Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ КЛАСТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

Колдаев В.Д. 1 Федотова Е.Л.  1
1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
В статье представлены результаты использования техники кластерного обучения для структурирования содержания индивидуальных образовательных маршрутов. Структурной единицей индивидуальных образовательных маршрутов является образовательное пространство, в котором происходит не только изучение дисциплин, но и осуществляется процесс взаимодействия с образовательной средой преподавателей и студентов. Целью имитационного моделирования является анализ наиболее существенных взаимосвязей между элементами системы и разработка симулятора исследуемой предметной области для выполнения различных испытаний. Логико-математическое описание педагогического объекта используется для его проектирования, оценки функционирования, анализа и экспериментирования на компьютере.
педагогические технологии
педагогический объект
кластерное обучение
индивидуальные образовательные маршруты
индивидуализация обучения
моделирование учебного процесса
интегрированное обучение
имитационное моделирование
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-н/Д: Изд-во РПУ, 2000. – 352 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. – 188 с.
3. Колдаев В.Д. Моделирование индивидуального образовательного маршрута студента в учебном процессе вуза. Сибирский педагогический журнал. – №3. – 2012. – С.68-72.
4. Колдаев В.Д. Дидактические принципы формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза. «Образовательная среда вуза как фактор профессионального самоопределения студентов»: Монография. Часть III / Научн. ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С.41-68.
5. Колдаев В.Д., Федотова Е.Л. Моделирование информационно-образовательных систем управления процессом обучения. – М.: Педагогическое образование и наука, МАНПО, № 4, 2012. – С.56-61.

Перед педагогической наукой стоит задача обеспечения свободного развития личности, повышения интеллекта и творческого потенциала каждого студента, воспитание определенных черт, а также изменение личности в направлении ее самореализации. Образовательные технологии представляют собой систему деятельности преподавателя и студентов, построенную на конкретных идеях в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей. Понятие технологии образования как объекта управления может быть представлено в виде трех взаимосвязанных ортогональных осей: знания, метод и организационные управленческие формы.

Выделяют следующие иерархические уровни педагогических технологий: 1) педагогическая категория, рассматривающая педагогическую технологию на методологическом уровне; 2) обобщенные или теоретические педагогические технологии, основанные на воспитании, обучении и общении; 3) конкретные или прикладные педагогические технологии: мобильность и гибкость технологии, сложность и степень технологичности, цикличность и количество технологических этапов и др.

Полный цикл педагогической технологии включает процессы: педагогического взаимодействия и диагностирования, постановки и достижения целей; проектирования и конструирования взаимодействия компонентов системы (субъект – средство – объект); реализации, регулирования и управления педагогическим процессом, оценки результатов и коррекцию [1,5].

Для реализации педагогического процесса необходим компонент управления, представляющий собой процесс перевода педагогических ситуаций из одного состояния в другое, в соответствии с поставленной целью. Педагогическое управление состоит из следующих компонентов: формулировка цели → информационное обеспечение → диагностирование студентов → разработка алгоритмов решения задач в зависимости от цели и особенностей студентов → планирование содержания, методов, средств, форм → реализация, контроль, корректировка и подведение итогов.

Теория системы субъектно-центрированных образовательных маршрутов основана на трех концептуальных дефинициях: индивидуальный учебный план (ИУП), индивидуальная образовательная программа (ИОП), индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Таким образом, можно утверждать, что ИУП выполняет функцию прогнозирования для студента – «Выбор предметов для изучения»; ИОП выполняет функцию проектирования – «Составление программы образовательной деятельности» и, наконец, ИОМ конструирует образовательную деятельность – «Определение последовательности, сроков и средств реализации образовательной программы» [2].

Структурной единицей ИОМ является образовательное пространство, в котором происходит не только изучение дисциплин, но и осуществляется процесс взаимодействия с образовательной средой преподавателей и студентов. Учебный процесс в вузе, опирается на методологию, технологии и планы, ориентированные на определенный объем знаний, который необходимо освоить студенту, игнорируя при этом индивидуальные различия между ними, различный уровень подготовки, мотивы, устремления и ценностные ориентации. Свобода выбора ИОМ на практике сталкивается с административными регулятивами: жесткими технологическими рамками формирования учебных планов в образовательном учреждении.

Индивидуализация обучения ориентирована не на приближение студента к общему шаблону, а на индивидуальное сопровождение его в период обучения, что требует значительных материальных затрат и приводит к увеличению учебной занятости студента и преподавателя.

Переход высшего образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), дает возможность каждому студенту при реализации образовательной программы формировать ИОМ, что усиливает потребность в исследовании концептуальных основ индивидуализации, а также необходимость разработки теории, методологии, и технологий организации индивидуальной образовательной деятельности.

Исследования показывают, что в связи с увеличивающимся объемом поступающей информации (в несколько раз быстрее, чем человек успевает завершить очередной этап своего образования), особое внимание уделяется системе организации планирования, проектирования и мониторинга учебного процесса, включая экзаменационную сессию и все промежуточные этапы контроля (рис. 1).

kold1.tiff

Рис. 1. Комплекс задач управления образовательной системой

Содержание учебной дисциплины предполагает творческую работу преподавателя по отбору множества учебных вопросов, изучаемых в каждом отдельном модуле. Этот отбор строится на следующих принципах [4]:

- концентрации содержания учебной дисциплины вокруг ведущих научных концепций, идей и закономерностей;

- научной целостности, при которой анализируемый модуль является частью учебной дисциплины;

- обеспечения внутренней (базовой) логики учебной дисциплины;

- использования научного содержания дисциплины: достижений, теорий и фактов;

- соответствия общим целям подготовки студентов;

- доступного для усвоения содержания.

Моделирование учебного процесса и определение его нормативов является функцией дидактики предмета, как науки и теории обучения. Модель абстрактна и отражает идеальный вариант учебного процесса, а проект – типичен и разработан для заданных условий конкретного занятия. Наряду с концептуальными идеями важную роль в процессе моделирования содержания учебной дисциплины играют теоретические схемы, являющиеся совокупностью абстрактных объектов, ориентированных на использование математического аппарата и проектирование возможных экспериментальных ситуаций. При имитационном моделировании изучаемая педагогическая система заменяется моделью, описывающей с достаточной степенью точности реальную систему и позволяющей проводить компьютерные эксперименты. Целью имитационного моделирования является анализ наиболее существенных взаимосвязей между элементами системы и разработка симулятора исследуемой предметной области для выполнения различных испытаний. Логико-математическое описание педагогического объекта используется для его проектирования, оценки функционирования, анализа и экспериментирования на компьютере.

Разработанные нормы и модели (проективные и конструктивные) должны быть усвоены и реализованы студентами в уровнях функционирования разработанной теории (рис. 2).

kold2.tiff

Рис. 2. Этапы моделирования образовательного процесса

Активные методы обучения побуждают студентов к мыслительной и практической деятельности и определяются следующими признаками:

- принудительная активизация мышления (независима от желания студента);

- устойчивый и длительный временной интервал вовлечения студентов в учебный процесс;

- повышенная степень мотивации и самостоятельная креативная выработка решений.

Отношение к учебному материалу у студента основано на личностном принятии, при котором полученное знание становится собственным знанием. Для построения ассоциативных связей между новым материалом и имеющимся опытом можно использовать кластер, который позволяет моделировать содержание учебной дисциплины на основе предположений, условий и связей, основанных на эмоциональном восприятии и интуиции.

Кластер строится следующим образом [3]: в центре картинкой (фразой) обозначается основное понятие, концепция или анализируемая проблема, которая обводится в кружок. Затем рисуются и подписываются ветки – основные связанные понятия, свойства и т.п. Каждая ветка делится на несколько других – развитие понятий, детализация свойств, направлений работы. В итоге получается схема, на которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели занятия: лекции, семинара или лабораторной работы (рис. 3).

Качество и эффективность кластера можно улучшить с помощью цвета, рисунков и символов, а также посредством придания ему трехмерной глубины, что позволяет повысить его привлекательность и оригинальность. Кластеры используются для создания, визуализации, презентации, структуризации и классификации идей, развитии интеллектуальных способностей, а также для обучения, организации, решения творческих задач, принятия решений, проведении тренингов и мозговых штурмов. При создании кластера полезно организовать его обсуждение в малых подгруппах, что повышает коммуникабельность студентов и позволяет формулировать невыясненные вопросы, ответы на которые должны быть получены на последующих занятиях.

kold3.tiff

Рис. 3. Кластер понятия «Формальные спецификации»

Предложенная идея интегрированного обучения техническим, когнитивным и социальным навыкам может быть организована на основе методов активного обучения, позволяющих формировать следующие навыки: слушать и принимать во внимание противоположные точки зрения; эффективно взаимодействовать при обсуждении различных проблем; применять знания в реальных нестандартных ситуациях. Проведенные тренинги, с использованием кластерных подходов, показали, что при таком обучении студенты лучше усваивают знания и становятся более активным и самостоятельными в практической работе.


Библиографическая ссылка

Колдаев В.Д., Федотова Е.Л.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ КЛАСТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 68-72;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9741 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674