Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Раимкулова А.С. 1 Кадыркулова Ф.Д. 1
1 ФФН и СПТ ВПО «Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына»
В статье рассматривается психолого-педагогические основы,влияющие на познавательную активность школьников. Рассмотрена проблема формирования творческой позиции школьников к учебе и раскрыта сущность творческого подхода в обучении школьников. С позиции указанного подхода обоснуется положение, что формирование активной позиции школьников в познавательной деятельности можно успешно решить через различные виды самостоятельной работы Актуальность статьи связана с целями разрешения подготовки будущего учителя к активизации познавательной деятельности школьников.
школьники
мышление
познавательная активность
современный подход
творческая деятельность
репродуктивная деятельность
учебно-исследовательская работа
будущий учитель
самостоятельная работа школьников
1. Алимухамбетова Г.Е. Научные основы формирования готовности школьников к познавательной деятельности // автореф. … дисс. д-ра пед. наук:13.00.01. – Алматы, 1995. – 47 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития в 2-х книгах. – Казань, 1996. – 137 с.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение – М.: Знание. – 1988. – 96 с.
4. Коротяев Б.И. Учение процесс – творческий. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучения гуманитарных дисциплин. – автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – Москва, 1971. – 38 с.
6. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат. – 1976. – 144 с.
7. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 352 с.

Для развития познавательной активности школьников, нам следует рассмотреть психолого-педагогические основы, влияющие на познавательную активность школьников, исходя из современных подходов к данной проблеме.

Рассмотрение понятий: «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность» школьников и их особенностей позволяет нам отметить, что в познавательной деятельности школьников совершается мыслительная деятельность. Познание шире, чем мышление, однако мышление является высшей ступенью человеческого познания. Мышление – важнейший среди познавательных процессов, влияющих на обучаемость. «Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются причиной неуспеваемости школьников» – указывает Г.Е. Алимухамбетова [1, с. 14].

Причиной неуспеваемости является большая перегруженность программ, что школьники «вынуждены нередко усваивать настолько большое количество знаний, что не остается времени на их обдумывание и переваривание» – отмечает А.В. Брушлинский [3, с. 81].

Анализ понятий познавательных процессов, влияющих на обучаемость школьников и соотносимость этих понятий с преобразующей деятельностью ведущего субъекта учебного процесса (учителя), выявил проблему изучения факторов, стимулирующих активную познавательную деятельность школьников.

Хотя проблема формирования творческой позиции по отношению к учебе относится к числу «вечных» проблем, которые не перестают волновать человека, но его специфика и статус определены еще недостаточно. Причина этого состоит в многогранности изучаемого явления. В современной научной литературе существует несколько подходов к изучению проблем формирования творческой позиции школьников к учебе.

Для нашего исследования проблемы формирования творческой позиции школьников к учебе, основополагающим являются ведущие положения педагогических исследований, раскрывающие сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из условий готовности личности к творчеству (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); сущность развития качеств творческой личности в учебно-познавательной деятельности (В.А. Беликов, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова, В.П. Ушачев и др.) .

Анализ проведенных исследований и научной литературы показал, что творческая деятельность рассматривается почти всеми учеными с позиции новизны и процесса получения нового результата. Существенным в данных исследованиях является мнение о том, что творчеству можно научить, а качества творческой личности развить. Для педагогики это имеет особое методологическое значение, так как дает основание утверждать, что в каждом школьнике есть творческое начало, которое можно и нужно развивать в деятельности. Соглашаясь с мнением вышеуказанных ученых, мы рассматриваем учебную деятельность как основной фактор развития активной, творческой, познавательной позиции школьников, так как именно учение является ведущим видом деятельности каждого школьника.

Вслед за учеными (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, А.И. Савенков и др.), мы рассматриваем творческую деятельность как процесс, обеспечивающий развитие личностного потенциала школьников.

В психологии творчество является высшей ступенью познания, наиболее сложной формой деятельности, присущей человеку.

В педагогике творчество определяется как «деятельность, в котором выражается способность человека находить множество уникальных и тем не менее уместных ответов на проблему» [7, с. 204], поэтому творческие процессы принято характеризовать как «творческую деятельность».

Ряд российских исследователей В.И. Андреев [2], И.Я. Лернер [5], А.Н. Лук [6] и др. с целью оптимизации процесса деятельности школьников рекомендуют создавать определенный творческий климат, атмосферу. Они предлагают доступные творческие задания, вызывающие интерес к учебе у школьников и формирующие у них различные виды мыслительной деятельности, множественность вариантов ответов, чувство предвосхищения результата, поиск рационального и другое.

Обозначая понятие «творческая деятельность» во взаимосвязи с познавательной активностью школьников, рассмотрим ее сущностные черты и особенности подробнее.

Проведенный анализ научно-теоретических исследований (Б.И. Кедров, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.М. Якобсон, В.П. Ушачев и др.) позволяет выделить основные признаки исследуемого понятия:

– это продукт мыслительной деятельности, обладающий своебразной новизной и ценностью;

– новизна, отражающая преобразование или отказ от ранее принятых идей;

– мыслительный процесс, характеризующийся наличием сильной мотивации и устойчивости.

Творческая деятельность – чрезвычайно сложное психическое явление, которое характеризуется рядом внешних и внутренних, объективных и субъективных особенностей. К ним относятся различный характер мыслительной деятельности в разных фазах творческого процесса, особая роль отводится интуиции и фантазии, кажущейся случайностью.

Российские ученые Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон, например, выделяют следующие стадии творчества: наблюдение, образное мышление, воплощение образа.

Тем не менее, в психолого-педагогической литературе отмечается, что не всякая деятельность может быть творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставляется деятельность репродуктивная, то есть не связанная с производством качественно новых материальных и духовных ценностей. Б.И. Коротяевым доказано, что это два явления одного и того же порядка и между собой они соотносятся как два звена единого целого, где репродуктивное звено характеризуется как подготовительное, а продуктивное – как основное [4, с. 15]. Причем репродуктивное характеризуется как воспроизведение достигнутых результатов, а продуктивное (творческое) как отражение поступательности, новообразования в развитии мысли, предмета деятельности.

Исследователи выделяют свойства творческой деятельности: целеполагание, предметность, мысленность, преобразующий характер [7]. Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида. Таким образом, общая теория деятельности создает возможности для построения теории деятельности в педагогике.

В педагогике проблема деятельности служит основой формирования личности. Вне деятельности невозможно решать задачи современного общества, нельзя формировать и воспитать члена этого общества.

Для педагогического процесса, а главное, для построения теории деятельности в педагогике имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющейся в мире деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она знает, но и как она это делает.

В сущности этой концепции находит свое выражение решение нашей проблемы как формирование познавательной активности школьников, что особо, важно в условиях модернизации образования. Именно, активный характер деятельности, ее целенаправленность на преобразование и изменение являются условиями для развития творческого потенциала школьников. При этом нельзя не упомянуть о том, что от компетентностного подхода учителя к активизации этой деятельности зависит многое.

Познавательная активность школьников – многомерный процесс и отражается такими понятиями, как своеобразие, неординарность мышления, обогащение личностных ресурсов и т.д. Именно в разрешении проблемы активизации познавательной деятельности школьников решается одна из насущных проблем нашего времени, как проблема формирования активной позиции у нового, подрастающего поколения.

Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьников, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности.

Наши наблюдения, во время педагогической практики, за учебно-познавательной деятельностью школьников показали, что при репродуктивной познавательной деятельности школьники изучают материал в том виде, в каком он излагается в учебнике или сообщается учителем, и пользуются теми методами и приемами, которые им предлагают. Репродуктивная деятельность в познании ограничивается программными рамками, круг знаний заранее очерчен, тогда как активная (творческая) познавательная деятельность школьников предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, самопоиск. Для нее характерна более высокая ступень познавательной и практической деятельности.

Активная позиция школьников в познавательной деятельности предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширяет и углубляет их знания, способствует активизации их познавательных и творческих сил, более глубокому проникновению в сущность изучаемого вопроса, повышает самостоятельность школьников в овладении знаниями, вызывает новизну суждений и выводов.

Формирование активной позиции школьников в учебно-познавательной деятельности можно успешно решить через различные виды самостоятельной работы:

1. На начальном этапе учитель, как ведущий субъект учебного процесса, должен знакомить школьников с методами учебного исследования посредством подготовки докладов и индивидуально-предметных заданий для написания рефератов, вводит в задания для школьников элементы творческого поиска при выполнении ими лабораторных и практических работ. Творческие задания типа: ключевые слова, научное эссе, доклад – это первый этап для учителя в деле активизации учебного познания школьников, учебно-исследовательской работы, в том числе.

2. В старших классах рекомендуется вводить непосредственное исследование какого-либо процесса, явления. Научная работа – один из способов организации учебно-исследовательской работы школьников и осуществляется он через самостоятельное теоретическое исследование отдельных дисциплин в учебном процессе, применяющих общий исследовательский подход к разрешению изучаемой проблемы.

Вопросы организации и управления учебно-исследовательской работой школьников должны решаться со стороны учителя последовательно и преследовать решение таких задач, как:

● развитие творческих способностей школьников;

● подготовка школьников к различным формам деятельности, в том числе и самостоятельной;

● выработка адекватного отношения к окружающему миру;

● повышение качества образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Раимкулова А.С., Кадыркулова Ф.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 269-271;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10010 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074