Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕФОРМАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА ПУТИ К «ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Хамзина Ш.Ш. 1 Кадырова М.С. 1 Жумабекова Б.К. 2
1 Инновационный Евразийский университет
2 Павлодарский государственный педагогический институт
В статье рассмотрены актуальные вопросы развития неформального экологического образования и формирования экологической культуры населения в свете реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зелёной экономике». Выявлены причины низкого уровня экологической культуры населения, определены направления развития системы распространения актуальных экологических знаний через общественные и неправительственные организации и средства массовой информации на основе дифференциального подхода к различным группам. Предлагается проект семинара формирования экокультуры казахстанского общества, способствующий реализации концепции по переходу РК к «зелёной экономике».
экологическое образование
экологическая культура
зеленая экономика
экологическое просвещение
формирование экологической культуры
1. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 г. № 577.
2. Искаков Н. Экологизация экономики и общества // Экология и устойчивое развитие. – 2005. – № 1. – С. 4-5.
3. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М.: Зеленый мир, 1998. – 114 с.

Экологическое образование взрослых имеет на современном этапе особенно важное значение. С одной стороны, в их руках находится техника и интенсивные технологии, вся колоссальная мощь которых может оказаться в распоряжении экологически некомпетентных, равнодушных людей, что может привести к непредсказуемым последствиям. С другой – именно взрослые воспитывают новое поколение людей. Воспитание детей начинается с копирования поступков взрослых, формирование экологической культуры происходит путем передачи знаний, опыта, ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку. Поэтому так необходимо всеми возможными средствами поднять культурный уровень народа в целом, ориентировать образование взрослых людей, прежде всего, на формирование нравственных ценностей, на осознание ими своей роли в создании гармоничных отношений между обществом и средой обитания, на воспитание чувства ответственности за будущее своих детей.

Целью исследования является формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе через неформальное экологическое образование, как составной части образования в интересах устойчивого развития Павлодарского региона.

В соответствии с проблемой, предметом и целью работы поставлены следующие задачи:

– выполнить аналитический обзор литературы по теме исследования;

– разработать проект организации и проведения семинара «Неформальное экологическое образование и воспитание взрослого населения»;

– разработать рекомендации по формированию экологической культуры общества как решающего фактора в реализации стратегии Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

Актуальность исследования обусловлена нарастанием локальных экологических проблем, затрагивающих население РК и требующих для своего решения значительных экономических и социальных усилий, а также необходимостью оценки экологической ситуации и выявления уровня информированности населения о прямом и косвенном воздействии на окружающую среду.

Обсуждение. Одним из приоритетных направлений решений задач, определенных Концепцией по переходу РК к «зелёной экономике» является экологическое просвещение. Преодолеть отставание нашей страны от уровня передовых стран по многим направлениям экологии, создать систему экологической безопасности, исключающей экстенсивное природопользование, диктат ведомств, правовой нигилизм и экологическую некомпетентность – один из многих механизмов реализации Концепции.

Ведущим направлением перехода к «зелёной экономике» является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «зелёной экономики» [1].

В экологическом просвещении населения, в реализации национальной стратегии перехода РК к «зелёной экономике» очевидную роль призваны сыграть средства массовой информации. Это, прежде всего, формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, ответственного и экономного отношения к использованию природных ресурсов.

Необходимо расширить сеть экологизированных средств массовой информации, сделать их более доступными широкой общественности, повысить их роль в экологизации общественного сознания.

Немаловажную роль в формировании экологического образования и воспитания населения также играют и общественно-значимые люди – депутаты, работники исполнительных органов власти в проведении широкой коммуникативной кампании по повышению осведомленности населения в вопросах использования ресурсов и экологических проблем [2].

Ключевым механизмом реализации национальной и региональной политики по внедрению принципов «зеленой экономики» должны стать общественные экологические организации. Но, к сожалению, уровень известности НПО, занимающихся экологическими вопросами в нашем регионе низкий, их участие в развитии экологического мышления и сознания, экологической культуры личности и общества незаметное.

Совместная работа всего перечисленного в принципе должна быть ориентирована не столько на овладевание населением, определенным объемом информации по проблемам взаимоотношения человека и окружающей среды, сколько на формирование экологического мировоззрения у населения Павлодарской области. Только мировоззренческий подход к проблемам отношения человека и окружающей среды позволит изменить отношение к ней государственных чиновников, законодателей, природопользователей, граждан, т.е. всех нас, поскольку это отношение станет элементом культуры, без восприятия которой человек не может считаться цивилизованным на современном этапе эволюции человеческого общества [3].

Для реализации Концепции «зелёной экономики» на региональном уровне необходимы:

1. Усиление информационно-экологического просвещения населения;

2. Расширение экологических образовательных программ подготовки и повышения квалификации различных групп населения;

3. Разработка и внедрение интерактивных методов экообразования для работников государственных и исполнительных органов (семинары, круглые столы и др.);

4. Разработка и внедрение организационных основ осуществления мониторинга общественного экологического сознания;

5. Создание системы доступа к экологической информации через современные информационные технологии.

Для развития сотрудничества государства и общественности рассмотрена возможность организации и проведения семинара «Неформальное экологическое образование и воспитание взрослого населения». Под неформальным образованием в области охраны окружающей среды подразумевается образование людей, различных по возрастному цензу, образованию, профессиональной деятельности, т.е. всех членов общества, не охваченных системой среднего, специального и высшего образования.

Целью данного семинара является развитие системы распространения актуальных экологических знаний через общественные и неправительственные организации и средства массовой информации на основе дифференциального подхода к различным группам.

Обсуждаемые вопросы:

1. Поиск новых эффективных форм пропаганды знаний в области охраны окружающей среды.

2. Формирование экологического мировоззрения у населения региона.

3. Развитие сотрудничества государства и общественности для решения экологических проблем при переходе к «зелёной экономике».

4. Роль исполнительных и выборных органов власти в экологическом просвещении населения.

Ожидаемый результат:

1. Обеспечение экологической информированности населения и государственных органов.

2. Улучшение экологической подготовки (грамотности) сотрудников СМИ для эффективной пропаганды экологических знаний.

3. Повышение роли населения в экологизации общественного сознания.

Основной целью неформального экологического просвещения является экологическая компетентность всех слоев населения. Одной из причин низкого уровня экологической культуры является низкий уровень информированности населения о своем прямом и косвенном воздействии на окружающую среду [3]. Таким образом, существующая в условиях города система экологического воспитания и просвещения не отвечает в полной мере требованиям современной ситуации.

Необходимо отметить, что для формирования общественного мнения в защиту окружающей среды и обеспечения оперативного информирования об экологическом состоянии региона необходимо:

1. Расширить сеть экологизированных средств массовой информации, сделать их более доступными широкому кругу общественности, повысить их роль в экологизации общественного сознания;

2. Усилить контроль со стороны органов власти за деятельностью промышленных предприятий;

3. Соблюдение промышленными предприятиями норм экологической безопасности;

4. Проведение информационной и обучающей компании общественно-значимых людей (журналисты, депутаты, работники исполнительных органов власти);

5. Ключевым механизмом реализации национальной и региональной экологической политики должны стать общественные экологические: движения;

6. Депутатам маслихатов активизировать деятельность по решению острых социально-экологических проблем жителей региона.

Разработанный проект семинара формирования экокультуры казахстанского общества будет способствовать реализации концепции по переходу РК к «зелёной экономике».

Реализация данного семинара позволит:

– сформировать систему просветительской работы среди населения, получить широкий доступ граждан к информации экологического характера;

– неограниченно использовать потенциал дополнительного образования и социально-культурной сферы;

– повысить уровень экологической культуры населения.

Заключение. Экологизация социума должна являться мощным импульсом развития экологической сознательности и грамотности населения, которое будет способствовать скорейшему переходу РК к «зелёной экономике».

Экологическое просвещение по своему содержанию должно быть и региональным, т.е. должно побуждать человека познавать окружающий мир и совершать экологически целесообразные действия там, где он живет, работает, отдыхает (экономить воду, электроэнергию и т.д.).


Библиографическая ссылка

Хамзина Ш.Ш., Кадырова М.С., Жумабекова Б.К. НЕФОРМАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА ПУТИ К «ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 257-259;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9713 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674