Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕРЕХОД НА ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Каипова Ж.М. 1 Кудайбергенова У.Ж. 1 Менликулова А.Б. 2 Турабаева Г.К. 3 Бозшатаева Г.Т. 3 Оспанова Г.С.  3
1 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
2 Шымкентский университет
3 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
В статье приводится анализ перехода на 12-летнее общее образование и современное состояние профильного образования в Республике Казахстан. С 2003 года в столице Республики Астане в режиме эксперимента 12-летнего образования работают 8 школ, столько же школ – в Южно-Казахстанской области. Опыт перехода на 12-летнее образование и профильное обучение показан на примере школы –гимназии №8 г. Шымкента. Гимназия работает по типовому учебному плану специализированных организаций образования, утвержденным министерством МОН РК. Согласно которому введен в учебный процесс ряд интегрированных и новых учебных предметов. Также приведены данные сравнительного анализа 11-летнего и экспериментального образования: на базе 12-летнего образования у школьников осознанно формируется решение выбора профессии.
12-летнее образование
профильное обучение
интегрированные курсы
индивидуальный учебный план
1. Послание Президента Республики народу Казахстана. 11.11.2014 г.
2. Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2020 гг., Астана, 2011.
3. Концепция профильного обучения Республики Казахстан. – Астана, 2010.

Казахстан как стабильно развивающееся государство стал частью международного образовательного сообщества. Важнейшей стратегической задачей образования является сохранение лучших казахстанских образовательных традиций и в то же время, обеспечение выпускников школ и вузов международными квалификационными качествами.

В Республике Казахстан на сегодняшний день разработана нормативно-правовая база образования: Закон «Об образовании в Республике Казахстан», «Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2020 гг.», «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», Государственный общеобязательный стандарт образования РК.

Главная цель 12-летнего среднего общего образования на общенациональном уровне: подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан [1].

Переход на 12-летнее образование – это, по существу, реформа всей национальной системы образования, предполагающая «формирование и развитие высокообразованной творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества [2].

Цель исследования: изучение опыта внедрения 12-летнего образования и профильного обучения в школах РК.

В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан рассматриваются шесть уровней образования. В частности, дошкольное воспитание и обучение, направленное на полноценное формирование личности ребенка. Следующий уровень – среднее образование, целью которого является формирование личности, способной на получение глубоких знаний, профессиональных навыков. В условиях Казахстана наиболее оптимальной и экономически целесообразной структурой среднего образования является 12-летнее образование, считают разработчики концепции.

Структура 12-летнего образования предусматривает три ступени: 1) 1-4 классы; 2) 5-10 классы; 3) 11-12 классы.

В 11-12 классах становятся обязательной профильная подготовка по социально-гуманитарному, естественнонаучному и техническому направлениям. В профессиональных школах и лицеях будет осуществляться подготовка квалифицированных рабочих кадров. Для получения более высокой квалификации предусматривается дополнительный год обучения [3].

Планируется, что с 2018 года казахстанские школы перейдут на 12-летнее образование. Об этом стало известно на заседании секции «Опыт внедрения 12-летнего образования в школах города Астаны», которое проходило в школе-лицее № 54 в рамках августовского совещания педагогических работников столицы.

Тема секции «Проектирование деятельности методических служб в условиях перехода на 12-летнее образование» была посвящена подведению итогов экспериментальной работы за тринадцать лет в условиях перехода на 12-летнее обучение.

На заседании рассматривались особенности обучения учащихся старшей школы в 12-летнем образовании, основы и задачи уровневой программы повышения квалификации учителей, организационная работа координационного совета в школах при переходе на 12-летнее образование, активизация учебно-познавательной деятельности в экспериментальных классах и многие другие. В рамках секции работала выставка «Опыт внедрения 12-летнего образования в школах Астаны», демонстрировалась издательская продукция «Профильное обучение: шаг во взрослую жизнь», а также был показан фильм о системе столичного образования.

Кроме того, учащиеся 7-го класса гимназии №5 – участники пилотного проекта «Изучение предметов естественно-математического цикла на английском языке» презентовали исследовательскую работу по физике на английском языке.

С 2003 года в Астане, в режиме эксперимента 12-летнего образования, работают 8 школ (№18, №38, «Голубой парус», № 3,4,35,16,32), в эксперименте участвуют 123 ученика, преподают в экспериментальных школах 147 учителей.

В 2013 году в Шымкенте прошла республиканская конференция руководителей дошкольных организаций Казахстана «Первоочередные задачи предшкольной подготовки в условиях перехода на 12-летнее образование».

В Южно-Казахстанской области в эксперименте 12-летнего образования участвуют 8 школ, одна из них – школа-гимназия №8 им.Дулати г.Шымкента.

Школа-гимназия №8 им. Дулати, (бывшая им. В.И. Ленина) основана в 1875 году и за время своего существования прошла долгий и интересный путь развития. Первые выпускники покинули родные стены в 1923 году. Благодаря постоянному творческому поиску, стремлению к высокому качеству обучения школа получила в конце 80-х статус экспериментальной площадки по многопрофильному обучению одаренных детей, а в 1992 году школе присвоен статус гимназии.

В 2008 году гимназия стала специализированной – для обучения одаренных детей на трех языках по программе «Дарын» – и с тех пор ежегодно входит в тройку лучших в области и сотню самых престижных школ страны.

Среди ведущих преподавателей гимназии – обладатели гранта акима области, медали Ы. Алтынсарина, звания «Отличник просвещения», грамот МОН РК, победители областных конкурсов «Учитель года» и «Алтын қор», фестивалей инновационных проектов, различных республиканских, международных конкурсов.

Преподаватели выступают на областных, республиканских семинарах и конференциях, посвященных проблемам трехязычья (казахский, русский, английский).

Расширяются международные связи гимназии, в том числе с Францией, Великобританией, Кореей. Продолжается сотрудничество по обмену студентами с Международной школой Пусана из Южной Кореи, ежегодно учащиеся выигрывают гранты по программе FLEX (обмен молодыми лидерами).

В школе функционируют психолого-педагогический клуб «Родители и дети», Школьный Совет, Малая академия наук (МАН), Межэтнический клуб «Шанырак», кружки по предметам, проводятся спортивные соревнования «Папа, мама, я», турнир памяти Фаруха Шаназарова.

Учащиеся гимназии из года в год показывают лучшие результаты по Единому национальному тестированию в области. С 1999г. гимназия выпустила 69 обладателей знака «Алтын белгі», 40 выпускников – обладатели образовательного гранта Президента РК «Болашак».

Успехи гимназии были отмечены в областных и республиканских конкурсах званиями «Лучшая школа области-2008» и «Лучшая инновационная школа – 2009», а летом 2009 года как признание успешности, коллектив гимназии получил благодарственное письмо Министерства образования и науки РК.

Школа-гимназия №8 оказывает образовательные услуги по индивидуальному учебному плану финансируемому за счет бюджета. Главная задача школы-гимназии – создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Гимназия осуществляет общее образование, которое включает в себя: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; дополнительное общее образование.

В гимназии функционирует три ступени образования: I ступень – подготовительная (I–IV классы начальной школы), II ступень – гимназия (V–VII классы средней школы), III ступень – гимназия (VIII–XI классы основной школы).

В ней созданы профильные классы со II и III ступени: гуманитарно-языковые; технические (англо-математические классы); естественно-биологические (англо-химические классы); историко-правовые (англо-исторические классы).

Гимназия работает по типовому учебному плану специализированных организаций образования, утвержденным министерством МОН РК. Согласно которому в учебный процесс введены интегрированные предметы, а также ряд новых учебных предметов: «Казахстан в современном мире» – учителями истории и географии; «Естествознание» – учителями физики, химии, биологии; «Самопознание» – психологами, учителями гуманитарных предметов; «Информационные технологии и системы» – учителями информатики, технологии и черчения; «Мировая художественная культура» – учителями языка и литературы, иностранного языка; «Риторика» – учителями языка и литературы; «Дизайн и проектирование» – учителями черчения, изобразительного искусства.

Прежде чем провести эксперимент, нами были изучены и сравнены типовые программы общеобразовательных школ и школы с 12-летним обучением, проведен их сравнительный анализ. Изучение и сравнение типовых программ общеобразовательных школ показало следующие недостатки: сокращенное время на предметы, проблема кадрового обеспечения школ, недостаточность предпрофильной подготовки учеников на уровне основного среднего образования. Наши исследования показали, что программы школы с 12-летним обучением имеют следующие достоинства: глубокое и тщательное изучение предметов, развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов учащихся, оказание психолого-педагогической помощи связанных с профессиональным самоопределением, развитие способности у учащихся применять осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Выводы. Таким образом, рассматриваемые плюсы и минусы различных форм образования, следует выделить, что 12-летнее образование намного эффективнее помогает развить осознанное решение на пути получения профессии. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой в гимназии №8 им. Дулати города Шымкент по формированию экологического культуры школьников обучающихся в условиях 12-летнего образования.


Библиографическая ссылка

Каипова Ж.М., Кудайбергенова У.Ж., Менликулова А.Б., Турабаева Г.К., Бозшатаева Г.Т., Оспанова Г.С.  ПЕРЕХОД НА ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 17-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9899 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674