое самовластие не только страшно, но и смешно, и вместе с тем доказательство, что сказка – наилучшая форма воплощения сатирического жанра для самого юного из читателей. Истоки социальной сатиры, обращенной к детям, есть и в народном творчестве. Образовательно-воспитательная система призвана обеспечить переход из поколения в поколение многовековой традиционной культуры родного народа, его устоев [5].

Русские волшебные сказки вызывают особый интерес у детей, способствуют развитию не только духовно – нравственных качеств, но и их творческих способностей.

При работе с русской волшебной сказкой очень важно научить детей работать с системой образов сказочных героев. Необходимо научить детей определять роль каждого героя в сюжете сказки, давать нужную характеристику со стороны его сказочной функции.

В волшебной сказке В.Я. Пропп выделил несколько типов действующих лиц по функциям: герой; злой персонаж, или вредитель (антагонист); чудесный помощник; похищенный герой, или предмет; ложный герой; отправитель на поиски; даритель Учителю необходимо познакомить детей с этой типологией, так как младший школьник очень часто встречается с этими персонажами в русской волшебной сказке, поэтому ему необходимо знать их особенности [1].

Русские сатирические сказки, как и соответствующие сказки многих европейских народов, часто рассказывались детям, осваивались ими и становились детскими. Заключенная в сказке социальная сатира обладала здесь тем ребяческим простодушием, которое обеспечило близость и понятность ее для юного читателя. Простодушием, зачастую скрывающим большой заряд насмешки [3].

Так обстоит дело с многочисленными сюжетами сказок об Иванушке – мнимом дурачке, о победах его над властью имущими – над корыстолюбимцами-родичами, клеветниками- придворными, глупым и злым царем («Иван царевич и серый волк», «Иванушка дурачок», и др.). В сказках получается, что Иванова глупость оборачивается мудростью, выходит победительницей над «здравым смыслом».

Прямодушие сатирического персонажа таких сказок особенно помогла вхождению в детскую литературу ершовского «Конька-горбунка». Весь смысл сказки заключен в глубокой сатире, изобличающей человеческие пороки: жадность, корыстолюбие, гордыню, зависть, любодеяние [2].

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина, в основе которой не смиренная мораль «довольствуйся малым», а суровый мотив отмщенной неблагодарности, прямодушная народность сделала сатирической. В образе старухи автор изобличает такие человеческие пороки, как жадность, властолюбие, гордыню, образ старика наоборот, покорный, безвольный. Основной смысл сказки заключается в воспроизведении народной сатиры на несправедливый общественный строй. Вот бедному человеку улыбнулась удача, в руки попалось волшебное средство, готовое исполнить любое его желание. Но старик добродушен:

«Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово…»

Полная противоположность старику старуха. В погоне за богатством она смешна, груба, своевольна. Ее жадность, алчность, эгоизм в конечном результате возвращают ее к первоначальному положению в жизни:

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

В творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина особое место занимали сатирические сказки. В них автор обличал пороки общества. Например, в сказках «Дикий помещик», «Как мужик двух генералов прокормил» Щедрин показал, что именно труд простого мужика-крестьянина являлся источником благополучия дворян. Отсутствие мужика быстро сказалось на сытной, беззаботной жизни помещика. Одним словом – одичал.

Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова появились и мука, и мясо, и живность всякая, да и подати потоком пошли в казначейство. Помещика, с большим трудом, изловили. «Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти». Капитан-исправник отобрал у помещика газету «Весть» и поручил его надзору Сеньки. Помещик «жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Мужик труженик не пропадет, найдет выход в любой ситуации, а вот неженки, бездельники…

Единство сказки и сатиры работает на детского читателя. Задача педагога – раскрыть смысл сатиры ребенку.

Так, например, в сказке Г.Х. Андерсена о гадком утенке перед ребенком раскрывается философское создание писателя.

На птичьем дворе появился необычный по внешнему виду утенок, которого никто не хотел признавать своим. Обитатели двора прозвали его «гадким утенком». Частые обиды заставили утенка уйти со двора и жить в полном одиночестве. Подросшего за зиму утенка увидели «белые птицы» и признали его, несмотря на то, что он превратился в прекрасного лебедя. Об этом счастье они и не мечтал, когда был гадким утенком. Пролетая над птичьим двором на прощание, его обитатели сказали: «Какой красивый белый лебедь! А у нас таких никогда не бывало». Они забыли о том, как когда-то заклевывали его, когда он был маленьким, непохожим на них лебеденком.

Природоведческая сказка в каждой своей подробности, доступной для маленького читателя, с полной силой представляет пороки членов птичьего двора, которые нередко можно увидеть и в людях.

Высокого уровня достигла сатирическая поэзия как искусство, где объектом безобидного осмеяния служат сами дети. Одним из первых героев сатирических стихов в русской литературе начале 20 века представил нам В. Маяковский («Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказка о толстом Пете, и о Симе который тонкий», « История Власа – лентяя и лоботряса»).

Влас Прогулкин по стихотворению В. Маяковского настоящий лентяй: ночью он читает книги, утром опаздывает в школу.

Как-никак, а к школьным зданиям

Пришел с огромным опозданьем.

Дверь на ключ.

Толкнулся Влас –

не пускают Власа в класс!

Этак ждать, расчета нету.

«Сыграну-ка я в монету!»…

Словом, не заметил сам,

как промчались три часа.

Что же делать – вывод ясен:

возвратился восвояси!

Результаты «учебы» в школе не заставили себя ждать.

Мал настолько знаний груз,

что не мог попасть и в вуз,

Еле взяли, между прочим,

на завод чернорабочим.

Ну, а Влас и на заводе

ту ж историю заводит:

у людей – работы гул,

у Прогулкина – прогул.

Мораль стихотворения состоит в том, что учение, в отличии от лени, еще никому не вредило.

Стихи А. Барто отражают самые различные явления жизни детей. В них она не только высмеивают черты ребят, но и воплощают детскую речь. Сатирические стихи, написанные А. Барто, создавались ради детей, во имя человечности. Высмеивая в своих стихах пороки, она решительно протестует против наклеивания ярлыков. А. Барто, создавая стихи, была уверена, что смех духовно оздоравливает маленького читателя. Так, например, в стихотворении «Помощница» А. Барто рассказывает о «помощи» девочки своим близким:

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала, -

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

– Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу

Сегодня на страницах современных книг мы встречаем подобные произведения. Например, в своем стихотворении Олеся Емельянова «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет читателю образы сегодняшних ребятишек:

Леночка, подруга Светы,

В Крым уехала на лето.

Света сразу же пошла,

Друга нового нашла.

Не нужна ей больше Лена.

Света – друг плохой, неверный.

Вячеслав – плохой мальчонка,

Сильно злится на сестренку –

Все вниманье в доме ей,

Ведь сестренке двадцать дней.

Но в семье хорошей дружной,

Всем любить друг друга нужно!

Детская сатира говорит языком разных искусств, но все они обращены к детской аудитории.

Рассказы Н. Носова в легкой форме рассказывают детям о том, что происходит вокруг них. Его произведения интересны по своей сути, написаны простым языком и в тоже время они комичны. С улыбкой на лице мы знакомим детей с проделками Мишки и других ребят. Вспомните, как каждый из нас чего-то боялся в детстве: темноты, пауков, всего того, что нельзя было объяснить или было для нас необычно и странно. Вот об этом как раз рассказ «Живая шляпа». Герои Н. Носова дети, с настоящими характерами, своими историями.

Каждый из нас в детстве читал рассказы про Незнайку, по нескольку раз пересматривал мультипликационные фильмы. Незнайка и многие носовские герои учат детей внимательно относиться к своему повседневному поведению, быть добрее к своим близким, друзьям. Несмотря на то, что герои Носова и фантазеры, и неумехи автор рассказывает нам о них без укора и злости. Каждый рассказ, сказка, этого замечательного писателя – это внимание и забота, юмор, и конечно понимание детской души.

В его образе можно узнать многих наших девчонок и мальчишек. Как они порой стараются сделать, что-то хорошее, а не получается. Без насмешек и иронии им на помощь приходим мы взрослые.

Так, детский киножурнал «Ералаш» в своих выпусках высмеивает жадность, не дальнозоркость своих героев, так близких юным телезрителям.

В одном из номеров «Ералаша» мальчик-школьник разбил лампочку, выходя из подъезда. Довольный он вышел на улицу, где гуляла его младшая сестренка.

– Ты в школу?

– В школу, школу.

– А портфель?

Вот тут-то и начались беды нашего героя. Войдя в темный подъезд, он натыкался на разные предметы, увидел светящиеся глаза, которые навели на него страх. Испуганный, в разорванной одежде он каждый раз выбегал на улицу, так и не найдя в темном подъезде своего портфеля. А мораль такова: Не делай зла другим – сам будешь цел и невредим!

Противоречие, которое дети не сознают, служит источником смеха зрителей. Формировать юмор с детства – значит подготовить ребенка к жизни, к борьбе с испытаниями, сложностями.


Библиографическая ссылка

Тихомирова О.Б. К ВОПРОСУ О САТИРИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 361-364;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9591 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674