Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯ «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Шефер Н.И. 1 Кирпичёва О.А. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет»
Статья посвящена особенностям формирования у младших школьников понятия «прямая речь» на уроках русского языка. Описаны этапы данной работы: I этап – анализ материала в целях выделения существенных признаков понятия. II этап – обобщение признаков данного языкового понятия, установление связей между ними (установление внутрипонятийных связей), введение термина. III этап – уяснение и усвоение определения понятия, более подробное изучение сущности признаков и связей между ними. IV этап – уточнение и закрепление данного языкового понятия на новом материале, а именно выполнение упражнений, направленных на применение полученных знаний на практике. Авторами предложены задания, которые способствуют усвоению детьми понятия «прямая речь», развитию мышления, обогащению словарного запаса, повышению речевой культуры, активизации творческой деятельности учащихся.
речь
прямая речь
младший школьник
русский язык
1. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды: Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 23-35.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по специальности «Русский язык и литературное чтение». – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 146-172.
3. Дунаев А.И., В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк. Русский язык и культура речи: Учебник – СПб.: САГА-М.: ФОРУМ, 2006. – С. 138.
4. Жесткова Е.А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12 – С. 85-88.
5. Жесткова Е.А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югра: Нижневартовский государственный университет, 2014. – С. 43-45.
6. Жесткова Е.А. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития образовательных учреждений / А.В. Евсеева, Е.А. Жесткова // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2014. Т. 2014. – С. 141.
7. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах – М.: Академия, 2007. – С. 59.
8. Золотова Г.А. О характере нормы в синтаксисе // Синтаксис и норма. – М., 1974. – С. 75.
9. Кирюхина О.П. Ошибки нашей речи // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 92-107.
10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2007. – C. 45.

Речь – это один из главных показателей культуры человека, развитости его интеллекта и мышления. Сформированное умение владеть речью дает человеку возможность личностного развития, сказывается на управлении мыслью, ведь, по словам Л.Н. Толстого: «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» [4].

Обучение слову, расширение словарного запаса, развитие связной речи – всё это оказывает огромное влияние на самореализацию личности в процессе общения.

Вследствие вышесказанного на первый план в работе современных школ по ФГОС выступают такие задачи, как

• формирование и совершенствование речи;

• развитие мышления, воображения детей, интуиции и «чувства языка», способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

• воспитание позитивного, эмоционального, ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

• формирование познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Б.Н. Головин посвятил много трудов культуре речи, выделив её критерии. Автор считает, что правильность речи всего лишь низшая, первая ступень овладения литературным языком. Подлинную же высоту речевой культуры, ученый определяет разнообразием способов выражения одной мысли, находящихся в распоряжении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно речевой задаче, коммуникативной ситуации; то есть говорящий, сохраняя смысл фразы, должен всевозможными путями, средствами донести её суть до оппонентов любого возраста, разного уровня образованности и т.д. в различных жизненных ситуациях [2, с.146].

Нельзя не согласиться со словами В.В. Виноградова, который писал, что «знание, чутьё и чувствование родного языка; развитие культуры письменной и разговорной речи; способность целесообразно применять его богатые выразительные средства;умение искусно использовать его стилистическое многообразие есть фундамент, самая надёжная опора, самое лучшее подспорье и самые верные рекомендации для каждого ребёнка в его общественной жизни и творческой деятельности» [1, с.23].

Именно в младшем школьном возрасте начинается ознакомление, изучение, освоение детьми устной и письменной речи, приобщение их к нормам литературного языка. Педагог помогает учащимся осмыслить и осознать требования к выразительной, правильной, связной речи; учит детей младшего школьного возраста при формулировке мыслей, создании словосочетаний, предложений, текстов следить за верностью, точностью, разнообразием, меткостью, выразительностью языковых средств, в зависимости от коммуникативной ситуации [6, c. 92].

Одним из видов речи, изучаемым в начальной школе, является прямая речь, которая относится к так называемой «чужой речи» – высказывания других лиц, включенные в авторское изложение.

С точки зрения лексикологии, прямая речь, как правило, – это дословная передача чужого высказывания.

С точки зрения синтаксиса, прямая речь – это самостоятельные предложения (или одно предложение), связанные с авторскими словами по смыслу и интонационно [5].

Процесс формирования прямой речи у младших школьников как языкового понятия условно можно разделить на четыре этапа:

I этап – анализ материала в целях выделения существенных признаков понятия. То есть происходит уход от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для этого языкового явления. Осуществляется овладение учащимися следующими умственными операциями: абстрагирование и анализ.

II этап – обобщение признаков данного языкового понятия, установление связей между ними (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Происходит овладение учащимися таких операций, как сравнение и синтезирование.

III этап – уяснение и усвоение определения понятия, более подробное изучение сущности признаков и связей между ними.

IV этап – уточнение и закрепление данного языкового понятия на новом материале, а именно выполнение упражнений, направленных на применение полученных знаний на практике. Обнаружение и усвоение связей данного понятия с ранее изученными (установление межпонятийных связей) [3, с. 138].

Рассмотрим более подробно данную этапность.

I этап. Как отмечалось выше, работа над понятием начинается с аналитической обработки языкового материала и обнаружения типичных для изучаемого понятия признаков. Причём психологические исследования и разработки в области методики русского языка показывают, что результативность аналитической деятельности школьников возрастёт, если учащиеся сами будут подбирать, составлять или придумывать исходный языковой материал, а затем выполнять под руководством педагога задания по этому материалу. Высокий результат такого подхода обусловлен тем, что сам характер заданий требует от детей активного использования признаков понятия и нацеливает школьников на понимание роли изучаемого явления в речи [6].

Так, чтобы «замотивировать» младших школьников в начале урока, преподаватель предлагает детям объяснить высказывание: «Язык – это средство общения». Далее ребят просят ответить на следующие вопросы: «Для чего нам уроки русского языка?», «Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?»

После разнообразных ответов учащихся, им даётся задание угадать слово:

1. Деловой или задушевный разговор.

2. Обмен людьми своими мнениями.

Дети самостоятельно или с помощью учителя отгадывают слово – беседа. Далее проводится словарная работа по усвоению данного слова, а после дети подводятся с помощью наводящих вопросов учителя к теме урока. Вопросы могут быть следующие:

• Только ли устную речь можно назвать беседой?

• В каком случае письменную речь можно назвать беседой?

• О чем пойдет речь на уроке? И другие.

Вслед за этим учащиеся читают следующий диалог, определив действующих лиц (автор, Незнайка, Айболит):

Пришел Незнайка на прием к доктору Айболиту. Жалуется Незнайка: «У меня животик болит».Спрашивает Айболит:»А что ты ел сегодня?». «Колбасу, конфеты, шоколад, морковь, пирожное, мороженое!»– отвечает Незнайка.

Педагог интересуется у школьников: «Как вы думаете, что ответил на это доктор?»

Дети составляют предложения, начина их так: Доктор Айболит советует Незнайке: «…» или «…», – посоветовал доктор Айболит.

Также учитель может предложить послушать детям два предложения, после чего спросить, чем они различаются:

1) Я услышала, как дедушка сказал кому-то, что обманывать друзей плохо.

2) Я услышала, как дедушка сказал кому-то: «Обманывать друзей плохо».

Ответы детей могут быть различны:

– Второе предложение точнее передает слова дедушки.

– Автор во втором предложении говорит вместо дедушки, дословно, прямо точь-в-точь, без изменения. Речь дедушки напрямую передает автор, говорящий вместо него.

– А в первом предложении только речь автора.

Поле чего педагогу следует обратить, направить внимание детей на оформление предложения с прямой речью на письме: двоеточие, кавычки, заглавная буква.

Далее можно предложить детям составить предложения по просмотренному недавно фильму, по материалу экскурсии, по прочитанной сказке, по иллюстрации.

Например, на уроке литературного чтения учащиеся изучали сказку «Иван – царевич и серый волк», тогда преподавателю логично задать следующие вопросы:

• Назовите героев сказки? (царь Берендей, Иван-царевич, братья-царевичи, серый волк и другие)

• Вспомните, о чём царь Берендей вёл беседу с сыновьями?

• Давайте попробуем разыграть данный отрывок сказки?!

Далее учащиеся записывают с комментированием несколько предложений по указанию учителя:

Слышит Иван, как его старший брат говорит батюшке: «Сегодня я пойду стеречь сад». Сказано – сделано.

Утром Иван-царевич различает чуть – слышные голоса батюшки и брата. Слышит, как царь Берендей спрашивает: «Ну – ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?», а брат отвечает: «Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал».

При этом учитель обращает внимание детей на запись прямой речи.

Это и будет первоначальной фиксацией внимания учащихся на прямой речи в целях раскрытия её функции в речи в целом.

Таким образом, на уроке создается благоприятная речевая ситуация, побуждающая учащихся к употреблению, проговариванию прямой речи и фиксации на ней внимания.

II этап. На данном этапе уместны такие задания:

1. Прочитайте предложение (слайд, карточки, доска, учебник):

• «Язык есть вековой труд целого поколения», – сказал Иван Владимирович Даль.

• «Анечка, постой немного, – кричит её Люба в окошко, – через минуту выйду».

• Александр Иванович Куприн в своих трудах писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Далее учитель предлагает назвать детям сначала прямую речь, а затем слова автора.

После чего педагог призывает детей попробовать своими словами объяснить, что такое прямая речь, а затем проверить себя по учебнику, плакату, доске, слайду и т.д. Определение термина «Прямая речь» может быть таким:

– чья-либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге

– это слова, переданные от имени говорящего.

Потом может следовать небольшой рассказ педагога о прямой речи.

Прямая речь характеризуется следующими признаками: точно воспроизводит чужое высказывание; сопровождается авторскими словами. Назначение авторских слов – установление самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит. Авторские слова могут также пояснять, при каких условиях была произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку и т.д.

В предложениях с прямой речью обязательно есть две части: прямая речь, то есть дословное высказывание какого – либо лица; слова автора, которые вводят эту прямую речь.

2. Затем ребятам предлагается рассказать все о прямой речи, то есть обобщить выявленные и приобретённые знания. Здесь учитель может помочь учащимся, предложив им такой план:

1) Что такое «прямая речь»?

2) Зачем она нужна?

3) Где часто встречается «прямая речь»?

4) Из каких двух частей состоит «Прямая речь»?

5) Как она выделяется в предложении?

3. Далее учитель предлагает учащимся прочитать, что сказано о прямой речи в учебнике, посмотреть на какие пункты плана дан ответ в определении учебника, прочитать пункт плана и ответ на него.

III этап. На этом этапе уместно продолжить изучение правил постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Учитель предлагает:

– Ребята, обратите внимание, что слова автора могут стоять после прямой речи, перед ней, а могут и разрывать её.

Если слова автора стоят перед прямой речью и предложение ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с большой буквы [7, c. 45].

А: «П».Бабушка сказала: «Через час подъедем к Арзамасу».

А: «П?» Бабушка спросила: «Сколько до Арзамаса осталось?»

А: «П!» Бабушка радостно воскликнула: «Через час будем в Арзамасе!»

Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с большой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая [7, c. 45].

«П», – а. «Через час подъедем к Арзамасу», – сказала бабушка.

«П?»-а. «Скоро ли Арзамас?» – то и дело спрашивали пассажиры.

«П!» -а. «Ура! Салют!» – громко и радостно воскликнул Артём.

Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слава автора с обеих сторон выделяются тире[7, c. 45].

«П, – а,-П». « Скоро приедем,- сказал папа, – Пора одеваться»/

«П, – а, – п». «Будьте добры, помогите, – попросила мама, – спустить чемодан с поезда».

«П! -а. -П!» «Подъезжаем! – кричал Петька во все горло. – Арзамас!»

Учитель предлагает ребятам записать схемы и придумать к ним свои примеры.

Таким образом, происходит осознание понятия «Прямая речь», уточнение признаков данного понятия.

IV этап. На четвёртом этапе можно предложить такое упражнение:

Дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись.

• Сегодня диктант по русскому языку…

• Мне учеба дается легко…

• …Аркадий Петрович, ну, пожалуйста, простите.

• Теперь ты относишься ко мне по-другому…

• …А ты ко мне придёшь сегодня?

Слова для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, буркнуть, вскрикнуть, гаркнуть.

Учителю уместно задать вопросы:

• Какое слово указывает на прямую речь?

• Какие ещё слова помогают распознать прямую речь?

Младшим школьникам, в данном упражнении необходимо: составить предложения, расставить знаки препинания, ответить на вопросы учителя.

В приведенных фрагментах урока в краткой форме нашли отражение все этапы процесса ознакомления с понятием:

1) анализ языкового материала и выделение признаков понятия,

2) их обобщение,

3) формулировка определения понятия,

4) сопоставление с аналогичными понятиями и включение знаний в речевую практику.

Однако учащиеся на первом уроке только знакомятся с понятием «прямая речь», ведь для усвоения необходима система упражнений, которые выполняются в течение всех уроков, предусмотренных программой на изучение темы. В процессе изучения темы понятие «прямая речь» углубляется и расширяется для учащихся, поскольку они узнают о её новых признаках:

• Слова автора, вводящие в прямую речь, могут стоять после прямой речи, перед ней, а могут и разрывать её.

• В слова автора обычно включён глагол (сказать, ответить, спросить и др.), реже существительные (Повсюду стали слышны речи:«Пора добраться до картечи!»), иногда глаголы, обозначающие чувства говорящего и т.д. (восхититься, удивиться и т.п.).

• Если авторские слова стоят перед прямой речью, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов; если же авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный [4, c.59]

У учащихся формируются умения составлять предложения с прямой речью, правильно употреблять в устной коммуникации прямую речь, правильно оформлять её при письме.

Таким образом, при формировании языкового понятия «прямая речь» необходимо развивать у учащихся умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, что характерно для понятия как определенной языковой категории, затем учить применять полученные знания на практике, в реальных жизненных ситуациях.


Библиографическая ссылка

Шефер Н.И., Кирпичёва О.А., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯ «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 363-366;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9806 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252