Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ШКОЛ И ВУЗОВ

Мадалиева С.Х. 1 Ерназарова С.Т. 1 Кудайбергенова А.Ж. 1 Белявская В.И. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профилактики соматических заболеваний. Был проведен комплексный анализ влияния эмоционального выгорания и уровня самооценки на развитие таких заболеваний, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, желчнокаменная болезнь и многих других. Влияние данных факторов в формировании соматических болезней рассматривалось на примере преподавателей школ и вузов. Данная категория была выбрана не случайно. Большое эмоциональное напряжение, коммуникативные перегрузки, социальная незащищенность и низкий статус профессии учителя в массовом восприятии наиболее ярко демонстрируют проявление синдрома эмоционального выгорания и негативной самооценки. Результаты данного исследования должны послужить основой скрининговых и профилактических программ, направленных на предупреждение развития соматических заболеваний.
эмоциональное выгорание
негативная самооценка
соматические заболевания
преподаватели школ и вузов
профилактика
1. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Воробьева Марина Анатольевна. – Екатеринбург, 2008. – 231 с.
2. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: Монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 330 с.
Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.
3. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Психологический портрет учителя (тест) / З. Резапкина, Г. Резапкина // ПС. Школьный психолог. – 2006. – №6. – С. 38-41.
6.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.
7. Шепелева Н.А. Синдром эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / Н.А. Шепелева. – 2010. –Режим доступа к статье: http://www.openclass.ru/wiki-pages/106170.

На сегодняшний день проводится достаточно работ по изучению влияния синдрома эмоционального выгорания на работу преподавателей, связи между самооценкой и трудоспособностью учителей, но крайне мало уделяется внимания совместной роли данных факторов в формировании соматических заболеваний преподавателей школ и вузов [7].

Соматические заболевания, вызванные внешними воздействиями или внутренними нарушениями внутренних органов или систем, по данным ВОЗ, в 38-42 % случаях связаны с психологическими факторами, с психосоматикой [6]. К таким заболеваниям относятся артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, гастрит, хронический пиелонефрит и многие другие [3].

Снизить процент заболеваемости соматическими расстройствами среди преподавателей способно ранее выявление причинных психологических факторов. Среди самых часто встречающихся причин деформации профессиональной деятельности педагогов выявляют синдром эмоционального выгорания и низкую самооценку.[2] Это связано, как правило, с большим эмоциональным напряжением, коммуникативными перегрузками, социальной незащищенностью и низким статусом профессии в массовом восприятии. Профессиональное выгорание ─ это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них [1].

Таким образом, для своевременной профилактики соматических заболеваний у преподавателей школ и вузов очень важно выявить роль эмоционального выгорания и уровня самооценки в развитии данной группы заболеваний.

Задачи:

1. Провести литературный обзор отечественных и зарубежных авторов по данной теме.

2. Осуществить подбор методик по определению эмоционального выгорания, уровня самооценки и наличия соматических расстройств.

3. Анкетирование преподавателей школ и вузов.

4. Интерпретация и анализ полученных данных.

5. Выявление группы преподавателей, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию, низкой самооценке и соматическим заболеваниям.

Объект исследования: преподаватели школы и вуза ( 15 преподавателей начальной школы, 15 преподавателей среднего звена, 15 преподавателей старшего звена, 15 преподавателей медицинского вуза –итого 60 человек)

Предмет исследования: уровень эмоционального выгорания, самооценки и соматических заболеваний.

Материалы и методы исследования

1. Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Согласно этому опроснику синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

2. Деперсонализация (цинизм)проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [4].

2. Опросник «Самооценка» Г.В. и З.В. Резапкина.

Самооценка, или самовосприятие – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой. Методика позволяет выявить позитивную, неустойчивую и негативную самооценку [5].

3. Устное анкетирование преподавателей на предмет наличия соматических заболеваний.

Результаты исследования и их обсуждение

1) Профессиональное (эмоциональное) выгорание среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 1).

mada1.tiff

Рис. 1

Среди преподавателей школ и вузов самые высокие показатели эмоционального выгорания оказались у учителей начальной школы: среди 15 учителей начальной школы у 13 человек присутствовал синдром эмоционального выгорания, что составляет 86,6 %, в том числе высокий уровень и очень высокий уровень эмоционального выгорания показали 7 человек (46,6 %). У преподаватели среднего и старшего звена выявлены средние показатели –синдром эмоционального выгорания выявлен у 10 и у 9 человек соответственно (66,6 % и 60 %). Самый низкий уровень эмоционального выгорания показали преподаватели вуза –из 15 учителей только у 5 человек выявлено эмоциональное выгорание (33,3 %), при том только с низким или средним уровнем эмоционального выгорания.

Это объясняется различиями в работе с определенной возрастной категорией, эмоционально-мотивационной сфере и условиями профессионального труда. Преподаватели начальных классов более уязвимы в эмоциональном плане, так как они работают с самым ответственным и трудным контингентом – детьми только что вышедшими из под круглосуточной опеки родителей и начинающими строить отношения с социумом.

2) Уровни самооценки среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 2).

Среди преподавателей школ и вузов высокий показатель негативной самооценки был выявлен у преподавателей начальной школы: 7 человек из 15 (46,6 %) и самый низкий показатель позитивной самооценки – 3 человека (20 %). В сравнении с преподавателями вуза, которые показали высокий уровень позитивной самооценки -9 человек (60 %), средний уровень неустойчивой самооценки – 6 человек (40 %) и отсутствие негативной самооценки.

Это объясняется тем, что социальный престиж преподавателя вуза выше чем учителя начальной школы, и более высокой обратной связью у студентов вуза, нацеленных на получение желаемой профессии в сравнении со слабо мотивированными к учебе учениками младших классов.

3) Соматические заболевания среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 3).

mada2.tiff

Рис. 2

mada3.tiff

Рис. 3

Среди преподавателей школ и вузов самый высокий показатель заболеваемости был выявлен у учителей начальных классов – 11 человек (73,3 %), среди которых 7 человек имеют одно соматическое заболевание (46,6 %), а 4 – несколько (26,6 %). По сравнению с учителями школы показатель заболеваемости преподавателей вузов ниже – 7 человек (46,6 %), хотя сам по себе уровень заболеваемости преподавателей вуза достаточно высок.

4) Структура соматических заболеваний среди учителей начальной школы, среднего, старшего звена и преподавателей вуза (рис. 4).

mada4.tiff

Рис. 4

Среди преподавателей школ и вузов самыми распространенными заболеваниями оказались такие заболевания, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и желчнокаменная болезнь. При том, чаще АГ, ИБС и Ж-К Б проявляется у учителей начальной школы – АГ у 7 человек (46,6 %), ИБС у 5 человек (33,3 %), Ж-К Б у 4 человек (26,6 %) по сравнению с показателями преподавателей вузов – АГ – 20 %, ИБС – 13,3 %, Ж-К Б-6,6 %.

5) Зависимость эмоционального выгорания, негативной самооценки и развития соматических заболеваний.

mada5.tiff

Рис. 5

Данная диаграмма на примере учителей начального звена показывает прямую связь между высоким уровнем негативной самооценки, высоким уровнем эмоционального выгорания и высоким уровнем заболеваемости.

Заключение

Каждый врач знает, что предупредить соматическую болезнь легче, чем ее лечить. Для этого необходимо ранее выявление «группы риска» – людей с высокой негативной самооценкой и высоким уровнем эмоционального выгорания, наиболее подверженных развитию соматических заболеваний. Такой группой риска являются учителя младшего звена. Это связано в первую очередь с меньшей устойчивостью учителей начальной школы к стрессогенным факторам, как например эмоциональное выгорание и негативная самооценка, более низкой заработной платой, вынуждающей брать работу на целый день, заниматься репетиторством или совмещать с другой работой, меньше уделяя времени предупреждению заболеваний и введению здорового образа жизни.

Результаты данного исследования должны послужить основой скрининговой программы, включающей ранее выявление признаков эмоционального выгорания и негативной самооценки, направленной на предупреждение соматических заболеваний и увеличению мероприятий, связанных со снижение эмоционального выгоранием и негативной самооценки у учителей младших классов.


Библиографическая ссылка

Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Кудайбергенова А.Ж., Белявская В.И. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ШКОЛ И ВУЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 318-322;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9795 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252