Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СЕМИОТИКА ПРИЧЕСКИ В КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Светличная И.В. 1
1 ФГОУ «Омский государственный институт сервиса»
В статье говорится о значимости семиотики прически в визуальной культуре повседневности. Проводится сравнительный анализ символичных характеристик женских причесок древних и современных культур. Данный анализ выполняется с учетом важнейших дифференцирующих признаков социальных слоев. Это позволяет выявить приемы тождества, нюанса и контраста, при помощи которых происходит комбинация символических характеристик прически древних визуальных культур в семиотике современной прически с учетом социальной стратификации.
прическа
семиотика
культура
социальный слой
символы
форма
цвет
линии
стиль
1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
2. Визуальная семиотика российской моды в процессе политических трансформаций. Проблемы визуальной семиотики. // Гефтер. – URL: http://gefter.ru/archive/13746 (дата обращения: 15.01.2016).
3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения . 4-е издание, исправленное и дополненное изд. – М.: КДУ, 2010. – 228 с.
4. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм // Библиотека Гумер-Философия. – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin_Post/index.php (дата обращения: 20.03.2016).
5. Казарьян Н.А. Проблема границ семиотического подхода к исследованию социокультурной реальности // Грамота. – 2011. – №8 (14). – С. 86-88.
6. Лукьянова Н.А. Коммуникативно-семиотическое моделирование социокультурных изменений: дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01. – Великий Новгород, 2010. – С. 47-53.
7. Орлова А.К. Индустрия красоты: Социокультурные аспекты: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. – М., 2005. – С. 78-84.
8. Светличная И.В. Трансформации семиотики прически // Человек и культура. – 2016. – № 1. – С.101-120. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.1.17820. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_17820.html.
9. Светличная И.В. О семиотических аспектах прически. // В мире научных открытий. – 2015. – № 11.2 (71). – С. 951-963.
10. Чарушин Е.В. Иконы стиля: История моды XX века / Е.В. Чарушин, Г. Буксбаум, Ю.М. Гурко – М: АМФОРА, 2009 – 192 с.

В настоящее время значимость прически в визуальной культуре возрастает, так как прическа задает новые тенденции в формировании образа человека с учетом сферы деятельности. Визуализация в данном случае зависит от социокультурных потребностей человека, выражающихся через выбор стилевого решения и семиотику прически.

Актуальность выбора семиотического подхода для изучения социокультурных предпочтений в визуальной культуре подтверждается работами таких авторов Н.А. Казарьян по исследованию проблем семиотического подхода социокультурной реальности и Н.А. Лукьяновой по исследованию коммуникативно-семиотического моделирования социокультурных изменений [5, 6].

Изучая работы исследователей социокультурных аспектов семиотики, таких как Р. Барт и И. Гофман, можно предполагать, что семиотические средства визуальной культуры, такие как прическа и костюм могут способствовать выявлению стилевых предпочтений, социокультурных потребностей и устойчивой социальной стратификации [1, 3].

В текстах авторов И.П. Ильин и А.К. Орлова, можно проследить соотношение семиотичных характеристик определенного стиля с их проявлением в визуализации представителей разных социальных слоев. Данное сравнение зачастую проводится на основе таких важнейших дифференцирующих признаков, как экономическое положение, разделение труда, объем властных полномочий, социальный престиж [4, 7]. В процессе смены культур символичные характеристики визуализации проявляются контрастно, нюансно или тождественно с учетом принадлежности к социальному слою.

В этой связи можно полагать, что изучение семиотики прически с учетом социальной стратификации позволит выявить предпосылки проявления в современных прическах символики древних культур. Данные символичные характеристики прически могут являться объединяющими в визуализации представителей различных социальных слоев, что подтверждает значимость семиотики прически в современной культуре.

Выявлению изменения семиотических характеристик прически в разных социальных слоях в процессе смены культур способствовали приемы сравнительно-исторического метода. Данные приемы применялись для установления взаимосвязи символики причесок периодов культуры Древнего Египта и Античности и классического и романтического стилей современной визуальной культуры.

Приемы сравнения дали возможность соотнести символичные характеристик причесок (форма, линии и цвет) с их проявлением в современной визуальной культуре с учетом важнейших дифференцирующих признаков социальных слоев.

В анализе символики характеристик прически в рамках сравнения древних культур Египта и Античности и современной визуальной культуры был использован семиотический метод. Установленные выводы о взаимосвязи символичных характеристик причесок разных культур и их тождественном проявлении в разных социальных слоях современной визуальной культуры способствуют определению прически как доминирующего компонента визуализации.

В семиотике современных причесок можно наблюдать сохранение символики устойчивых художественных средств в виде форм, линий и цвета, которые интегрируя с модными тенденциями, способствуют популяризации определенных стилей, в прическах повседневного и вечернего направления.

По наблюдениям культуры повседневности в области визуализации образа человека посредством прически одними из популярных являются такие стили, как классический и романтический. Популярность данных стилей в современной культуре обусловлена их семиотикой в прическах повседневного, делового и вечернего назначения. Предпосылки формирования данных стилей возникли еще в периоды Древнего Египта и Древней Греции и получили свое развитие и популярность в период 20–21-го веков [8].

Семиотика причесок классического стиля проявляется через четкие геометрические силуэты, плотную массу, прямые линии вертикального или горизонтального направления, монохромное цветовое решение, доминирование формы над линиями, элементами и цветом. Данные характеристики символизируют стабильность, целеустремленность и завершенность, что соответствует семиотике древнеегипетских причесок. Причёски данного стиля характеризуются геометрическими формами, четкими линиями и натуральным цветом [3, с. 123-127]. Форма круга в прическах символизировала чувство защиты, треугольника – стремление, а трапеции – познание. Использование в композиции причесок горизонтальных линий символизировало спокойствие и прочность, вертикальных – новые возможности. Тёмный цвет волос символизировал власть и земную энергию [8].

Семиотика причесок романтического стиля проявляется через пластику форм, воздушную массу, плавные линий и мягкий градиент в цветовом решении. Данные характеристики символизируют нежность, возвышенность и гармонию, что соответствует семиотики причесок античной культуры. Прически данного стиля характеризуются плавными контурами причесок, изогнутыми линиями и светлым цветом. Форма овала в прическах символизировала – защиту человеческой души [3, с. 137-142]. Светлые золотистые волосы символизировали великодушие и интеллект. Волнообразная фактура на основе диагональных линий, символизировала изящество, непринуждённость и движение [8].

Особенности использования сравнительно-исторического и семиотического метода исследования позволяют выявить то, что взаимодействие символики формы, цвета и линий в прическах способствовало выявлению общих семиотичных характеристик визуальной культуры Древнего Египта и классического стиля в современных прическах, и визуальной культуры Античности и романтического стиля в современных прическах.

В период формирования классического и романтического стилей в прическах, то есть в периоды визуальной культуры Древнего Египта и Античности семиотика причесок формировалась посредством контрастных (полярных) характеристик форм, линий и цвета в разных социальных слоях [2]. В визуализации причесок одновременно можно было наблюдать символичные характеристики выбираемые на основе приемов контраста, нюанса и тождества в одной визуальной культуре, но разных социальных слоях.

Контрастное проявление организации характеристик визуализации позволяет определить положение в социальной страте. Семиотические характеристики, организованные на приеме контраста характерны для визуализации представителей древних культур, которая напрямую зависела от экономического положения, разделения труда, объема властных полномочий, социального престижа представителя культуры [2].

Тождественное проявление характеризуется наблюдением одинаковых художественных характеристик визуализации объекта вне зависимости от принадлежности к социальному слою. Так как современные достижения в технологиях и материалах позволяют выполнять любые идентичные формы, линии и цвет без учета дифференцирующих социальных признаков [2]. Прием тождества характеристик в семиотике причесок, позволяет стирать границы визуализации, способствует взаимопроникновению символичных характеристик, что можно наблюдать в семиотике визуальной культуры 20–21-го веков.

Нюансное проявление характеризуется имитацией похожих символичных характеристик в разных социальных слоях. Прием нюанса позволяет приблизится к желаемой визуализации без учета социокультурного положения представителя определенной культуры. Можно наблюдать с учетом смены культур в разные периоды от древних до современных визуальных культур. Что характерно для промежуточных социальных слоев, представителей искусства и искусственно созданных образов (имиджа).

Основываясь на исследования (материалы) по изучению визуальной культуры периода Древнего Египта, можно утверждать что в семиотике причесок можно наблюдать контрастные или нюансные решения у разных слоев населения. В ходу почти у всех слоев населения были парики, в композиции которых наблюдались различный материал. При общей схожести основных характеристик причесок у знати они были изысканны и декорированы, а у простолюдина – проще и гораздо скромнее. Парики представителей разных слоев общества выполнялись из материалов символика которых была основополагающей при определении статуса носителя. Парики фараонов и жрецов выполнялись из натуральных волос, парики вельмож и знати – из шерсти животных, нитей, а ремесленников и земледельцев – из растительных волокон [10, с. 78-79].

Огромную роль в семиотике причесок играл объем париков. Самые большие по размеру парики были у фараона и жрецов, самые маленькие – земледельцев и ремесленников [10, с. 79]. Со снижением социального статуса владельцев уменьшались не только размеры, но и упрощалась форма парика. В форме париков в зависимости от принадлежности к слою населения определялись четкие геометрические силуэты от сложных (трапеция) к более простым (треугольник и круг) [8]. Многослойность фактуры достигалась за счет возможностей в выборе видов укладки. Представители знатных слоев завивали волосы на деревянные бигуди, в результате чего формировались крутые завитки. Низшие слои формировали рыхлую волнистую фактуру за счет фиксации в тугие косы [10, с. 80].

Вне зависимости от статуса в композиции всех париков наблюдались четкие вертикальные или горизонтальные линии и преимущественно черные и темно-коричневые цвета, которые определялись согласно требованиям моды и социального уклада общества [10, с. 80]. На основании вышесказанного можно утверждать что семиотическое значение характерное для причесок визуальной культуры Древнего Египта достигалось посредством контрастных характеристик в форме, материале и декоре, символизирующих уровень власти, социального положения и разделения труда, и нюансных характеристик в линиях и цвете, символизирующих принадлежность к культуре в разных социальных слоях.

В семиотике причесок культуры Древней Греции можно наблюдать различные символичные характеристики с учетом социальной стратификации населения. В силуэтах женских причесок у представителей разных слоев населения преобладали четкие овальные очертания, но наполнение данной формы происходило по-разному. Так как прическа позволяла определить социальное положение человека, то можно было наблюдать контрастное и нюансное цветовое, фактурное и декоративное решение [4, с.56-57].

Эталоном красоты в данный период был светлый цвет волос, а так как от природы у всех гречанок преобладал темный цвет, то основное население выполняло прически на естественном цвете волос. И только представители знатных слоев могли позволить себе изменять природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, посыпания мелко помолотым рисом, мукой, порошком из трав, и в особо торжественных случаях – золотым порошком [10, с. 127-128].

Основой всех причесок был тугой узел на нижнем, среднем или верхнем затылке. На формирование высокого пучка, требовалась поддерживающая конструкция в виде каркаса, диадемы или жесткой сетки, которые могли позволить себе только знатные женщины [10, с. 129]. Следовательно, по высоте прически так же можно было определить положение в обществе.

В данный период модными становятся так же разные виды текстурирования волос. Искусству завивки волос обучали специальных рабов – коламистров, которых могли себе позволить только знатные люди [10, с. 131]. Следовательно в прическах, представителей знатных слоев, можно наблюдать аккуратно подстриженные и уложенные объемные волны и локоны, а у представителей низших слоев – текстуру рыхлую и менее объемную, сформированную самостоятельно на основе косичек.

На основании вышесказанного можно утверждать, что семиотика причесок визуальной культуры Античности достигалось посредством контрастных характеристик в цвете, объеме и декоре, символизирующих материальное положение и объем власти, и нюансных характеристик в форме и линиях символизирующих социальный престиж и социокультурные предпочтения.

Выбор контрастных или нюансных приемов организации символичных характеристик зависел от социальной стратификации и проявлялся через выбор формы, линий и цвета. Если необходимо было чтобы семиотика прически символизировала четкие социальные различия то выбирался контраст, если необходима была целенаправленная имитация социокультурных предпочтений, то выбирался нюанс в организации формы, линий и цвета. Тождественная организация в древней визуальной культуре, как показывает сравнительно-исторический анализ, не использовалась.

Данные приемы зачастую используют дизайнеры при создании причесок в классическом и романтическом стиле. Но в данном случае выбор визуальных семиотичных характеристик уже не зависит от социальной стратификации. Контрастные приемы используются для причесок зрелищных, нюансные для нарядных, а тождественные для повседневных причесок современной визуальной культуры. Так как возможности в технологиях и материалах, участвующих в создании причесок, позволяют выбирать любые стилевые характеристики вне зависимости от дифференцирующих характеристик социальных слоев, что характеризует прическу как семиотический компонент, доступный для любых слоев населения и связывающий их через взаимопроникновение социокультурных визуальных характеристик современной культуры.

Основой формирования классического стиля являются символические характеристиках древнеегипетской визуальной культуры. Данные характеристики сохранились в современной культуре, так как в семиотике причесок символизируют стремление к развитию через форму, целеустремленность через линии и четкость в принятии решений через цвет, что идентично семиотике древнеегипетской визуальной культуре [9, с. 951-961]. Данное значение в современной культуре реализуется посредством сохранения геометрии форм, но уменьшению объема, замены сложных фактурных линий на прямые или легкие волнистые, и сохранению темного цветового решения.

Прически с данной семиотикой, выбирают для повседневных деловых или классических образов, символизирующих гармоничность, логику и простоту, что поддерживает популярность данного стиля. Символические характеристики в данных прическах у представителей разных социальных слоев организованы на основе приема тождества форм и нюанса линий и цвета, влияющих на создание акцента в индивидуализации образа.

Романтический стиль основан на символических характеристиках Античной визуальной культуры. Данные характеристики сохранились в современной культуре, так как в семиотике современных причесок возвышенность духа означают через форму, достоинство личности – через скульптурность линий и динамику развития через пластику цвета, что идентично семиотике культуры Античности. Данное значение в современной культуре реализуется посредством сохранения мягких овальных силуэтов, пастельного цветового решения и ритмической организации в плавных волнистых линий [8].

Прически с данной семиотикой выбирают для нарядных повседневных и вечерних причесок романтического стиля, символизирующих неоднозначность, легкость и воздушность, что поддерживает популярность данного стиля в современной визуальной культуре. Символические характеристики в данных прическах у представителей разных социальных слоев организованы на основе приема тождества линий и нюанса форм и цвета, влияющих на индивидуальность в эмоциональном восприятии образа.

На основании вышесказанного можно сделать выводы о том, что семиотика современной прически символизирует социальный статус через стилевые символичные характеристики прически. Но сравнительная характеристика семиотики прически выявляет более мягкие различия в форме, элементах и цвете представителей разных стратификаций. То есть, на формировании семиотических кодов современной прически, ее стиля и назначения влияют приемы тождества и нюанса в организации характеристик прически, а не контраста как в Древних культурах. Тем самым расширяются возможности разных социальных слоев в использовании заимствованных семиотичных характеристик в повседневной визуальной культуре каждого социального слоя. Изучение трансформации художественных визуальных характеристик прически расширяет знания о ее семиотике, тем самым подтверждая значимость прически в современной визуальной культуре.


Библиографическая ссылка

Светличная И.В. СЕМИОТИКА ПРИЧЕСКИ В КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 123-127;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9925 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674