Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Миндубаева Ф.А. 1 Харисова Н.М. 1 Комкина Е.Г. 1 Смирнова Л.М. 2 Смирнов И.Н. 2
1 Карагандинский государственный университет
2 Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Проведено исследование влияния физической культуры и спорта на личностные особенности студентов. В статье рассматриваются отличительные особенности памяти, внимания, уровня тревожности студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся активно спортом. Установлено, что показатели памяти и внимания у студентов-спортсменов достоверно превосходили аналогичные показатели студентов контрольной группы. Студенты-спортсмены имеют более высокий уровень умственной работоспособности, лучшую концентрацию внимания. Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное воздействие на такие психические функции, как память, внимание и мышление, на способность личности к регуляции своего психоэмоционального состояния и предотвращение развития стресса; способствуют решению проблемы гармоничного развития физического и интеллектуального потенциала студенческой молодежи.
уровень эмоциональной тревожности
внимание
виды памяти
психологические особенности личности
познавательные психические процессы
спортсмены
лица
не занимающиеся спортом
1. Андреев А.Н. Оптимизация педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного ВУЗа: дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь. – СГУ – 2005.
2. Белова, Е.Л. Индивидуально-типологические особенности психофизиологической адаптации у спортсменов: автореф. дисс...д-ра биол. наук: 03.00.13. – Ярославль, 2005. –21 с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – Тверь, 2001. – № 4. – 124 с.
4. Бочкова Л.М. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности будущего учителя на факультете физической культуры (монография). – Кострома: КГУ, 2006. – 111 с.
5. Вдовина О.С. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей студентов, занимающихся различными видами спорта [Текст] / О.С. Вдовина // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 584-587.
6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: ФиС, 1990. – 320 с.
7. Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 240 с.
8. Гиссен Л.Д., Мирошников М.П., Мухина С.И. Психический стресс в спорте. – М., 1980. – 340 с.
9. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2010. – 288 с.
10. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия. 2009.
11. Гордон С.М., Ильин А.Б. Сравнение показателей личности спортсменов и не занимающихся спортом //Спортивный психолог. – 2 (8). HYPERLINK «http://bmsi.ru/issue/b6ae57ca-3812-4fc3-a135-0629bce7a53b»–HYPERLINK «http://bmsi.ru/issue/b6ae57ca-3812-4fc3-a135-0629bce7a53b» 2006. – 01 мая 2006. – С. 59-64.
12. Дыхан Л.Б. Теория и практика охраны здоровья школьников / Л.Б. Дыхан. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 412 c. – (Бибилиотека учителя).
13. Ильин Е.П. Психология спорта Серия «Мастера психологии» «Текст предоставлен правообладателем» Психология спорта: – СПб.: Питер, 2008. – URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=181649.
14. Кардялис К., Александравичюте Б. Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 1. – С. 71-78.
15. Михайлова Л.А. Нормативы показателей кардиореспираторной системы у здоровых лиц юношеского возраста г. Красноярска / Л.А. Михайлова, Е.А. Мальцева // Методические рекомендации – 2009. – С.15
16. Москаленко Н.В., Ковтун А.А. // Медицина. Спорт. «Влияние физической культуры и спорта на психофизиологическое состояние студента». – 2012. – C. 5-6.
17. Прасолова О.В. Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных систем школьников: Дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02 – Ставрополь, 2005. – 134 c.
18. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович. – СПб.: Речь. – 2004. – 256 c.
19. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960. – 200 с.
20. Тарасова О.С., Боровик А.С., Кузнецов С.К., Попов Д.Б., Орлов О.И., Виноградова О.Л. // Физиология человека – 2013. – Т. 39. № 2. – С. 70-78.
21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
22. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
23. Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М., 2006. – 160 с.

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности – целями, и способами их достижения. В достижение результатов в физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности одним из важнейших компонентов структуры потенциальной ценности личности спортсмена приобретают психофизиологические качества и эмоциональная сфера. Спорт и физическая культура в целом – средства формирования личностных особенностей занимающихся. Они помогают сосредоточиться на достижение поставленных целей, формируют потребность в здоровом образе жизни, повышают работоспособность.

Новая стратегия в образовании, направленная на здоровье и развитие личности, включает разработку комплекса мер, обеспечивающих усвоение знаний и приемов, укрепляющих здоровье различных возрастных групп населения, осуществляющих воспитание у них ответственного отношения к окружающей среде и человеку, постоянный контроль за состоянием физического и психического здоровья организма, реализующих учебные курсы по валеологическому и экологическому воспитанию и образованию, а также программы физического воспитания и восстановления здоровья, формирования индивидуального стиля здорового образа жизни. Элементами воспитательного и образовательного характера системы формирования индивидуального стиля здорового образа жизни являются: физическое воспитание, экологическое воспитание и образование, основы безопасной жизнедеятельности, валеологическое воспитание и образование [4].

Рассмотрим теоретические положения этой системы. На наш взгляд, прямой путь к здоровью должен начинаться с диагностики здоровья, его количества и качества, что, во-первых, способствует выявлению структуры здоровья различных групп людей, а во-вторых, делает реальной диспансеризацию, которой должны подвергаться лишь люди с подозрением на наличие патологии. Для осуществления прямого пути нужны соответствующие средства, а также стратегия и тактика их практического использования. Теория индивидуального стиля здорового образа жизни включает в себя классификацию факторов здоровья по А.Г. Апанасенко: 1) воспроизводство здоровья (состояние генофонда, репродуктивной функции родителей, условия протекания беременности и состояние родовспомогательной службы, наличие правовых актов, охраняющих генофонд); 2) условия формирования здоровья (образ жизни, уровень производства и производительности труда, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей, общеобразовательный уровень, особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды); 3) потребление здоровья (социальная активность индивидуума, его функциональные резервы); 4) восстановление здоровья (рекреация, лечение, реабилитация) [12].

В соответствии с вышерассмотренными принципами формирования и сохранения здоровья необходимо на «входе» студента в ВУЗ рассматривать два уровня, отражающих индивидуально-типологические особенности учащейся молодежи – «личность» (социально-педагогические показатели, отражающие сознания индивида – черты характера, мотивацию, ценностные ориентации, самооценку, опыт, культуру, способность личности выбирать профессию с использованием образов-регуляторов, социологические характеристики; параметры, отражающие психологические особенности личности – память, внимание, уровень нейротизма и тревожности, коммуникабельность, интеллект и «организм» (показатели функционального резерва, функционального состояния, физического развития и здоровья, свойства высшей нервной деятельности (ВНД), нейродинамические характеристики, работоспособность головного мозга, уровень функциональной подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов). На «выходе» важно определить уровень психосоматического здоровья через энергетические резервы организма будущего выпускника.

При этом необходимо учитывать основные принципы формирования индивидуального стиля здорового образа жизни: системность – система формирования здорового образа жизни – целостный объект; единство и синхронизация общего и валеоэкологического образования и физического воспитания; гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности; повторяемость моделей и образов по горизонтали (обеспечивается синхронным преподаванием различных предметов) и по вертикали (наращивание детализации моделей по этапам обучения); связь полученных знаний с усвоением навыков и приемов; непрерывность взаимодействия обучаемого с познаваемым объектом [1].

Здоровый образа жизни можно сформировать средствами физической культуры и спорта. Основным специфическим средством физической культуры являются физические упражнения [21], которые влияют на психо-соматическое здоровье индивидуума.

При этом личностные особенности занимающихся студентов различными видами деятельности и видами спорта обусловлены спецификой деятельности. Выявление таких особенностей позволяет сложить определенный психологический профиль категорий спортсменов и учитывать его при отборе в тот или иной вид спорта. Более того, особенности мотивационной сферы спортсменов также определяются особенностями личности [2, 11, 14, 15, 16]. Физическая нагрузка служит мощным адаптогенным фактором, который запускает целый ряд регуляторных механизмов в системах вегетативного обеспечения работы организма, и психики человека [20]. Когда физическая подготовка спортсменов находится на максимальном уровне, решающим фактором для достижения высоких спортивных результатов становится психологическая готовность [18].

Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые предъявляются индивиду в учебном, тренировочном процессе и имеет многокомпонентную структуру. В число компонентов психологической готовности входит интеллектуальный компонент, обеспечивающий понимание своего вида спорта. Личностные качества интеллектуального компонента способствуют овладению техникой и тактикой избранной спортивной деятельности. Модельными характеристиками компонента являются: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.

В физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на определенном этапе учебного или тренировочного процесса память несет свою смысловую нагрузку. На этапе ознакомления с новым тактическим действием, различными комбинациями элементами ведущую роль приобретают зрительная память в сочетании со слуховой и словесно-логической. На этапе разучивания – двигательная, тактильная, вестибулярная, позволяющая правильно воспроизвести разучиваемое упражнение. Особое место отводится эмоциональной памяти, фиксирующую эмоциональные переживания. Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения [9]. Следующим психофизиологическом качеством выступает зрительная память, являясь одним из показателей для оценки свойств психических и процессов, т.е. связан с процессом учебной деятельности.

Для объективной оценки степени напряжения организма и его адаптационных резервов можно использовать следующие маркеры адаптации: эмоциональное возбуждение, изменение направленности сознания, внимание, память, уровень тревожности [13, 17].

Исследование устойчивости и надежности деятельности спортсмена в разнообразных условиях, с которыми приходится сталкиваться, включая изучение индивидуальных путей реагирования спортсмена на психическое напряжение. Особенности адаптации к большим физическим нагрузкам и социальным условиям выступают наиболее ярко при возникновении особо сложных, особо напряженных и неожиданно появляющихся новых условий. Понимание причин и следствия функциональных изменений в связи с процессом адаптации сейчас немыслимо без исследований закономерностей психологического стресса, характеризующегося приспособительным напряжением всех систем организма [3].

Современное развитие спортивной деятельности характеризуется максимальным напряжением участвующих в этой деятельности систем и процессов организма спортсменов [22].

Сущностью ответственного соревнования особенно при участии в нем равных по силам конкурентов, а значит, – и сущностью всей подготовки к участию спортсмена в таком соревновании, является достижение верхнего предела индивидуальной нормы напряжения. Но необходимо учитывать, что границы нормы неопределенны, способы оценки границ нормы пока несовершенны, напряжение волевых качеств спортсмена приводит к тому, что игнорируются сигналы, предупреждающие о приближении к пределу. Условия деятельности спортсменов в настоящее время включают необходимость пока еще интуитивного балансирования на грани между оптимальным состоянием функции и начальной степенью ее расстройств [19].

Организм спортсмена стремится сохранить постоянство (гомеостазис) совей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем [8]. Когда возникают новые условия, происходит через цепь различных преобразований перестройка, направленная на восстановление прежнего равновесия. Новые условия существования могут определяться не одними только физическими раздражителями, но и психологическими причинами, в частности – особенностями мотивации. Создавая через экспериментальную ситуацию различные эмоциональные состояния успеха или неуспеха ведет к образованию напряженности и влияет на все последующее поведение спортсмена [6].

По шкале тревоги Спилбергера существует тревожность ситуативная и как эмоциональная сторона состояния бывает полезной, стимулируя спортивную деятельность и являющаяся личностной отражающей особенность индивида. Если состояние ситуативной тревожности затягивается и происходит рассогласование с требованиями, с результатами спортивных достижений, предъявляемых к учащемуся, сопровождаясь при этом негативным подкреплением, то она перерастает в устойчивую, что влечет за собой торможение соответствующей формы деятельности или ее нарушение.

Длительный стресс психоэмоциональной сферы активизирует регуляторные механизмы, которые мобилизуют адаптационные возможности организма, происходит чрезмерная стимуляция одних защитных подсистем организма и подавление активности других. Эмоциональная реакция, проявляющаяся в форме нейро-вегетативно-эндокринных изменений, является связующим звеном между двух сфер: психологической и соматической и при продолжительном психоэмоциональном напряжении имеет тенденцию к соматизации.

Давая комплексную оценку состояния здоровья лиц, подверженных воздействию факторов окружающей среды, следует особое внимание уделять уровню психологической адаптации, поскольку снижение последней приводит к нарушению эмоциональной, волевой и интеллектуальной регуляции, а затем в целом к срывам нервной деятельности при условии психического и физического напряжения.

Для объективной оценки степени напряжения организма и его адаптационных резервов можно использовать маркеры адаптации: тест максимального потребления кислорода (МПК/кг), индивидуальной минуты (ИМ), частота сердечных сокращений, величина артериального давления и адаптационного потенциала (АП), уровень тревожности, невротизации и психопатизации [17].

Цель. Исследование влияния физической культуры и спорта на личностные особенности студентов (уровень эмоциональной тревожности память, внимание) и проведение их сравнительного анализа у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.

Работа выполнена на кафедре физиологии Карагандинского Государственного Медицинского Университета, базы спортивной футбольной школы «Тулпар», колледжа «ЦКУ МГТИ-ЛИНГВА», на факультете физической культуры Костромского Государственного Университета в течение 2010-2014 годов.

В исследовании приняли участие 105 студентов. Из них 70 – студенты-спортсмены, возраст 17-20 лет, занимающиеся различными видами спорта и контрольная группа – не занимающиеся активно физической культурой и спортом (45 человек).

Материалы и методы исследования

Методы исследования включали в себя:

1. Методики «Зрительная память», «Слуховая память» и «Моторно-слуховая память».

2. Метод определения уровня тревожности Дж. Тейлора, состоящий из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». При исследовании были использованы методики в адаптации Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе. Анализ результатов осуществлялся по следующей шкале: 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25 – 40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15 – 25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5 – 15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню; 0 – 5 баллов – о низком уровне тревоги.

3. Уровень и динамику умственной работоспособности, сопротивляемость организма утомлению определяли с помощью методики дозирования работы во времени (1 мин) по буквенным корректурным таблицам В.Я. Анфимова. Результаты пробы оценивались по количеству ошибок (пропущенных, неправильно отмеченных букв); по количеству просмотренных и найденных букв. Оценку результатов проводили по показателю интенсивности внимания (ИВ), который представлял собой выраженное в % отношение количество просмотренных букв (КБ) к их общему числу (КИ) – общее число – 1200.

4. Полученные данные исследования обрабатывали общепринятыми методами с определением математического ожидания, среднеквадратического отклонения, ошибки средней и достоверности различия (по Стьюденту). Достоверными считались сдвиги при р <0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Регулярные занятия физкультурой и спортом ведут к различным психо-соматическим ответным реакциям индивидуума, которые зависят от вида спортивной деятельности, спортивного стажа, состояния здоровья, возраста, мотивации занимающихся и эмоционального статуса.

В ходе исследования нами отмечено благоприятное воздействие физических упражнений на различные виды памяти студентов. Нами было выявлено, что уровень слуховой памяти превосходил аналогичный показатель у не-спортсменов на 2 %; зрительной – на 4,1 % и моторно-слуховой – на 6,2 % (при р <0,05). Улучшение показателей памяти происходит за счет формирования новых условно рефлекторных связей, при которых образуются новые нервные пути, способствующие стимуляция деятельности соответствующих отделов центральной нервной системы и нормализация функциональной активности мозга, что приводит к быстрому пониманию и решению двигательных задач.

Умственная работоспособность (способность выполнения определенной интеллектуальной нагрузки на заданном уровне сложности в течение определенного времени) является одним из показателей, характеризующим напряженность процессов адаптации у студентов. Корректурные тесты по таблице Анфимова позволили оценить показатели, характеризующие умственную работоспособность и показать существенные различия между исследуемыми группами. У спортсменов отмечалась динамика таких показателей, как количество просмотренных, найденных знаков и индекса внимания, что свидетельствует о лучшей их умственной работоспособности. За период наблюдения у студентов, не занимающихся активно спортом, отмечалось снижение количества просмотренных знаков с 412,2 ± 19,2 до 369,2 ± 17,3, в то время как у спортсменов отмечался постоянный рост данного показателя с 443,54 ± 24,5, до 523,15 ± 19,45 знаков (p<0.05). У студентов-спортсменов отмечалась тенденция совершать меньшее количество ошибок, что свидетельствовало о лучшей концентрации внимания и памяти, поскольку эти параметры совершенствуются в тренировочном процессе. Следовательно, процесс адаптации со стороны умственной работоспособности наиболее оптимально протекал у спортсменов.

Опираясь на исследования большинства авторов, рассматривающих связь здоровья человека с личностными особенностями, в качестве одного из главных факторов риска выделяют тревожность. Для тревожного человека характерен когнитивный стиль, сопровождающийся заниженной оценкой собственных сил и преувеличением трудностей (тревожная диада по А. Бекку). Кроме того, высокая тревожность обуславливает снижение уровня притязаний личности, самооценки, решительности, уверенности в себе, выступая фактором риска для психологического здоровья [12].

По полученным показателям уровня тревожности спортсменов, принимавших участие в исследовании можно распределить по трем группам: I – спортсмены с низким уровнем тревожности 0-5 баллов и спортсмены со среднем уровнем тревожности (с тенденцией к низкому) 5-15 баллов; II – спортсмены со среднем уровнем тревожности (с тенденцией к высокому) 15-22 балла; III – спортсмены с высоким уровнем тревожности 22 балла и выше. По полученным показателям у 40 % спортсменов выявлен уровень тревожности с тенденцией к низкому, у 53 % – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, у 8 % – высокий уровень тревожности. Более высокий уровень тревожности имели менее квалифицированные спортсмены и спортсмены, выступающие в единоличных видах спорта. Низкий уровень тревожности имели спортсмены, выступающие в команде. Таким образом, эти показатели зависели как от специфики вида спорта, так и от личной квалификации спортсмена.

При сравнительном анализе личностных особенностей у студентов-спортсменов и студентов контрольной группы было выявлено следующее. Спортсмены были более общительны и менее тревожны, что является следствием богатого опыта налаживания взаимодействия с партнером для достижения цели. В силу специфики спортивной деятельности, спортсмены в большей степени склонны к риску, стремятся к самоутверждению, уверены в себе и менее зависимы от оценок окружающих, чем лица, не занимающиеся спортом. Спортсмены менее чувствительны к болевым раздражителям, чем не спортсмены, у которых порог раздражения ниже, что провоцирует нервную напряженность и дискомфорт у последних. Спортсмены более спокойны и уверены в себе, чем лица, не занимающиеся спортом.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о позитивном влиянии регулярных занятий физической культурой и спортом на личностные особенности студентов-спортсменов и на основные познавательные психические процессы (внимание, память и мышление). За период наблюдения у них было отмечено увеличение количества просмотренных знаков при тенденции совершать меньшее количество ошибок, увеличение показателей умственной работоспособности. Установлено, что показатели памяти и внимания у студентов-спортсменов достоверно превосходили аналогичные показатели студентов контрольной группы. Регулярные занятия физической культурой способствуют решению проблемы гармоничного развития физического и интеллектуального потенциала студенческой молодежи.


Библиографическая ссылка

Миндубаева Ф.А., Харисова Н.М., Комкина Е.Г., Смирнова Л.М., Смирнов И.Н. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 244-248;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9777 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074