Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СОВМЕСТНО С ДЕЛОВОЙ ИГРОЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Денисенко Л.Н. 1 Деревянченко С.П. 1 Матвеев С.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»
В статье приведен пример использования творческого подхода к обучению студентов таких, как проблемный метод и деловая игра помогают повысить качество обучения и выживаемость знаний. Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Проблемный метод часто используется совместно с деловой игрой, так как он учит навыкам выработки стратегии поведения, а деловая игра вырабатывает навыки тактики поведения. Деловая игра – способ определения оптимального решения задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников.
проблемный метод
деловая игра
обучение студентов
1. Данилина Т.Ф. Расширение функциональных возможностей потенциалометров при диагностике гальваноза полости рта / Т.Ф. Данилина, Д.В. Михальченко, А.В. Жидовинов, А.В. Порошин, С.Н. Хвостов, В.А. Вирабян // Вестник новых медицинских технологий: Электронное издание. – 2013. – № 1. – С. 260.
2. Данилина Т.Ф. Диагностические возможности гальваноза полости рта у пациентов с металлическими ортопедическими конструкциями / Т.Ф. Данилина, А.В. Жидовинов, А.В. Порошин, С.Н. Хвостов, А.Ю. Майборода // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 2. – С. 49-51.
3. Данилина Т.Ф. Гальваноз как фактор возникновения и развития предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта / Т.Ф. Данилина, А.В. Жидовинов // Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2012. – № 3 (35). – С. 37-39.
4. Данилина Т.Ф. Способ профилактики гальваноза в полости рта / Т.Ф. Данилина, Д.В. Михальченко, А.В. Порошин, А.В. Жидовинов, С.Н. Хвостов: патент на изобретение RUS 2484767 23.12.2011.
5. Данилина Т.Ф. Клинико-лабораторная оценка эффективности комплексного лечения пациентов с дефектами зубных рядов / Т.Ф. Данилина, В.Е. Сафронов, А.В. Жидовинов, Б.Ю. Гумилевский // Здоровье и образование в XXI веке. – 2008. – Т. 10. № 4. – С. 607-609.
6. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами / А.В. Жидовинов: автореферат дис. ... канд. мед. наук: 14.01.14 / Волгоградский государственный медицинский университет. – Волгоград, 2013.
7. Шемонаев В.И., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Величко А.С., Майборода А.Ю. Способ временного протезирования на период остеоинтеграции дентального имплантата // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 55-58.
8. Мануйлова Э.В. Использование дополнительных методов исследования для оценки динамики лечения хронического верхушечного периодонтита / Э.В. Мануйлова, В.Ф. Михальченко, Д.В. Михальченко, А.В. Жидовинов, Е.А. Филюк // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1020.
9. Данилина Т.Ф. Литье в ортопедической стоматологии. Клинические аспекты / Т.Ф. Данилина, Д.В. Михальченко, В.Н. Наумова, А.В. Жидовинов. – Волгоград, 2014.
10. Михальченко Д.В. Мониторинг локальных адаптационных реакций при лечении пациентов с дефектами краниофациальной локализации съемными протезами / Д.В. Михальченко, А.А. Слётов, А.В. Жидовинов и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 407.

Сочетание проблемного метода обучения с деловой игрой применяется при необходимости смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную профессиональную ситуацию на клиническом приеме. Проблемный метод и деловая игра являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Например по методологии проведения выделяют луночные, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные игры. Для обучения, закрепления и выявления знаний студентов больше всего подходит ролевая игра. Правила довольно просты – студентам раздаются определенные роли, для которых требуется выполнить определенные задания. Преподаватель называет «пациенту» его диагноз, неизвестный другим участникам игры, «пациент» предъявляет жалобы, характерные для заданного диагноза и смоделированной клинической картины. Преподаватель выдает «врачу» данные различных методов обследования, согласно тексту задачи, «врач», проанализировав полученные данные должен поставить и обоснавать диагноз, назначить лечение, «ассистент врача» – принести все необходимые материалы и инструменты для осуществления предполагаемого вмешательства. Студентам с высоким уровнем подготовки отводится роль «контролирующей организации», например заведующий отделением, которая следит за происходящим и корректирует действие участников игры.

По окончании игры возможно бальное оценивание выявленных знаний.

Сценарий ролевой игры для студентов 2 курса стоматологического факультета –

моделирование клинической ситуации для закрепления знаний по теме «Методы обследования стоматологического пациента. Ведение медицинской документации. Правила заполнения «Истории болезни»». Раздел «Пропедевтика стоматологических заболеваний»:

Группа студентов распределяется по следующим ролям:

1-й студент – «Пациент».

Задача: пациент должен обратиться к врачу-стоматологу с жалобами на …. Студенту четко указывается диагноз «глубокий кариес».

При этом выявляется базовый уровень знаний студента по симптоматике различных стоматологических заболеваний.

2-й студент – «Врач-стоматолог».

Задача: врач должен:

1. Провести обследование стоматологического пациента с глубоким кариесом;

2. Поставить диагноз и наметить план лечения.

При этом выявляется:

1. умение вести диалог с пациентом;

2. умение провести субъективное обследование пациента:

а) собрать жалобы

б) выяснить анамнез жизни пациента

в) выяснить анамнез заболевания

3. умение провести объективное обследование пациента:

а) провести внешний осмотр пациента

б) провести осмотр полости рта

в) провести инструментальное обследование:

• зондирование кариозной полости;

• перкуссию причинного зуба;

4. Умение обобщить результаты проведенных основных методов обследования при данной клинической ситуации и поставить «предварительный диагноз» – глубокий кариес.

5. Умение назначить необходимые для подтверждения или опровержения «предварительного диагноза» дополнительные методы обследования – Ro-графию и ЭОД и проинтерпретировать полученные результаты.

6. Умение составить план лечения глубокого кариеса.

3-й студент – «медсестра или ассистент стоматолога»

Задача: оказать помощь врачу-стоматологу на клиническом приеме при обследовании и лечении пациента.

При этом выявляется:

1. Умение вести диалог с пациентом и врачом-стоматологом.

2. Умение подготовить рабочее место врача-стоматолога.

3. Знание и умение студента заполнять медицинскую документацию – «Историю болезни»:

а) правильность заполнения паспортной части;

б) правильность заполнения зубной формулы:

• последовательность заполнения в соответствии с различными системами обозначения;

• знание условных обозначений различных нозологических единиц.

4. Знание и умение выбрать необходимый для каждого конкретного этапа обследования и лечения пациента с глубоким кариесом стоматологический инструментарий и стоматологические пломбировочные материалы.

4-й студент – «врач-рентгенолог».

Задача: указать необходимый вид рентгенологического исследования и описать рентгеновский снимок при глубоком кариесе.

При этом выявляется:

1. Знания дополнительных методов обследования стоматологического пациента;

2. Умение выбрать необходимый вид рентгенологического обследования при данной патологии;

3. Умение описывать и интерпретировать данные рентгенологического обследования при глубоком кариесе.

5-й студент – «заведующий отделением».

Задача: проконтролировать и оценить действия врача и ассистента:

1. правильность заполнения «Истории болезни»;

2. правильность поставленного диагноза;

3. правильность намеченного плана лечения.

К врачу-стоматологу обратился пациент (1-й студент) с жалобами на наличие кариозной полости, боли при приеме холодной и сладкой пищи, проходящие после устранения причины.

Студент, исполняющий роль врача-стоматолога, проводит подробный опрос (жалобы, анамнез развития данного заболевания, анамнез жизни). Для определения ведущих симптомов. Проводит детальный осмотр пациента и диктует данные осмотра полости рта ассистенту, который записывает данные осмотра в соответствующие графы истории болезни.

Жалобы: 25 – на наличие кариозной полости. Быстропроходящие боли от термических и химических раздражителей.

Объективно: 25 – глубокая кариозная полость не сообщается с полостью зуба. Зондирование кариозной полости болезненно по всему дну, перкуссия зуба безболезненна. Термометрия болезненна.

Предварительный диагноз: 25 – глубокий кариес. Студент-врач-стоматолог назначает для постановки окончательного диагноза и определения тактики лечения рентгенографию и ЭОД 25 зуба.

Ассистент стоматолога пишет направление на Ro-графию и ЭОД.

Студент-врач-рентгенолог делает прицельную рентгенограмму 25 зуба и проводит описание рентгеновского снимка: на дистальной поверхности коронки 25 зуба имеется кариозная полость, не сообщающаяся с полостью зуба, в периапикальных тканях изменений нет. ЭОД – 10 мА.

Студент-врач-стоматолог подтверждает диагноз –25- глубокий кариес.

Составляет план лечения: показано односеансное препарирование кариозной полости с последующим пломбированием фотокомпозитом, с применением прокладки из стеклополиалкенатного цемента двойного отверждения. Шлифовка и полировка поставленной пломбы.

Ассистент стоматолога готовит лоток с инструментами, боры, полировочные инструменты, пломбировочные материалы, обеспечивает приведение в порядок рабочего места.

Вывод

Приведенный пример сценария проведения занятия по типу проблемного метода обучения в сочетании с деловой игрой с успехом может быть применен для обучения студентов. Создавая условия для творческого усвоения учебной информации, обеспечивая большее качество обучения и высокий уровень выживаемости знаний.


Библиографическая ссылка

Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Матвеев С.В. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ СОВМЕСТНО С ДЕЛОВОЙ ИГРОЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 232-234;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9774 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674